Форма бухгалтерского учета – совокупность учетных регистров, в которых в определенной последовательности соответствующим образом делаются учетные записи с целью получения итоговых данных, характеризующих финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности предприятия.
1. Мемориально-ордерная форма учета.
Сущность – на основе первичных документов, отражающих хозяйственные операции, составляются мемориальные ордера (МО). В данной форме учета отдельно ведутся хронологическая и систематическая записи (мемориальные ордера регистрируются в специальном журнале – хронологическая запись, и на их основе производятся записи на счетах главной книги – систематическая запись). Эти первичные документы представляют собой указание, подписанное главным бухгалтером, о том, в какие синтетические и аналитические счета следует провести записи по хозяйственной операции. Мемориальный ордер может составляться как на основании одного документа, так и группы однородных документов. К мемориальному ордеру прикрепляются все относящиеся к данной проводке первичные документы.
|
|
2. Форма «Журнал-Главная»
В данной форме любая операция по первичному документу или группе однородных операций по накопительному документу записывается в книгу «Журнал-Главная», в которой совмещается регистрационный журнал хозяйственных операций (хронологическая запись) и синтетические счета (систематическая запись).
3. Журнально-ордерная форма учета
На основании первичных документов составляются накопительные ведомости и разработочные таблицы (построены по шахматному принципу). Первоисточником для отображения операций в учетных регистрах являются документы. При этом однородные операции, относящиеся к определенному счету записываются в журналы (в хронологическом порядке) по корреспондирующим счетам. В конце месяца в каждом журнале подсчитывается итог оборотов в разрезе корреспондирующих счетов.
Задачи бухгалтерской службы предприятия.
К главным задачам, стоящим перед службой бухгалтерского обслуживания предприятия, относятся следующие задачи:
v предоставлять полную и достоверную информацию руководству о финансовом состоянии предприятия, о неблагоприятных ситуациях в сфере материальных поставок и договорных отношений, а также о дефиците денежных средств;
v регулировать и осуществлять расчетные взаимоотношения с кредиторами и дебиторами, а также с сотрудниками предприятия по оплате труда и средствам, выданным под отчет;
v контролировать работу материально ответственных лиц;
v отвечать осуществление своевременное выполнение предприятием своих обязательств по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами в полном объеме;
|
|
v отвечать четкость и полноту операций по безналичному и наличному денежному обороту организации;
v представлять в срок в контролирующие органы бухгалтерскую, финансовую и налоговую отчетность организации.
Деятельность бухгалтерской службы предприятия должна строиться на основании «Положения о бухгалтерии», которое составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.
При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь необходимо ознакомиться с «Положением о бухгалтерии», а при его отсутствии — составить такой документ. Он должен включать следующие разделы: общие положения; цели, задачи бухгалтерии; функции бухгалтерии; права и обязанности работников; взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации; организация работы.
В разделе «Общие положения» указывается организационная форма ведения бухучета, которая выбирается руководителем организации в зависимости от объема учетной работы.
В Положении могут быть закреплены основные квалификационные требования предъявляемые к главному бухгалтеру (например, на должность главного бухгалтера может быть принят специалист с опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет, имеющий высшее экономическое образование и аттестат профессионального бухгалтера).
Главный бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии и степень их квалификации, для чего разрабатываются должностные инструкции.
Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерской службы в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и обязанностей. В должностной инструкции необходимо указать, какие документы получает работник для обработки, кому он их в дальнейшем передает, какие документы он имеет право подписывать. Закрепление за работниками участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или неотражения отдельных хозяйственных операций.