Тема 13. Диалектика как наука

1. Историческое развитие диалектического осмысления мира.

2. Плюрализм моделей диалектики.

3. Предмет и структура диалектической науки.

4. Основные законы диалектики; их мировоззренческое и методологическое значения.

ГЛОССАРИЙ: Диалектика. Связь. Развитие. Категории диалектики. Законы диалектики. Модели диалектики. Логикогносеологическая модель. Материалистическая модель. Равновесная модель. Натуралистическая модель. Системный подход. Синергетика. Самоорганизация. Нелинейная эволюция. Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Единое (целое). Качество. Количество. Свойство. Мера. Границы меры. Скачок. Эволюция. Революция. Механизм развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположность. Тождество. Различие. Диалектическое противоречие. Логическое противоречие. Борьба противоположностей. Источник развития. Закон отрицания. Преемственность. Поступательность. Отрицание. Линейность. Многолинейность. Зигзагообразность. Отрицание отрицания. Направленность развития. Прогресс. Регресс. Круговорот. Детерминизм. Индетерминизм. Причина и следствие. Необходимое и случайное. Возможное и действительное. Единичное. Особенное (отдельное). Общее.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Кого принято считать основателем диалектической науки – Гераклита или Гегеля? Почему?

2. Особенность диалектической концепции Гегеля.

3. Чем материалистическая диалектика отличается от идеалистической диалектики?

4. Охарактеризуйте равновесную, натуралистическую, нелинейно – эволюционную модели развития.

5. Дайте определения категориям «связь» и «развитие».

6. Охарактеризуйте развитие как саморазвитие.

7. Как трактуется идея саморазвития в теории самоорганизации (синергетика)?

8. Дайте сравнительную характеристику прогрессивного и регрессивного развития.

9. В чём специфика диалектических категорий?

10. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений:

· Как он формируется?

· Через какую систему категорий раскрывается его смысл?

11. Закон единства и борьбы противоположностей:

· Как он формируется?

· Через какую систему категорий раскрывается его смысл этого закона?

12. Закон отрицание отрицания:

· Его формулировка.

· Через какую систему категорий раскрывается его смысл этого закона?

13. Мировоззренческое и методологическое значения основных законов диалектики.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Философия. Учеб. по дисциплине «Философия» для вузов по нефилосовским специальностям. /М.Н. Росенко, А.С. Колесников, Б.В. Марков, А.М. Скляров. – М.: Гардарики, 2005. – 430 с.

2. Рычков, А.В., Яшин, Б.Л. Философия. Учебник для студентов вузов. – М.: Владос, 2002. – 384 с.

3. Философия: Учеб. для нефилос. вузов / О.А. Митрошенков, К.Х. Делокаров, Ф.Д. Демидов и др. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.

4. Алексеев В.П., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2005. – 236 с.

5. Канке, В.А. Философия. – М.: Логос, 2005.

6. Философия в вопросах и ответах./ Под ред. А.П. Алексеева и Л.Е. Яковлевой. – М.: 2004.

Тема 14. Философия человека

1. Проблема человека в истории философии. Новый поворот к человеку.

2. Сущность и существование человека. Фундаментальные качества человека.

3. Проблема уникальности человека.

ГЛОССАРИЙ: Философия человека. Антропоцентризм. Природа человека. Социокультурная сущность человека. Биологическое. Психологическое. Сознательное. Бессознательное. Социальное. Функциональный подход к человеку. Бихевиоризм. Неофрейдизм. Догматический марксизм. Целостность, универсальность, уникальность как фундаментальные качества человека. Антропологическая философия. Отчуждение. Экзистенциализм. Персонализм. Феноменологическая философия. Индивид. Личность. Социализация личности. Смысл и цель жизни.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Почему Сократа считают родоначальником философии человека?

2. Выделите и охарактеризуйте основные философские концепции человека.

3. Какие исторические эпохи «заболевают» проблемой человека и почему?

4. Какой смысл вкладывал Б. А. Бердяев в понятие «антронедицея»?

5. Что такое «философская антропология»?

6. Что такое «экзистенциализм»?

7. Что такое «персонализм»?

8. В единстве каких компонентов проявляется сущность человека?

9. Что такое «унифицированный человек»?

10. Какими качествами обладает человек как представитель Homo Sapiens?

11. Какую роль призвано сыграть общество в целом, образование в частности в процессе реализации специальной программы развития человека? Что такое «смысл» и «цель жизни»?

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Философия. [Учеб. для вузов]. / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова – М.: 2004 – 622 с.

2. Миронов, В.В. Философия: Учеб. – М.: Велби, 2005 – 238 с.

3. Золкин, А.Л. Философия: Учеб для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005 – 590 с.

4. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. / Сборник. Сост. П.С. Гуревич. – М.: Республика, 1995 – 526 с.

5. Казначеев, В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. / Отв. ред. Л.М. Непомнящих. – Новосибирск, Наука, 1991 – 302 с.

6. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учеб. для вузов. – М.: Инфра-М, 2005. – 517 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: