Понятие о формах бухгалтерского учета

Форма бухгалтерского учета – совокупность учетных регистров, в которых в определенной последовательности соответствующим образом делаются учетные записи с целью получения итоговых данных, характеризующих финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности предприятия.

1. Мемориально-ордерная форма учета.

 Сущность – на основе первичных документов, отражающих хозяйственные операции, составляются мемориальные ордера (МО). В данной форме учета отдельно ведутся хронологическая и систематическая записи (мемориальные ордера регистрируются в специальном журнале – хронологическая запись, и на их основе производятся записи на счетах главной книги – систематическая запись). Эти первичные документы представляют собой указание, подписанное главным бухгалтером, о том, в какие синтетические и аналитические счета следует провести записи по хозяйственной операции. Мемориальный ордер может составляться как на основании одного документа, так и группы однородных документов. К мемориальному ордеру прикрепляются все относящиеся к данной проводке первичные документы.

2. Форма «Журнал-Главная»

В данной форме любая операция по первичному документу или группе однородных операций по накопительному документу записывается в книгу «Журнал-Главная», в которой совмещается регистрационный журнал хозяйственных операций (хронологическая запись) и синтетические счета (систематическая запись).

3. Журнально-ордерная форма учета

На основании первичных документов составляются накопительные ведомости и разработочные таблицы (построены по шахматному принципу). Первоисточником для отображения операций в учетных регистрах являются документы. При этом однородные операции, относящиеся к определенному счету записываются в журналы (в хронологическом порядке) по корреспондирующим счетам. В конце месяца в каждом журнале подсчитывается итог оборотов в разрезе корреспондирующих счетов.

 

 

Задачи бухгалтерской службы предприятия.

К главным задачам, стоящим перед службой бухгалтерского обслуживания предприятия, относятся следующие задачи:

v предоставлять полную и достоверную информацию руководству о финансовом состоянии предприятия, о неблагоприятных ситуациях в сфере материальных поставок и договорных отношений, а также о дефиците денежных средств;

v регулировать и осуществлять расчетные взаимоотношения с кредиторами и дебиторами, а также с сотрудниками предприятия по оплате труда и средствам, выданным под отчет;

v контролировать работу материально ответственных лиц;

v отвечать осуществление своевременное выполнение предприятием своих обязательств по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами в полном объеме;

v отвечать четкость и полноту операций по безналичному и наличному денежному обороту организации;

v представлять в срок в контролирующие органы бухгалтерскую, финансовую и налоговую отчетность организации.

 Деятельность бухгалтерской службы предприятия должна строиться на основании «Положения о бухгалтерии», которое составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

 При вступлении в должность главному бухгалтеру в первую очередь необходимо ознакомиться с «Положением о бухгалтерии», а при его отсутствии — составить такой документ. Он должен включать следующие разделы: общие положения; цели, задачи бухгалтерии; функции бухгалтерии; права и обязанности работников; взаимоотношения с другими структурными подразделениями организации; организация работы.

 В разделе «Общие положения» указывается организационная форма ведения бухучета, которая выбирается руководителем организации в зависимости от объема учетной работы.

 В Положении могут быть закреплены основные квалификационные требования предъявляемые к главному бухгалтеру (например, на должность главного бухгалтера может быть принят специалист с опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет, имеющий высшее экономическое образование и аттестат профессионального бухгалтера).

 Главный бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии и степень их квалификации, для чего разрабатываются должностные инструкции.

 Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерской службы в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и обязанностей. В должностной инструкции необходимо указать, какие документы получает работник для обработки, кому он их в дальнейшем передает, какие документы он имеет право подписывать. Закрепление за работниками участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или неотражения отдельных хозяйственных операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: