Содержание дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины

 

Историческое  краеведение

 

 

Код и направление подготовки

 

050100.62 – Педагогическое образование

 

Профили:

История

История и Обществознание

История и Иностранный язык

 

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

 

Форма обучения: очная

 

Москва

2011 год

 

 

Цель освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование знаний историко-краеведческого содержания для профессиональной деятельности в общеобразовательных учреждениях и культурно-просветительской деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Историческое краеведение» относится к вариативной части профессионального цикла.

Для освоения дисциплины «Историческое краеведение» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История России (с древнейших времён до конца XVII вв.), «Специальные исторические дисциплины».

Освоение дисциплины «Историческое краеведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История России (XVIII – начало ХХ вв.)», «Новейшая отечественная история», «Методика обучения истории», дисциплин по выбору студентов, а также прохождения архивной, археологической, музейной, педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности.

 

Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

— специфику исторического краеведения как комплексной дисциплины исторического цикла и формы общественной деятельности;

— историю развития родного края;

— типологию источников исторического краеведения и их функциональное значение;

— особенности регионального обучения и воспитания учащихся, возможности региональной историко-культурной среды;

— цели и задачи, принципы освоения исторического краеведения в школе;

уметь:

— выявлять основные направления историко-краеведческой деятельности государственных и общественных, научных, культурно-просветительских организаций;

— анализировать различные типы источников исторического краеведения;

— использовать краеведческий материал для организации процесса обучения в различных видах общеобразовательных учреждений и культурно-просветительской деятельности;

владеть:

— различными видами и формами организации краеведческой работы, используемыми в преподавательской и культурно-просветительской деятельности;

— основными методическими приемами сбора и обобщения краеведческой информации;

— необходимыми теоретическими знаниями для прохождения архивной и музейной практики.

 

 

Структура и содержание дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Структура дисциплины

Таблица 1

 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

  Л   С   ПЗ   ЛБ   СР
1 Цели и задачи изучения исторического краеведения в школе 2 4 4     8
2 Становление и развитие исторического краеведения 2 4 4     8
3 Краеведческий материал на уроках истории 2 6 6     12
4 Внеклассная работа по краеведению 2 4 4     8

Содержание дисциплины

Таблица 2

 

№п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (дидактические единицы)
1 Цели и задачи изучения исторического краеведения в школе Введение. Понятие «краеведение». Формы и виды краеведческой работы. Учебное и внеклассное краеведение. Интегративный курс краеведения и его модули. Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края. Воспитание нравственных качеств личности. Задачи школьного регионоведения.
2 Становление и развитие исторического краеведения. Начала государственного краеведения. Указы Петра 1. Топографические описания губерний 1777 г. Указа 1788 г. по составлению «кратких известий» о древней истории губерний, народов. Общественно-демократическое направление в краеведении. С.У. Ремезов. В.Н. Татищев. М.В. Ломоносов. П.И. Рычков. В.В. Крестинин. Труды «вольного экономического общества». Учебники по истории и географии, словари. Труды ссыльных декабристов. Подходы педагогов дореволюционной школы к изучению родиноведения. Программы народных училищ 1782 г., Устав народных училищ о задачах краеведов. Н.И. Новиков «О воспитании и наставлении детей». Организация библиотечек с книгами о родном крае (1867 г.). Возникновение научных обществ в 19 в. Губернские ученые архивные комиссии. Работа политических ссыльных по краеведению. Задачи по созданию собственных курсов по краеведению. Пропедевтика краеведения для младшего школьного возраста. Краеведческий материал в программах 1901/02 учебного года. Участники 1 Всероссийского съезда учителей о краеведческой работе (1909), 1 общеземского съезда (1911). Позиции педагогов по изучению краеведения в школе. Проведение экскурсий. Журнал «Экскурсионный вестник» (1914). Развитие краеведения в советское время. Комплексные программы 1924 г. Бригадно-лабораторная работа. Краеведение в годы Великой Отечественной войны. Создание краеведческих уголков. Активизация краеведческой работы в 60-70 гг. Подъем краеведческой работы в 80-90 гг. Учредительный съезд Союза краеведов России. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия…» (2002). Конкурсы юных краеведов.
3 Краеведческий материал на уроках истории. Теоретический и методический этапы подготовки учителя к уроку. Источники краеведения. Систематизация собранного материала. Спланированность и систематичность познания истории родного края. Взаимозависимость и преемственность в изучении общеисторического и краеведческого содержания. Связь краеведческой работы с жизнью. Социализация учащихся. Изучение общего и особенного в истории родного края. Требования к краеведческой работе. Основные факторы успешности краеведческой работы. Рассмотрение краеведческих объектов в развитии и взаимосвязи. Принцип историзма в изучении краеведения.
4 Внеклассная работа по краеведению. Подготовка и проведение экскурсий. Ознакомление с памятниками истории культуры. Изучение изобразительных источников. Факультатив по истории региона. Кружки по краеведению. Общества по интересам и клубы. Проведение игр и викторин, олимпиад. Историко-краеведческие вечера. Походы и экспедиции. Организация и функционирование школьных музеев.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: