Методика формирования умений измерительной деятельности

Измерительная деятельность активно начинает формироваться у детей на 6-ом году жизни. В конце 5-го года жизни детей можно познакомить и научить основным правилам условной мерки. Условная мерка – это предмет, принятый в данной ситуации за единицу измерения. В д\с это может быть ленточка, верёвочка, палочка и т. д. Условная мерка для дошкольников должна быть: во-1, безопасной для здоровья и жизни детей; во-2, усл. мерка должна иметь прямую ровную поверхность, чтобы результат измерения был более точным; в-3, усл. мерка должна иметь чёткие контуры. С помощью усл. мерки дети могут измерять параметры плоскостных предметов (длина, ширина, высота) и объёмы жидких и сыпучих тел. При измерении плоскостных величин дети должны соблюдать следующие правила:

1. В начале измерения совместить края условной мерки и измеряемого параметра;

2. Сделать отметку мелом или поставить мелкую фишку или игрушку с правой стороны условной мерки;

3. Следующее измерение начинать с предыдущей мерки;

4. В конце измерения сосчитать отметки, фишки и сделать вывод. Например, длина стола равна четырём условным меркам.

 

Методика формирования обследовать геом.фигуры.

Ознакомления с геом.фигурами начинается на 2-3 году жизни, когда дети группируют фигуры не называя их. В дальнейшем мы формируем навык обследования этих фигур.

Педагог предлагает детям основные геом.фигуры в ср.гр. круг, квадрат, треугольник, шар,куб, цилиндр,призма, ромб, трапеция, конус. В ст.гр. эти же + прямоугольник и, овал, пирамида.

Использует след.приемы: называет фигуру, сравнивает с уже знакомой, рассматривает строение (ср.гр. дети называют стороны и углы и называют, в ст.гр. тоже + вершину угла), практические действия с геом.фигурой (шар катится, т.к.у него нет углов). Обхватывают геом.ф., худ.слово. выкладывают фигуру из палочек, обведение фигуры карандашом, сопоставляют геом.ф. с формой окружающих предметов.

На 6-7 году жизни дети должны научиться рассказывать все о геом.ф.(что знают).

 

 

`32. Методика обучения простейшему анализу строения фигур.

Дети ср. и ст. в-та должны научиться анализу любой геом ф.(называть кол-во сторон, углов, соотношение сторон). На основе этих знпний у детей формируется умение обобщать геом.ф и видоизменять их. Умение обобщать г.ф. на основе их анализа должно сформироваться в ст.в-те. Рассматривая ромб, трапецию, квадрат, прямоугольник, дети должны сделать вывод о том, что в каждой этой фигуре есть стороны и углы. А все фигуры,у которых нет углов, дети называют округлые. Умение видоизменять геом.ф. начинает формироваться у детей в мл.в-те, детям 3-4 лет можно давать складывать разрез. на несколько крупных частей геом.ф. К 5-6 г. Можно учить видоизменять геом.ф. в др.фигуры. Для этого сначала детям предлагаем выложить из геом.ф. какие-то изображения. Затем ст. и ср.гр. педагог начинает обучать трансфигурации (видоизменению),поэтапно.

1. Рассматривание разделенную(но не разрезанную) на несколько частей г.ф.

2.Педагог предлагает детям уже разрезанную фигуру (дети упражняются в ее составлении).Ни одна деталь не должна быть лишней.

3. Выкладывание из частей фигуры по нерасчлененному образцу (фигура разделена на части пунктирами, но не разрезана)

4. Выкладывание предметов по силуэтному (контурному) образцу

5. Выкладывание изображения предметов или геом.ф. по замыслу ребенка.

 

Методика формирования умений определять форму предметов.

Задача педагога – научить детей видеть сходсво в форме окружающих предметов с геом.образцами. Эта работа начинается с мл.в-та с подборки д/и (круглый поднос и круг)

Геометрические образцы должны быть размещены в поле зрения ребенка. Педагог показывает предмет, а ребенок выбирает геом.фигуру, на которую похож предмет. Как усложнение детям можно давать геом.фигуру, а дети показывают предмет.

В ср.гр. педагог так же может спец.подобрать предметы для сопоставления с геом.образцами, но сами образцы можно не использовать. Так же детей этого в-та нужно учить находить форму в окружающей обстановке (на что похож шкаф?)

Дети ст.гр. могут путешествовать по группе, выполняя задание педагога «На что похоже?».Для этого возраста не создаются спец.условия.

 

 

    34. Методика формирования умений ориентироваться на листе бумаги, на себе, от себя.

1. Система ориентировки на себе.

2. Определение различных сторон предмета (верх, низ, бок)

3.Система освоения словесных ориентировок- вперед, назад, верх, низ, лево, право.

4.Определение расположения предметов от себя(точка отсчета сам ребенок)

5.Определение собственного расположения относительно др.предметов

6.Расположение предметов относительно др.др.

7.Определение размещения предметов в двухмерном пространстве.

Освоение собственного тела начинается на 3ем году жизни, когда упражняем в различениии правой и левой руки. Основные приемы: называние рук и действий, которые выполняются каждой рукой. И постоянное употребление в речи слов названий рук. Также важным явл.усвоение детьми парных ориентировок: впереди-сзади, вверху-внизу ит.д.

Со ср.гр. педагог начинает учить ориентировки от себя. Упр. «Где что стоит?» Педагог сам создает игровую ситуацию, располагая игрушки в разных местах игровой комнаты. Ребенок становится лицом к одной из игрушек и рассказывает где какой предмет располагается. Дети этого возраста могут выполнять задания по описанию расположения(шкаф находится слева от меня, стол справа).Они могут употреблять слова справа, слева, внизу, вверху, сзади, спереди, из-за, между, напротив, перед.

В ст.в-те определяют расположение предметов относительно себя. Особое внимание нужно обращать на усвоение словесной системы ориентировок и усвоение понятий между, перед,за.

В качестве усложнения в ст.гр. можно поставить ребенка в середину групповой комнаты и пусть он расскажет расположение предметов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: