Счета бухгалтерского учета, их назначение и внутреннее строение

 

Средством для ведения текущего учета и контроля является система счетов бухгалтерского учета.

Счета бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом и обязательствами организации.

По внешнему виду счет представляет собой двустороннюю таблицу: левая часть называется дебет; правая – кредит.

 

Д           Счет ____________________        К

                                    название

   
   

 

Деление счета на две части необходимо для отражения двух видов изменений в составе объектов учета - увеличение и уменьшение.

На каждый вид имущества и обязательств открывается отдельный счет. Поэтому каждой статье баланса соответствует определенный счет со своим названием и номером. Из баланса на каждый счет переносят не только название определенного вида имущества или обязательств, но и их сумму. Эта сумма отражает величину остатка определенного объекта учета на дату составления баланса. В бухгалтерском учете этот остаток называется сальдо. Остаток (сальдо) на начало отчетного периода называют начальным, а на конец отчетного периода – конечным.

Открыть счет – это, значит, дать ему название, проставить номер счета, записать начальное сальдо.

В течение месяца на счетах производятся записи всех изменений с объектами учета отдельно по каждой хозяйственной операции. Для этого необходимо по каждой хозяйственной операции документальное подтверждение свершившегося факта.

Произвести запись в левой части счета - это значит дебетовать счет, а в правой – кредитовать.

Сумма (итог) записей хозяйственных операций по дебету или кредиту счета за определенный период без начального сальдо называется соответственно дебетовым или кредитовым оборотом.

В конце каждого месяца на всех открытых счетах подсчитывают обороты и выводят конечное сальдо, которое переносится на следующий месяц во вновь открываемые счета и в баланс.

 

 

Характеристика активных и пассивных счетов

В соответствии с балансом все счета делятся на:

1) активные;

2) пассивные.

Активные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества организации, их состав и движение, т.е эти счета открываются на статьи актива баланса. При этом остатки отдельных видов имущества, отраженные в левой части баланса (в активе) переносятся на левую часть соответствующих активных счетов (в дебет). Следовательно, остатки на активных счетах могут быть только дебетовыми.

Пассивные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются обязательства организации, их состав и движение, т.е. эти счета открываются на статьи пассива баланса. При этом остатки отдельных видов обязательств, отраженные в правой части баланса (в пассиве) переносятся на правую часть соответствующих пассивных счетов (в кредит). Следовательно, на пассивных счетах остатки могут быть только кредитовые.

По окончании отчетного месяца остатки из активных счетов переносятся в актив баланса, из пассивных счетов – в пассив баланса.

Схема записей на активных и пассивных счетах приведена в таблицах 4.1 и 4.2.

 

Таблица 4.1 - Схема записей на активном счете

 

Д                   Номер счета и наименование объекта учета                    К                                                                                

Остаток имущества на начало (НС)  
Увеличение имущества в результате хозяйственных операций Уменьшение имущества в результате хозяйственных операций
Сумма хозяйственных операций – дебетовый оборот (Од) Сумма хозяйственных операций – кредитовый оборот (Ок)
Остаток имущества на конец (КС): КС = НС + Од – Ок  

 

Таблица 4.2 - Схема записей на пассивном счете

 

Д    Номер счета и наименование объекта учета                        К

 

Уменьшение обязательств в результате хозяйственных операций

Остаток обязательств на начало (НС)
Увеличение обязательств в результате хозяйственных операций
Сумма хозяйственных операций дебетовый оборот (Од) Сумма хозяйственных операций- кредитовый оборот (Ок)
  Остаток обязательств на конец (КС): КС = НС + Ок – Од

 

Таким образом, при записи хозяйственных операций на счетах следует соблюдать правило:

Если операция привела к увеличению объекта учета, то ее сумму следует записать на соответствующем счете под сальдо, т.е. на стороне, где записано сальдо. Если операция вызвала уменьшение объекта учета, то сумма операции записывается на противоположной от начального сальдо стороне счета.




double arrow
Сейчас читают про: