Методика формирования умений строить сериационные ряды

Сериационный ряд – совокупность предметов, упорядоченных по заданному признаку.

К среднему дошкольному возрасту путем многократных практических действий дети осваивают основное правило сериации.

Чтобы разложить предметы в порядке возрастания (убывания) нужно сначала из всей совокупности выбрать самый короткий (высокий, длинный) и разместить его первым в сериац.ряду. Каждый последующий предмет сериац.ряда выбирается аналогично. Выбор предмета может осуществляться на глаз либо приемами наложения, приложения. В результате обучения дети ср.гр. могут выстраивать сериац.ряд из 5-7 предметов в порядке возрастания (убывания) отличающимся одним параметром.

На первых этапах обучения лучше брать плоскостной материал: напр.: разноцветные полоски.

Выложив сериац.ряд дети 5 г.ж. могут:

1. Сравнивать полоски сериац.ряда: напр.: зеленая полоска короче синий, а синяя длиннее зеленой.

2. Дети приходят к умозаключению почему красная полоска называется самой короткой в сериац.ряду, потому что она короче оранжевой, оранжевая короче зеленой, зеленая ……

Дети старшей группы могут выкладывать в сериац.ряду до 19 предметов; ст.дошк. могут выкладывать в сериац.ряду полоски с одинаковыми параметрами.

Сравнивая полоски сериац.ряда дети:

1. Сравнивают 3 смежных полоски, напр.: синяя полоска длиннее зеленой, но короче желтой, т.е. дети сравнивают любую полоску ряда с близлежащими;

2. Дети усваивают свойство транзитивности отношений: красная короче оранжевой, оранжевая короче зеленой …. Первый предмет будет короче последнего.

С помощью условной мерки дети учатся определять конкретную разницу в величине предметов. В качестве условной мерки может выступать геометрическая фигура: квадрат или прямоугольник нейтрального цвета. Каждому ребенку дается комплект таких условных мерок. Получив задание определить на сколько синяя полоска длиннее красной дети докладывают такое количество условных мерок, которое потребуется для установления разницы. Синяя полоска длиннее красной на 3 условные мерки.

Т.о к концу ст.дошк. возраста у детей должны быть сформированы навыки измерительной деятельности. Используется мерка посредник.

 

 

Формир. умений сравнивать 2 предмета при помощи третьего, выступающего в роли посредника.

В ср.гр.дети осваивают использование так называемой мерки посредника в основной и практической деятельности.

Мерка посредник (М.П.) – это предмет, с помощью или посредством которого можно измерить или сравнить параметры предметов без их непосредственного сопоставления.

В качестве М.П. можно использовать метровую линейку, шест. Педагог может использовать проблемную ситуацию, когда предлагает детям определить, на сколько детский шкафчик выше шкафчика кукольного. Для измерения педагог берет ленту. Приложив ее к высоте детского шкафчика нужно сделать отметку на уровне его высоты. Также условная мерка переносится к кукольному шкафчику и на ней же опять делается отметка другого цвета. На этой М.П. дети видят конкретную разницу. М.П. имеет и практическое применение. С помощью линейки либо шеста можно показать глубину лужи, сугроба и приложив ее к сапожку ребенка – глубокая или не глубокая лужа, провалишься в сугроб или нет.

В роли М.П. может выступать и условная мерка с помощью которой могут сравниваться несколько параметров предметов (ширина, длина, высота). Например – длина равна 5 условным меркам, высота 4 условным меркам, а ширина 3 условным меркам. Сравнивая числовое выражение величин дети приходят к заключению какая из них самая большая.

Т.о. М.П. дает возможность установить разницу в величине. Кроме того М.П. используется в ст.гр в сериац.ряду.

Методика развития глазомера у детей

Специальных занятий для развития глазомера в методике не предусмотрено. Однако практически все задания, связанные с измерительной деятельностью, влияют на развитие глазомера детей. Начиная с младшего дошкольного, возраста дети учатся находить и группировать большие и маленькие предметы, раскладывать их по порядку. Начиная со среднего дошкольного возраста, педагог может давать детям задания по определению на глаз расстояния до каких-то объектов (до песочницы, до веранды). Дети на глаз определяют расстояние в шагах. Для проверки педагог предлагает им измерить расстояние шагами. Дети могут отвечать на вопрос воспитателя: «Как ты думаешь, почему Саша сделал 4 шага, а Света – 6?». На прогулках дети могут на глаз определить, какая дорожка шире/уже (а потом проверить с помощью мерки-посредника), какое дерево выше (ниже) (но деревья стоят не рядом) и даже определить, насколько одно выше другого используя длину руки, с помощью карандаша. После усвоения детьми измерения объёмов жидких и сыпучих тел, дети на глаз могут определить количество жидкости или крупы в сосуде. Важно, чтобы сосуд был незнаком, чтобы это был новый сосуд, объём которого они не знают, или знакомый, но не заполненный до конца. Для проверки предлагается условная мерка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: