Структура выпускной бакалаврской работы

Бакалаврская работа должна содержать:

- Титульный лист (Приложение 5)

- Оглавление работы с точным наименованием всех глав и параграфов и с указанием страниц, на которых размещается начало каждого из них.

- Введение

- Основная текстовая часть (2 или 3 главы, состоящие из параграфов).

- Выводы

- Заключение

- Список литературы и электронных ресурсов.

- Приложения

Введение занимает сравнительно небольшой объем бакалаврской работы (3-5 стр.), но представляет собой наиболее ответственную часть бакалаврской работы, поскольку в сжатой форме содержит все основные положение, обоснованию которых посвящена бакалаврская работа. Это актуальность выбранной темы, проблема исследования, цель и задачи, объект и предмет исследования, степень научной разработанности проблемы исследования, методы исследования, база исследования, а так же практическая значимость результатов исследования.

ü Актуальность темы исследования.

В актуальности темы исследования раскрываются противоречия, на основе которых формулируется проблема.

ü Проблемаисследования.

Проблема – это существенное расхождение между желаемым и фактическим состоянием объекта и внешней среды.

Проблема должна быть сформулирована в виде проблемной ситуации (Проблема бакалаврской работызаключается в противоречии между … и …).

ü Цель исследования.

В качестве цели исследования в самом обобщенном сжатом виде формулируется предполагаемый результат.

Цель формулируется с помощью глаголов («обосновать…», «определить…», «разработать» и т.д.).

ü Задачи исследования.

Задачи исследованияслужат реализации поставленной цели и характеризуют основные этапы исследовательской деятельности.

Задачи определяют логическую структуру бакалаврской работы и ход проводимого исследования.

Задачи должны соответствовать названиям глав и параграфов и формулируются с помощью глаголов («охарактеризовать», «проанализировать», «рассмотреть», «описать», «обобщить», «обосновать» и пр.).

Все поставленные в работе задачи должны быть решены.

ü Объект исследования.

В качестве объекта исследования рассматривается та часть практики, которая подлежит изучению. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

ü Предмет исследования.

Объект и предмет необходимо рассматривать вместе.

Объект и предмет как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частной.

Предмет исследования всегда находится в границах объекта.

Предмет исследования определяет тему бакалаврской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

ü Степень научной разработанности проблемы исследования отражает уровень ее изученности, показывает, кто и в каком контексте изучал поставленную в исследовании проблему.

Этот раздел введения наглядно демонстрирует профессиональный кругозор автора исследования и еще раз подтверждал актуальность поставленной проблемы.

Указанные в данном разделе фамилии авторов должны быть отражены и в тексте работы, и в списке литературы.

ü Методыисследования.

В бакалаврской работе могут быть использованы следующие методы: анализ документов, контент-анализ, наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, тестирование, моделирование, социокультурное проектирование и т.д.

ü Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в социокультурной практике. Во Введении бакалаврской работы необходимо указать в каких организациях социокультурной сферы и в какой мере могут быть использованы результаты исследования.

ü База исследования – это конкретная социокультурная организации (или несколько организаций), в которой осуществляется опытно-экспериментальная работа.

Необходимо внимательно отнестись к выбору базы бакалаврской работы. Прежде всего, это должна быть социально-культурная организация. Однако, важно понимать, что не все социально-культурные организации способны предоставить условия для осуществления экспериментальной деятельности.

В заключение Введения кратко обозначается структура бакалаврской работы.

Основная часть работы (две главы) по объему должна составлять примерно 70 % всего текста. Здесь подробно излагается ход бакалаврской работы, обосновываются и формулируются ее промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

Первая глава бакалаврской работы отражает теоретические предпосылки исследуемой проблемы (теории, концепции, идеи, положения, подходы, которые принимаются автором в качестве базовых, исходных в процессе решения исследовательских задач и достижения поставленной в исследовании цели, а также обоснование собственной позиции автора к решению поставленной в исследовании проблемы).

Вторая глава бакалаврской работы содержит в себе механизм решения поставленной проблемы, создание которого базируется на результатах, полученных в первой главе.

Вторая глава может включать:

– анализ деятельности организации социокультурной сферы (базы дипломного исследования);

– анализ социокультурной ситуации в регионе;

– анализ рынка социокультурных услуг;

– анализ интересов и предпочтений потенциальных и реальных потребителей социокультурных услуг и т.д.;

– обоснование социально-культурного проекта (программы), рекомендаций по реализации проекта (программы).

Название проекта (программы) обозначено на титульном листе как заглавие бакалаврской работы.

Разработка и реализация проекта (программы) должна быть обусловлена конкретной социокультурной проблемой и направлена на решение этой проблемы.

Проект (программа) должен содержать цель, задачи, описание целевой аудитории проекта, направления, формы, средства и методы реализации, план мероприятий, смету (или калькуляцию) и пр.

Текст бакалаврской работы, как всякий текст должен делиться на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация текста, проявляется в наличии структурных подразделов – глав им параграфов, имеющих названия.

Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной единицы – главы или параграфа с помощью абзацев – отступов вправо в строке при наличии новой смысловой части.

Абзацы позволяют более зримо обозначать логические переходы внутритекстуального характера. Поэтому их можно рассматривать как композиционный прием, направленный на выделение логических акцентов, которые невозможно выделить другими способами. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, способствует лучшему восприятию текста. Поэтому правильная разбивка текста бакалаврской работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Деление на более крупные части работы диктуется внутренней логикой текста. Например, если глава делиться на параграфы, последние не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом.

Несоблюдение этого правила может вызывать ошибки. В частности, глава может оказаться по смыслу ýже общего объема составляющих ее параграфов, т.е. содержать лишние по смыслу параграфы. Возможна и противоположная ситуация, когда количество параграфов недостаточно для исчерпывающего раскрытия темы главы.

Главы и параграфы должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста. В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур. Заголовки должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать лишних слов, но в то же время они не должны состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту. Не следует растягивать название главы или параграфа на несколько строк.

Главы завершаются краткими выводами (обобщениями) – своеобразным итогом работы.

Выводы должны подводить к восприятию и осмыслению последующего материала, что обеспечивает единство и логику работы.

В свою очередь, выводы глав в более сжатом, обобщенном виде находят отражение в заключении. При этом каждый последующий вывод должен быть логически связан с предыдущим.

Заключение бакалаврской работы должно содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты исследования.

В заключении подводятся итоги – производится сравнение ранее намеченных задач и степени их реализации, оценивается степень достижения цели исследования, формулируются выводы, выносимые на защиту.

На защиту целесообразно выносить результаты решения обозначенных во введении задач.

Заключение – основа для доклада на защите.

Вслед за заключением приводится список литературы и электронных ресурсов. Это перечень источников, использованный автором в ходе работы над темой исследования.

Список литературы составляется в алфавитном порядке.

Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в тексте бакалаврской работы.

Использованная литература отражается на страницах бакалаврской работы в виде ссылок в тексте и в виде постраничных сносок, расположенных на каждой странице под основным текстом.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части бакалаврской работы, помещаются в приложении.

Приложение – оригинальный материал, использованный автором работы в качестве предмета анализа или доказательства своих выводов. В приложении находят отражение все используемые автором исследования инструментальные средства (анкеты, тесты, карточки-наблюдения, вопросники для проведения интервью, бесед и т.д.), а также диаграммы, схемы, графики, фотографии и др.

В тексте работы необходимо сделать ссылки на приложение.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: