Синтетический учет ОС – это обобщение информации о наличие и движении принадлежащих организации ОС, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации и сданных в аренду. Учет ведется в денежной оценке. Для синтетического учета ОС используются балансовые счета: 01, 03, 02, 91, 91/3 (выбытие ОС), а также забалансовые счета – 001, 010, 011. Аналитический учет представляет собой пообъектный учет ОС и ведется на инвентарных карточках. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов. Заполнение инвентарных карточек производится на основе первичной документации: активов приемке-передачи, технических паспортов и др. В них не следует вносить все показатели технической документации. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классифицированным признакам объектов ОС. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации.
|
|
Учет реализации и прочего выбытия основных средств
Основные средства выбывают из организации в случаях: списания по причине непригодности к дальнейшему использованию, продажи на сторону, безвозмездной передачи, передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации, сдачи имущества в аренду, лизинг, реализации по договорам мены и т.д.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов.
По дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей.
Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет 01-В "Выбытие основных средств".
Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки". Доходы и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.
Списание основных средств
Объект следует списать, если он перестал приносить прибыль, либо в случае его выбытия (например, продажи). Компания должна создать специальную комиссию, в состав которой обязательно входит главный бухгалтер. Комиссия осматривает объект и подписывает акт на списание по форме ОС-4 (для транспорта — по форме ОС-4а, для групп объектов — по форме ОС-4б). В инвентарной карточке делается отметка о выбытии, после чего организации хранит карточку не менее пяти лет.
|
|
При списании бухгалтеру надо открыть специальный субсчет к счету 01 (обычно его называют 01-В), и задействовать его в соответствующих проводках.
Остаточную стоимость и затраты, связанные с выбытием, показывают по дебету счета 91, выручку от реализации — по кредиту счета 91. Доходы и расходы от списания отражают в отчетном периоде, к которому они относятся.
В случае списания основного средства, переставшего приносить прибыль, проводки будут следующие:
ДЕБЕТ 01-В КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость объекта
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01-В — списана амортизация
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01-В — списана остаточная стоимость объекта
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60 — списана стоимость услуг сторонней организации по ликвидации объекта.
В случае продажи основного средства проводки будут следующие:
ДЕБЕТ 01-В КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость объекта
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01-В — списана амортизация
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01-В — списана остаточная стоимость объекта
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 — получена выручка от продажи объекта
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68 — учтен НДС от продажи объекта.