Синтетический и аналитический учет основных средств

Синтетический учет ОС – это обобщение информации о наличие и движении принадлежащих организации ОС, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации и сданных в аренду. Учет ведется в денежной оценке. Для синтетического учета ОС используются балансовые счета: 01, 03, 02, 91, 91/3 (выбытие ОС), а также забалансовые счета – 001, 010, 011. Аналитический учет представляет собой пообъектный учет ОС и ведется на инвентарных карточках. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов. Заполнение инвентарных карточек производится на основе первичной документации: активов приемке-передачи, технических паспортов и др. В них не следует вносить все показатели технической документации. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классифицированным признакам объектов ОС. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации.

 

Учет реализации и прочего выбытия основных средств

Основные средства выбывают из организации в случаях: списания по причине непригодности к дальнейшему использованию, продажи на сторону, безвозмездной передачи, передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации, сдачи имущества в аренду, лизинг, реализации по договорам мены и т.д.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов.

По дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей.

Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет 01-В "Выбытие основных средств".

Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки". Доходы и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

Списание основных средств

Объект следует списать, если он перестал приносить прибыль, либо в случае его выбытия (например, продажи). Компания должна создать специальную комиссию, в состав которой обязательно входит главный бухгалтер. Комиссия осматривает объект и подписывает акт на списание по форме ОС-4 (для транспорта — по форме ОС-4а, для групп объектов — по форме ОС-4б). В инвентарной карточке делается отметка о выбытии, после чего организации хранит карточку не менее пяти лет.

При списании бухгалтеру надо открыть специальный субсчет к счету 01 (обычно его называют 01-В), и задействовать его в соответствующих проводках.

Остаточную стоимость и затраты, связанные с выбытием, показывают по дебету счета 91, выручку от реализации — по кредиту счета 91. Доходы и расходы от списания отражают в отчетном периоде, к которому они относятся.

В случае списания основного средства, переставшего приносить прибыль, проводки будут следующие:

ДЕБЕТ 01-В КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость объекта

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01-В — списана амортизация

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01-В — списана остаточная стоимость объекта

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60 — списана стоимость услуг сторонней организации по ликвидации объекта.

В случае продажи основного средства проводки будут следующие:

ДЕБЕТ 01-В КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость объекта

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01-В — списана амортизация

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01-В — списана остаточная стоимость объекта

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 — получена выручка от продажи объекта

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68 — учтен НДС от продажи объекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: