Рабочая программа учебной дисциплины
Историческое краеведение
Код и направление подготовки
050100.62 – Педагогическое образование
Профили:
История
История и Обществознание
История и Иностранный язык
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Москва
2011 год
Цель освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование знаний историко-краеведческого содержания для профессиональной деятельности в общеобразовательных учреждениях и культурно-просветительской деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Историческое краеведение» относится к вариативной части профессионального цикла.
Для освоения дисциплины «Историческое краеведение» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История России (с древнейших времён до конца XVII вв.), «Специальные исторические дисциплины».
|
|
Освоение дисциплины «Историческое краеведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «История России (XVIII – начало ХХ вв.)», «Новейшая отечественная история», «Методика обучения истории», дисциплин по выбору студентов, а также прохождения архивной, археологической, музейной, педагогической практики и практики в области культурно-просветительской деятельности.
Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
— специфику исторического краеведения как комплексной дисциплины исторического цикла и формы общественной деятельности;
— историю развития родного края;
— типологию источников исторического краеведения и их функциональное значение;
— особенности регионального обучения и воспитания учащихся, возможности региональной историко-культурной среды;
|
|
— цели и задачи, принципы освоения исторического краеведения в школе;
уметь:
— выявлять основные направления историко-краеведческой деятельности государственных и общественных, научных, культурно-просветительских организаций;
— анализировать различные типы источников исторического краеведения;
— использовать краеведческий материал для организации процесса обучения в различных видах общеобразовательных учреждений и культурно-просветительской деятельности;
владеть:
— различными видами и формами организации краеведческой работы, используемыми в преподавательской и культурно-просветительской деятельности;
— основными методическими приемами сбора и обобщения краеведческой информации;
— необходимыми теоретическими знаниями для прохождения архивной и музейной практики.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в академических часах) | ||||
Л | С | ПЗ | ЛБ | СР | |||
1 | Цели и задачи изучения исторического краеведения в школе | 2 | 4 | 4 | 8 | ||
2 | Становление и развитие исторического краеведения | 2 | 4 | 4 | 8 | ||
3 | Краеведческий материал на уроках истории | 2 | 6 | 6 | 12 | ||
4 | Внеклассная работа по краеведению | 2 | 4 | 4 | 8 |
Содержание дисциплины
Таблица 2
№п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (дидактические единицы) |
1 | Цели и задачи изучения исторического краеведения в школе | Введение. Понятие «краеведение». Формы и виды краеведческой работы. Учебное и внеклассное краеведение. Интегративный курс краеведения и его модули. Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края. Воспитание нравственных качеств личности. Задачи школьного регионоведения. |
2 | Становление и развитие исторического краеведения. | Начала государственного краеведения. Указы Петра 1. Топографические описания губерний 1777 г. Указа 1788 г. по составлению «кратких известий» о древней истории губерний, народов. Общественно-демократическое направление в краеведении. С.У. Ремезов. В.Н. Татищев. М.В. Ломоносов. П.И. Рычков. В.В. Крестинин. Труды «вольного экономического общества». Учебники по истории и географии, словари. Труды ссыльных декабристов. Подходы педагогов дореволюционной школы к изучению родиноведения. Программы народных училищ 1782 г., Устав народных училищ о задачах краеведов. Н.И. Новиков «О воспитании и наставлении детей». Организация библиотечек с книгами о родном крае (1867 г.). Возникновение научных обществ в 19 в. Губернские ученые архивные комиссии. Работа политических ссыльных по краеведению. Задачи по созданию собственных курсов по краеведению. Пропедевтика краеведения для младшего школьного возраста. Краеведческий материал в программах 1901/02 учебного года. Участники 1 Всероссийского съезда учителей о краеведческой работе (1909), 1 общеземского съезда (1911). Позиции педагогов по изучению краеведения в школе. Проведение экскурсий. Журнал «Экскурсионный вестник» (1914). Развитие краеведения в советское время. Комплексные программы 1924 г. Бригадно-лабораторная работа. Краеведение в годы Великой Отечественной войны. Создание краеведческих уголков. Активизация краеведческой работы в 60-70 гг. Подъем краеведческой работы в 80-90 гг. Учредительный съезд Союза краеведов России. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия…» (2002). Конкурсы юных краеведов. |
3 | Краеведческий материал на уроках истории. | Теоретический и методический этапы подготовки учителя к уроку. Источники краеведения. Систематизация собранного материала. Спланированность и систематичность познания истории родного края. Взаимозависимость и преемственность в изучении общеисторического и краеведческого содержания. Связь краеведческой работы с жизнью. Социализация учащихся. Изучение общего и особенного в истории родного края. Требования к краеведческой работе. Основные факторы успешности краеведческой работы. Рассмотрение краеведческих объектов в развитии и взаимосвязи. Принцип историзма в изучении краеведения. |
4 | Внеклассная работа по краеведению. | Подготовка и проведение экскурсий. Ознакомление с памятниками истории культуры. Изучение изобразительных источников. Факультатив по истории региона. Кружки по краеведению. Общества по интересам и клубы. Проведение игр и викторин, олимпиад. Историко-краеведческие вечера. Походы и экспедиции. Организация и функционирование школьных музеев. |
|
|