Стоимостной и натурально-вещественный состав имущества организации определяется спецификой его хозяйственной деятельности. Основу этой деятельности составляют различные хозяйственные процессы, которые, как правило, протекают одновременно. Для организаций торговли характерны такие основные хозяйственные процессы как заготовление, приобретение товаров и их реализация.
Эти процессы состоят из отдельных хозяйственных операций. Основное содержание каждой хозяйственной операции составляет движение имущества, смена одного вида имущества на другой. В результате этого движения происходят изменения и в имуществе и в источниках его возникновения, т.е. в обязательствах. Таким образом, хозяйственная операция – это отдельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в объеме, составе и размещении имущества организации (активе), а также в составе и назначении обязательств (пассиве).
Каждая хозяйственная операция характеризуется признаками и показателями.
К признакам относятся: время и место совершения, вещественные элементы, вовлеченные в хозяйственную операцию, затраты, расходы, цены, расценки, нормы, использованные при оформлении хозяйственной операции.
Показатели отражают количественную характеристику хозяйственных операций в натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
Хозяйственные операции делятся на следующие виды:
1) изменяют только имущество организации;
2) изменяют только обязательства организации;
3) одновременное изменение происходит и с имуществом, и с обязательствами.
Метод бухгалтерского учета и его элементы
Метод бухгалтерского учета – это совокупность применяемых в бухгалтерском учете приемов и способов с целью изучения предмета бухгалтерского учета.
Этот метод должен обеспечить постоянную неразрывную взаимосвязь данных, отражающих движение имущества (актив), с показателями, характеризующими обязательства организации (пассив). Внутренним содержанием такой взаимосвязи является балансовое равенство в денежном выражении итоговых данных, рассматриваемых 2-х групп показателей, т.е. равенство в стоимостном выражении актива и пассива.
Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:
1) документация;
2) инвентаризация;
3) денежная оценка объекта;
4) калькулирование;
5) система счетов и двойная запись;
6) бухгалтерский баланс;
7) бухгалтерская отчетность.
Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности организации.
Инвентаризация – проверка фактического наличия и состояния имущества и обязательств. Инвентаризация позволяет обеспечить соотношение между фактическими и учетными данными.
Денежная оценка объекта – представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества организации и ее обязательств.
Калькулирование – это способ группировки затрат и определения себестоимости произведенных или приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг).
Система счетов – применяется для группировки и текущего учета состояния и движения имущества и обязательств организации. Каждый счет представляет собой экономическую группировку, в которой систематизируется, накапливается текущая информации о состоянии объектов учета.
Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций, при котором каждая хозяйственная операция записывается на счетах дважды в равных суммах.
Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации и обязательствах в денежной оценке на определенную дату.
Бухгалтерская отчетность – представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность организации за определенный период.
Все элементы метода бухгалтерского учета являются обязательными для использования всеми субъектами хозяйствования.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
1. Бухгалтерский баланс и его строение.
2. Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными операциями.