Промежуточная аттестация

Коллоквиум, тестирование.

Вопросы и задания к коллоквиуму:

- Роль краеведения в развитии познавательного интереса школьников к истории.

- Вклад методистов конца 19 – начала 20 в. в развитие краеведческой работы в школе.

- Особенности краеведческой работа в 1917 - 1930 гг.

- Основные труды по краеведению в 60 – 80-е гг.

- Особенности планирования уроков истории с привлечением краеведческого материала.

- Место и роль краеведения в исторических знаниях учащихся.

- Формы, виды и приемы проверки знаний учащихся по краеведению.

- Проверка знаний учащихся по краеведению на различных уровнях познавательной самостоятельности..

- Формы занятий старшеклассников по краеведению.

- Типы преобразующих занятий по краеведению.

- приемы и средства творческо-поисковой деятельности учащихся в процессе изучения краеведения.

- Образовательно-воспитательная роль проблемность в изучении краеведения.

- Отражение регионоведения в современных программах по истории и обществознанию.

- Современные ИКТ на занятиях по краеведению.

- роль наглядности в изучении краеведения.

- Поиск эффективности при изучении материалов краеведения.

- Виды познавательных заданий по краеведению.

- Функции преподавания краеведения в школе.

- Концепции и модели изучения дополнительных курсов в школе.

- Современный анализ урока с элементами краеведения, выявление его эффективности.

- Роль и место краеведения в учебно-методическом комплексе по истории.

- Место краеведения в поурочном планировании уроков истории.

- Краеведение в современной структуре школьного гуманитарного образования.

- Основные умения школьников, вырабатываемые в процессе изучения краеведения.

- Нетрадиционные формы занятий о краеведению.

- Содержание, формы и средства внеурочной работы по краеведению.

- Отражение краеведения в научной организации кабинета истории.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Верба И.А. Историческое краеведение: Учеб. пособие для вузов / И. А. Верба. М.:: Радуга, 2006.
  2. Гладкий Ю.Н., А. И. Чистобаев А.И. Регионоведение. Учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Гардарики, 2003.
  3. Гончаров Ю.М. Историческое краеведение города: Учебное пособие / Ю. М. Гончаров; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Томский гос. пед. ун-т Томск: Изд-во ТГПУ, 2009.
  4. Историческое краеведение: Учебное пособие/Под ред. проф. Г.Е. Корнилова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета, 2005.
  5. Селиванов А.М. Историческое краеведение: накопление и развитие краеведческих знаний в России (XVIII - XX вв.): учеб. пособие / А. М. Селиванова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова Ярославль: ЯрГУ, 2005.
  6. Сидорова И. В. Основные аспекты становления исторического краеведения / Сидорова И. В. // Библиотечное дело-2004: всеобщая доступность информации.- М.:, 2004.
  7. Флейман Е.А. Историческое краеведение в высшем учебном заведении: Учеб. пособие / Е.А. Флейман; М-во образования Рос. Федерации. Костром. гос. технол. ун-т Кострома: Костром. технол. ун-т, 2001.
  8. Цысь В.В. Историческое краеведение: Учебное пособие / В. В. Цысь Нижневартовск: изд-во Нижневартовского гос. гуманитарного ун-та, 2007.

 

Дополнительная литература

1. Ашурков, В.Н. Историческое краеведение: Уч. пособие для ист. ф-тов пед. институтов / В.Н. Ашурков. – М.: 1980.

2. Боярский П. В. Введение в памятниковедение. – М. 1990.

3. Бурлыкина М.И. Историческое краеведение: Учеб. пособие
Ч. 2: История краеведческого движения в Коми крае, 2002.

4. Веденин Ю.А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию России//Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия: Сб.статей. – М.: 1995.

5. Гревс И.М. Город как предмет школьного краеведения//Вопросы краеведения в школе/ Под ред. А.П. Губанова, И.С. Симонова. – Пг.: 1924.

6. Даринский А.В. Краеведение. – М.: 1974.

7. Демин М.А.,ред. Историческое краеведение: теория и практика: Материалы Рос. науч.-практ. конф. / Редкол. М. А. Демин (отв. ред.) и др. Барнаул. 1996.

8. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. – СПб.: 1997.

9. Инюшкин Н.М. Системное использование культурно-исторической среды в педагогическом процессе. Теоретические разработки и практические апробации. – Пенза, 1993.

10. Историческое краеведение: Учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов / Под ред. канд. ист. наук Г.Н. Матюшина. – М.: 1975.

11. Историческое краеведение. Т. 6: Н-Се, Историческое краеведение и архивы Вып. 14: Посвящается 860-летию Москвы, Вологды и Великого Устюга.

12. Камкин А.В., ред. Историческое краеведение и архивы. Вып. 12, ч. 2: Воспоминания ветеранов, ч. 2 / [редкол.: Камкин А. В. и др.]

13. Кацюба, Д.В. Историческое краеведение в школе и в вузе / Д.В. Кацюба. – Кемерово: Изд-во Кемеровского государственного университета, 1994.

14. Кирпичников А.Н., ред. Археология, история, нумизматика, этнография Восточной Европы: сб. ст. памяти проф. И. В. Дубова / С.-Петерб. гос. ун-т, Ист. фак., Ин-т истории матер. культуры РАН, Рос. этногр. музей; под ред. А. Н. Кирпичникова, В. Н. Седых СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

15. Колесников П.А.Колесников. Путешествия в родословия. – Вологда. 1997.

16. Магомедов А.Д.,сост. Краеведение [Текст]: Научно-методическое пособие / Учреждение Российская акад. наук, Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского науч. центра РАН; авт.-сост. А. Д. Магомедов, Х. А. Юсупов Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2011.

17. Матюшин, Г.Н. Историческое краеведение: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2108 «История» / Г.Н. Матюшин. – М.: 1987.

18. Музей, школа, семья проблемы музейной педагогики. Вып.1/Сост. Т.А.Чумак. – СПб.: 1996.

19. Образовательная программа клуба “Петрополь”/Сост. М.Р. Катунова. – СПб., 1994.

20.  Программы высших педагогических учебных заведений: Историческое краеведение. Для специальности “История”// авт-сост. Т.В.Антонова, Т.Д.Рюмина. – М., 1998.

21. Размустова Т.О. Губернские ученые архивные комиссии и изучение памятников археологии в дореволюционной России//Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры: Сб. научн. тр. – М.:НИИ культуры, 1990.

22. Размустова Т.О. Обращение к истокам российского краеведения //Музееведение Обращение к истокам российского краеведения//Музееведение. Концептуальные проблемы музейной энциклопедии: Сб. науч. тр. – М.:НИИ культуры, 1990.

23. Романова С.Н. Исторический опыт краеведческой работы губернских ученых архивных комиссий//Краеведение Москвы (Научно-методические материалы в помощь краеведам). – М., 1990.

24. Российская провинция XVIII-ХХ веков. Материалы всероссийской конференции. – Кн.1-2. – Пенза, 1996

25. Российская еврейская энциклопедия. Т. 5: Историческое краеведение. К-М / [сост. И.Г. Буров], 2004.

26. Сейненский А.Е. Школьное историческое краеведение: современная модель (конец ХХ в.). – М., 1994.

27. Стандарт краеведческого образования в Санкт-Петербурге//Сост. Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Махинько Л.Н., Перминова Л.М. – СПб.,1998.

28. Строев К.Ф. Краеведение. – М., 1974.

29. Табарданова Т.Б. Историческое краеведение в школе: Метод. рекомендации / Упр. образования Администации Ульян. обл. Ульян. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Ульяновск: Ульян. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2003.

30. Филимонов А.В. Изучая край родной...: Историческое краеведение в Псковском педагогическом институте с 1945 г. до наших дней / А. В. Филимонов; Федеральное агентство по образованию РФ, Псковский гос. пед. ун-т им. С. М. Кирова Псков: [ПГПУ], 2008

31. Филимонов С.Б. Краеведческие организации Европейской России и документальные памятники (1917-1929). – М.: 1991.

32. Шмидт С.О. “Золотое десятилетие” советского краеведения// Отечество. Краеведческий альманах. – Вып.1. – М. 1990.

33. Шмидт С.О. // Краеведение и документальные памятники. – Тверь, 1992.

34. Шмидт С.О. Краеведение и культура России первой четверти ХХ столетия//Россия в ХХ веке. – М., 1996



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: