Тема 10. Философия сознания

1. Проблема сознания в философии. Плюрализм философских моделей сознания.

2. Философские свойства сознания. Проблема идеального как интегративного свойства сознания.

3. Структура сознания личности.

 

ГЛОССАРИЙ: Сознание. Душа. Психика. Вульгарный материализм. Сознание как отражение. Субъективный образ. Идеальное. Язык. Обобщение. Абстрагирование. Образ. Символ. Активность. Целеполагание. Конструктивность. Преобразовательность. Творчество. Прогностичность. Основные программы исследования сознания в современной философии: инструменталистская, интенционалистская, кондиционалистская. Сенсорность. Перцептивность. Опосредованность. Эмоции. Чувства. Воля. Мотивация. Духовные идеалы и ценности. Знание. Самосознание. Бессознательное. Архетип.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Соотнесите между собой понятия «душа», «сознание», «психика».

2. Какие теории происхождения сознания вы знаете?

3. В чем смысл объективно – идеалистической, субъективно – идеалистической, вульгарно – материалистической трактовок сознания?

4. Раскройте содержание понятия «сознание» с диалектико-материалистических позиций. Роль деятельности в возникновении и развитии сознания.

5. В чем проявляется такое свойство сознания как активность?

6. В чем обнаруживается связь сознания и языка?

7. Какие факторы оказывают влияние на формирование и развитие сознания?

8. Какие составляющие можно выделить в структуре сознания?

9. Чем плоскостная модель сознания личности отличается от объемной? Роль психоанализа в изучении сознания личности.

10. Соотнесите понятия «сознание» и «самосознание», «сознание общества» и «сознание личности».

11. Что такое «бессознательное» с позиций философии?

12. Как взаимодействуют сознательное и бессознательное в деятельности человека?

13. За что неофрейдисты критикуют учение З.Фрейда.

14. Э.Фромм об «архетипах» и «социальных качествах».

15. Э.Маркузе о «надсознательном».

16. Возможно ли управление поведением человека на уровне бессознательного.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Спиркин, А.Г. Философия: Учеб. для ВУЗов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2004. – 735 с.

2. Гуревич, П.С. Философия: Учебник для психологов – Воронеж, МПСИ, 2004 – 1123 с.

3. Философия [учебник для ВУЗов] / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М.: 2004 – 622 с.

4. Философия: Учебник для ВУЗов по естественно-научным специальностям и направлениям / В.П. Горюнов, В.К. Гавришин, А.В. Гогин и д.р. – М.: Гардарики

5. Ильенков, Э.В. Личность и творчество / Сб.: Язык русской культуры. – М.: 1999 – 261 с.

6. Мамардашвили, М.В., Пятигорский А.М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. / Под общей ред. Ю.П. Сенокосова. – М.: 1999 – 216 с.

7. Юлов, В.Ф. Мышление в контексте сознания. – М.: 2005. -493 с.

8. Прист, Стивен. Теория сознания / Пер. с англ. Предисл. А.Ф. Грязного. – М.: Идея – Пресс, 2000 – 287 с.

9. Серл, Д. Открывая сознание заново / Пер. с англ. А.Ф. Грязного – М.: Идея – Пресс, 2002 – 240 с.

10. Райбл, Г. Понятие сознания / Пер. с англ. Общ. – науч. ред. В.П. Филатов – М.: Идея – Пресс, 2000 – 406 с.

Тема 11. Гносеология – философия познания

1. Предмет гносеологии. Философские концепции познания.

2. Мышление и язык.

3. Диалектический характер процесса познания.

4. Проблема истины.

5. Роль практики в процессе познания.

 

ГЛОССАРИЙ: Гносеология. Эпистемология. Субъект познания. Объект познания. Знание. Знания достоверные. Знания вероятностные. Заблуждение. Ложь. Мышление. Язык. Язык естественный. Язык искусственный. Знак. Символ. Значение. Смысл. Чувственное познание. Ощущение. Восприятие. Представление. Рациональное познание. Понятие. Суждение. Умозаключение. Интуиция. Правда. Мнение. Понимание. Вера. Истина. Истина объективная. Истина субъективная. Истина абсолютная. Истина относительная. Общественная практика.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Сравните понятия «теория познания», «гносеология», «эпистемология».

2. Охарактеризуйте основные философские концепции познания.

3. Исходные категории теории познания, их определения.

4. В чем специфика чувственного познания и в каких формах оно протекает?

5. В чем специфика абстрактного мышления? Сущность понятия, суждения и умозаключения как форм абстрактного мышления.

6. Чем отличается рассудок от разума?

7. Чем объясняется деление мышления на «левополушарное» и «правополушарное»?

8. Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание?

9. Что означает выражение «человек мыслит»?

10. Связаны ли между собой мышление и язык? Если да, то каким образом?

11. Что такое язык? Каковы его функции?

12. Какие теории происхождения языка вам известны? Чем они отличаются друг от друга? Какая теория, на ваш взгляд, наиболее обоснована?

13. Что вы понимаете под интуицией? Различаете ли интуицию чувственную и рациональную? Какова роль интуиции в творчестве?

14. Что такое «истина», а что такое «правда»?

15. Почему проблема истины – центральная в философии?

16. Какие концепции истины обозначились в философии?

17. В чем суть традиционной концепции истины?

18. Что нового в современном понимании истины?

19. Что такое «объективная истина» и «субъективная истина»? Как они соотносятся между собой?

20. Что такое «абсолютная истина»? Возможна ли в принципе абсолютная истина?

21. Что такое «истина относительная»? В чем выражается релятивизм по отношению к познанию?

22. Как соотносятся между собой абсолютная и относительная истины в процессе познания?

23. Что такое оптимизм, агностицизм, скептицизм?

24. В чем проявляется догматизм в познании?

25. Как вы истолковываете выражение «проблема критерия истины»?

26. Какие философские концепции истины вам известны? Какую из них вы считаете наиболее обоснованной?

27. Определите категорию «практика».

28. Обозначьте позиции практики в процессе познания.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Философия: Учебник для ВУЗов / В.В. Миронов, В.В. Васильев, П.П. Гайденко и др.; Под общей ред. В.В. Миронова – М.: Норма, 2005. – 911 с.

2. Радугин, А.А. Философия: Курс лекций: Учебное пособие для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2004 – 332 с.

3. Философия: Учебник для ВУЗов по нефилос. спец. / В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, А.И. Алешин и др. – 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Гардарики, 2004 – 828 с.

4. Голубинцев В.О. Философия для технических ВУЗов: Учебник – 2-е издание – Ростов – на – Дону, Феникс, 2004 – 635 с.

5. Рычков, А.К. 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для ВУЗов – М.: Владис, 2004 – 126 с.

6. Рассел Б. Человеческое познание: Сферы и границы применения: Статьи. – М.: Республика, 2000. – 346 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: