Бухгалтерский учет затрат и реализации услуг в гостиничном бизнесе

 

Расходы гостиницы согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» относятся к обычным видам деятельности. В соответствии с Ме­тодикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной поста­новлением Госстроя России от 23 февраля 1999 г. № 9 гостиницы отнесены к предприятиям ЖКХ. В себестоимость гостиничных услуг в первую очередь включа­ются расходы на формирование и содержание номерного фонда, а также расходы на материально-техническое обслуживание гостини­цы. К прямым затратам гостиниц относятся следующие расходы:
  • материальные затраты и расходы на оплату труда работников, отчисления на социальные нужды, расходы по контролю и повыше­нию качества услуг, их надежности и экологической безопасности, а также устранению выявленных недостатков услуг;
  • расходы на поддержание основных средств, объектов инже­нерной инфраструктуры в рабочем состоянии, а также обслужи­вающих их машин и механизмов, включая ремонт и техническое обслуживание;
  • расходы на обеспечение выполнения санитарно-гигиениче­ских требований, противопожарной и сторожевой охраны и других специальных требований, предусмотренных правилами техниче­ской эксплуатации;
  • затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, в том числе расходы на проведение медосмотров и инструктажей;
  • амортизационные отчисления по объектам основных средств;
  • арендные платежи за пользование земельными участками;
  • расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кад­ров;
  • расходы на проведение аварийно-восстановительных работ, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и не­достачи материальных ценностей при отсутствии виновных лиц, расходы на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем;
  • налоги, сборы, платежи и иные установленные законодатель­ством отчисления.
В дополнение к этим затратам в калькуляцию себестоимости услуг гостиниц включены:
  • затраты по оплате энергии, водоснабжения, отопления, стир­ки белья;
  • расходы по телефонизации, радиовещанию;
  • отчисления на страхование имущества;
  • управленческие затраты (содержание административно-уп­равленческого персонала, оплата консультационных, информаци­онных, аудиторских, страховых услуг, содержание и обслуживание технических средств управления и программного обеспечения);
  • внеэксплуатационные расходы.
К коммерческим расходам, связанным с продвижением и реа­лизацией услуг, можно отнести:
  • расходы на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям, оказывающим коммерческие услуги, — туроператорам и турагентам;
  • представительские расходы;
  • расходы на рекламу (целенаправленное информационное воздействие на потребителя для продвижения услуг на рынке сбыта), к которым относятся:
    • расходы на разработку и издание рекламных изделий (ил­люстрированных каталогов, прейскурантов, брошюр, альбомов, проспектов),расходы на разработку и изготовление эскизов и этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, приобретение и изготовление рекламных сувениров,расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, объявления и передачи парадно и телевидению),
    • расходы на световую и иную наружную рекламу;
    • расходы на изготовление стендов, муляжей, рекламных щи­тов, указателей,
    • расходы на проведение иных рекламных мероприятий,
    • расходы на организацию выставок или участие в них;
  • расходы на приобретение форменной одежды;
  • расходы на вывоз бытовых отходов;
  • расходы на обслуживание лифтового хозяйства;
  • расходы на благоустройство и уборку прилегающих к гос­тиничному комплексу территорий.
Калькуляцию себестоимости услуг гостиниц составляют исходя из количества койко-суток. Пример. Гостиница оборудована на 350 мест, из них в отчетном пе­риоде постояльцами были заняты только 300. Предположим, что все они использовались в течение отчетного периода, продолжительность которого составила 92 дня. За это время текущие расходы составили:
  • расходы на оплату труда и социальные отчисления — 2000 тыс. руб.;
  • расходы на амортизационные отчисления — 500 тыс. руб.;
  • расходы на оплату электроэнергии — 2000 тыс. руб.;
  • расходы на водоснабжение — 3000 тыс. руб.;
  • отопления — 5000 тыс. руб.;
  • расходы на оплату услуг связи — 300 тыс. руб.;
  • расходы на страхование имущества — 200 тыс. руб.;
  • прочие расходы на содержание зданий и территорий — 1500 тыс. руб.;
  • расходы на содержание аппарата управления — юоо тыс. руб.
В качестве объекта калькулирования гостиница выбрала одни койко-сутки. Все эксплуатационные расходы составят 15 500 тыс. руб. (2000 тыс. руб. ++ 500 тыс. руб. + 2000 тыс. руб. + 3000 тыс. руб. + 5000 тыс. руб. ++ 300 тыс. руб. + 200 тыс. руб. +1500 тыс. руб. + юоо тыс. руб.). Общее количество койко-суток — 27 600 (300 мест х 92 дн.). На основе полученных данных себестоимость одной койки в сутки составит 562 руб. (15 500 тыс. руб.: 27 600 койко-суток). Прямые затраты — это включаемые в себестоимость расходы, непосредственно связанные с оказанием услуг. В их числе оплата труда, отчисления с нее, стоимость МПЗ и другие расходы, связан­ные с конкретным объектом калькулирования (например, с услу­гами проживания). Информация о прямых затратах обобщается на счете 20 «Основное производство». К нему могут быть открыты субсчета или аналитические счета но видам услуг (либо другим объектам калькулирования). Косвенные расходы — это расходы, связанные с оказанием нескольких видов услуг, включаемые в их себестоимость не напря­мую, а косвенно, с помощью специальных расчетов в соответствии с экономически обоснованными коэффициентами. Такие расходы невозможно прямо включить в себестоимость определенного вида услуг, поэтому их распределяют косвенным путем, т. е. пропорци­онально выбранному показателю, например, выручке, прямым затратам, формирующим себестоимость услуг, или сумме оплаты труда сотрудников, включаемой в затраты по соответствующему объекту учета, другим способом, закрепленным в учетной политике организации. К косвенным расходам можно отнести расходы по содержанию машин и оборудования, на отопление, освещение и содержание помещений. Для учета таких расходов можно восполь­зоваться счетом 25 «Общепроизводственные расходы», с которого расходы распределяются на субсчета прямых расходов. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Положением о госу­дарственной системе сертификации гостиниц утверждена Система классификации гостиниц. Сертификат категории выдается на срок не более пяти лет. В бухгалтерском учете расходы по сертификации гостиниц представляют собой расходы по обычным видам деятельности. В соответствии с НК РФ расходы на сертификацию гостиничных услуг учитываются в целях налогообложения прибыли организа­ций в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Услуги по сертификации подлежат обложению НДС. Орган сертификации выдает счет-фактуру на оказание услуг по серти­фикации. Пример. Гостиница подала заявку на получение сертификата катего­рии. Согласно договору с органом сертификации стоимость работ составила 23 боо руб. (в том числе НДС — 3600 руб.). После процедуры сертификации гостиница получила сертификат сроком на пять лет. Сделаны следующие бухгалтерские записи: Д-т сч. 97 К-т сч. 76 — 20 000 руб.; Д-т сч.т 19 К-т сч. 76 — 3600 руб.; Д-т сч. 76 К-т сч. 51 — 23 600 руб. Первый способ — Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 6о руб. (3600 руб.: 60 мес.). Второй способ — Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 3600 руб. В течение пяти лет ежемесячно: Д-т сч. 26 К-т сч. 97 — 333.33 руб. Персонал гостиниц, имеющих категорию «три звезды» и выше, должен носить форменную одежду. Следовательно, расходы на при­обретение (изготовление) такой одежды — это производственные расходы и должны относиться на себестоимость услуг. В крупных гостиницах могут быть библиотечные фонды. Если каталог, брошюра, книга отвечают условиям признания этих объектов основными средствами (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»), то дальнейший учет строится в зависимости от стоимости данных объектов. Расходы на приобретение книг стоимостью в пределах уста­новленного лимита в зависимости от целей приобретения сразу включаются в состав затрат: Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу») К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (71 «Расчеты с подотчетными лицами). Расходы на приобретение книг стоимостью более установ­ленного организацией лимита включаются в основные средства с последующей амортизацией. В бухгалтерском учете приобретение таких книг отражается следующими записями. Расходы на приобретение книг, брошюр: Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» К-т сч. 60 «Рас­четы с поставщиками и подрядчиками». Включение в состав объектов основных средств: Д-т сч. 01 «Основные средства» К-т сч. 08 «Вложения во вне­оборотные активы». Для целей налогообложения прибыли в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ стоимость приобретенных организацией книг, изданий и иных подобных объектов включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент их приобретения. К прочим расходам гостиницы относятся:
  • расходы на сдачу имущества в аренду;
  • передача неисключительных прав на пользование фирмен­ным наименованием по договору франчайзинга.
Объемом реализованных услуг гостиниц являются доходы от сдачи номеров для проживания физическим лицам, выступающим от собственного лица, и представителям фирм, имеющих договоры с гостиницами. Специфика учета в гостиничном бизнесе предполагает, что признавать факт оказания услуги можно как по окончании всего срока найма номера, так и ежедневно. Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике для целей исчисления налога на прибыль. В бухгалтерском учете выручка от реализации гостиничных услуг отражается: Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч. 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка». В Правилах предоставления гостиничных услуг указано, что организация вправе заключать договор на бронирование мест в гостинице путем составления документа, подписанного двумя сто­ронами, а также путем принятия заявки на бронирование посредс­твом почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя. В бухгалтерском учете выручка от оказания услуг бронирования отражается в момент выполнения всех условий, установленных п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»:
  • гостиница предоставила проживающему номер указанной в заявке категории в указанное время, что оформляется выдачей квитанции (талона) или иного документа, подтверждающего заключение договора на оказание услуг, поэтому имеет право на получение выручки в виде стоимости бронирования;
  • стоимость бронирования фиксированная для данной катего­рии номеров, следовательно, известна на дату заезда; сумма выручки может быть определена;
  • оплата стоимости бронирования гарантирована организаци­ей, составившей заявку, — отсутствует неопределенность в отноше­нии получения денег;
  • соответствующие услуги оказаны — подписан акт приемки- передачи;
  • гостиница произвела расходы по оказанию услуги брониро­вания, т. е. расходы могут быть определены.
Выручку от оказания услуг бронирования можно либо включать в состав доходов от обычных видов деятельности, либо учитывать как прочие доходы. Предпочтительнее первый вариант. Во-пер­вых, услуги бронирования номеров непосредственно связаны с осуществлением обычного вида деятельности — предоставления помещений для временного размещения и проживания. Во-вторых, при таком порядке учета можно раздельно отражать доходы от услуг бронирования и суммы платы за простой номеров, которые признаются в составе прочих доходов организации (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), В бухгалтерском учете выполняется запись: Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т сч. 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» — оказана услуга по бронированию номера. Большая часть гостиниц обеспечивает постояльцев почтовы­ми, телеграфными, медицинскими услугами и бронирует для них билеты. Как уже упоминалось, во многих гостиницах организуется прокат автомобилей, работают рестораны, оборудованы стоянки. Как правило, все это оплачивается отдельно, т. е. стоимость таких услуг не входит в стоимость проживания. Дополнительные услуги в гостиницах оказывают предприятия общественного питания, службы проката, стоянки, прачечные, эк­скурсионные бюро и т. д. Соответствующие службы в гостиницах обычно не самостоятельные юридические лица и учитываются как подразделения гостиничного комплекса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: