Бухгалтерский учет и реализации турпродукта у турагента

 

Турагентская деятельность представляет собой посредническую деятельность. Турагент — связующее звено между туроператором и потребителем туристских услуг.

В связи с общепринятой терминологией затраты посредниче­ских организаций по созданию себестоимости услуг называются «издержки обращения (расходы на продажу)». Издержки обра­щения представляют собой совокупность затрат турагента, воз­никающих в процессе продвижения и реализации турпродукта, приобретенного у туроператора в целях продажи конечному пот­ребителю туристских услуг.

Издержки обращения турфирм формируются на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета отражаются затраты, составляющие издержки турагента по продвижению турпродукта от туроператора к туристу, в корреспонденции со счетами учета затрат и обязательств.

Ежемесячно обороты по счету 44 «Расходы на продажу» за­крывают в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Выручка (вознаграждение) турагента признается в момент отгрузки туристского продукта в местонахождении турагента на основании отчета о выполненных услугах, а также оплаченного и вы­данного оправдательного документа, например, путевки, ваучера.

Вознаграждение, причитающееся тура ген ту но договору, являет­ся для него доходом от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). При отражении выручки от посредниче­ских услуг в бухгалтерском учете поступление денежных средств на счет или в кассу турагента от других юридических и физических лиц в пользу туроператора не признается доходом турагента (п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

В процессе продвижения и реализации турпродукта турагент может:

  • выступать поверенным, действуя по договору поручения, не участвуя в расчетах.
  • заключать посреднические договоры с туроператором, дейст­вуя либо от своего имени, либо от имени туроператора,
  • приобретать для дальнейшей реализации турпутевки у тур­оператора по договору купли-продажи.

Деятельность турагентов, предлагающих путевки по посредни­ческим договорам, отражается в бухгалтерском учете турфирм по обычной посреднической схеме с оформлением соответствующих этой схеме первичных документов: договоров, накладных, сви­детельствующих о передаче на ответственное хранение путевок, счетов, счетов-фактур, отчетов посредника и др. Согласно ГК РФ выделяются три типа посреднических сделок:

  1. договор комиссии;
  2. договор поручения;
  3. агентский договор.

Договор комиссии. Это одно из самых распространенных граж­данско-правовых соглашений, заключаемых при осуществлении предпринимательской деятельности.

Правовое регулирование отношений по договору комиссии осуществляется гл. 51 «Комиссия» ГК РФ. Согласно ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по по­ручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Таким образом, по договору комиссии турагент выступает в роли комиссионера и обязуется по поручению туроператора (комитен­та) совершить сделку (как правило, реализацию турпродукта) от своего имени, но за счет туроператора. За свои услуги комиссионер берет с комитента плату — комиссионное вознаграждение, размер которого необходимо предусмотреть в договоре. Если в договоре размер вознаграждения и порядок его выплаты не предусмотрены, то они определяются согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.

Комиссионер обязан выполнить поручение на наиболее выгод­ных для комитента условиях в соответствии с его указаниями, а если комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем указанные комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. 992 ГК РФ).

Соответствующие бухгалтерские записи приведены в таблице.

Таблица Договор комиссии — комиссионер участвует в расчетах от своего имени, но за счет туроператора

Туроператор Турагент
Д-т сч. 62 К-т сч. 90, субсчет 1 «Вы­ручка» — переданы путевки туристу; Д-т сч. 90, субсчет 3 «Налог на добав­ленную стоимость» К-т сч. 68, субсчет «НДС» — начислен НДС с оборотов по реализации турпутевок; Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убы­ток от продаж» К-т сч. 99 — отражен финансовый результат от продажи турпутевок; Д-т сч. 51 К-т сч. 62 — поступила плата за турпутевки; Д-т сч. 44 К-т сч. 76 — начислено вознаграждение турагенту; Д-т сч. 19 К-т сч. 76 — учтен НДС с суммы вознаграждения; Д-т сч. 76 К-т сч. 51 — перечислена турагенту сумма вознаграждения; Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — принят к выче­ту НДС по услугам турагента Д-т сч. 006 — получены турпутевки от туроператора; Д-т сч. 62 К-т сч. 76 — отражена реа­лизация турпутевок; К-т сч. 006 — списаны реализованные турпутевки; Д-т сч. 76 К-т сч. 90 — отражено ко­миссионное вознаграждение; Д-т сч. 90 К-т сч. 68 — отражен НДС по вознаграждению; Д-т сч. 51 К-т сч. 62 — получена плата от туриста; Д-тсч. 76–1, К-т 51 — перечислена сумма, причитающаяся туроператору но договору комиссии (за вычетом суммы комиссионного вознагражде­ния)

Агентский договор. Деятельность в рамках агентских догово­ров регулируется гл. 52 «Агентирование» ГК РФ. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совер­шать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ).

Агентский договор позволяет оформить правовые отношения, в которых посредник совершает не только юридические, но и фак­тические действия. Например, турагент может взять на себя задачу не только по продаже путевок туроператора, но и по проведению рекламной кампании и других мероприятий по изучению рынка туруслуг. Агентский договор имеет длящийся характер: туропера­тор заключает с турагентом пролонгированный договор, от чего в конечном счете выигрывает и покупатель турпутевки — турист.

Агентский договор, как и договор комиссии, возмездный, и за свои услуги агент получает вознаграждение, размер которого уста­навливается в договоре и может определяться по-разному:

  • процент от стоимости реализованного турпродукта;
  • фиксированная сумма;
  • другое вознаграждение.

Агентский договор можно расторгнуть в одностороннем поряд­ке, если он был заключен на неопределенный срок и одна из сторон отказывается от исполнения обязательства (ст. 1010 ГК РФ).

Отчет посредника. Если отношения сторон возникли на ос­новании договора комиссии или агентского договора, то посредник после исполнения договорных обязательств обязан представить заказчику отчет с приложением оправдательных документов (ст. 999, 1008 ГК РФ).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: