Методологические основы педагогической психологии

Лекция: Общие аспекты педагогической психологии

План:

1. Предмет и задачи педагогической психологии

2. Методологические основы педагогической психологии

3. Основные категории педагогической психологии

Предмет и задачи педагогической психологии

Возникла на стыке психологии и педагогики, а так же на стыке педагогики и возрастной психологии, и т.о. создалась синтетическая наука как педагогическая психология. Взаимосвязь педагогики и психологии: есть общий предмет, психология изучает законы развития психики человека, а педагогика рассматривает законы управления развитием личности; есть связь педагогики и психологии на уровне методов исследования, например – психометрия, парное сравнение, рейтинги, тесты, формирующие эксперименты; взаимосвязь в показателях и критериях обученности и обучаемости, они представлены в результатах педагогической деятельности, диагностируются в психологических характеристиках обучающихся - сдвиги в мышлении, поведении; многие говорят что возрастную и педагогическую психологию нет смысла разделять, но можно увидеть общие контексты, т.к. они изучают закономерности обучения, развития, но, тем не менее, возрастная психология изучает развитие психики человека и ее особенностей на различных возрастных этапах, а педагогическая психология изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания, хотя у них есть общий объект – человек;

Можно выделить подход Крутецкого, он говорит о том, что п.п. изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками и исследует индивидуальные различия в этих процессах, т.е. исследует вопросы, как учится школьник; Габай, стоит на позиции, что п.п. исследует закономерности присвоения общественно-выработанных способов действий и правил, которые в ней используется, так же устанавливает связь между процессами обучения и процессами развития; подход в рамках развития сознания личности, и развития способов взаимосвязи между обучением и развития; Зимняя, определяет предмет педагогической психологии, факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человека, и вызываемые изменения которые происходят в интеллектуальном и личностном развитии ребенка; фактически данный подход исследует субъекта учебной деятельности, исследуется этот субъект в рамках специально организованной системы обучения и воспитания; Давыдов считает, что п.п. можно считать частью возрастной психологии, т.к. специфику обучения, определяет специфика возраста; именно поэтому усвоение той или иной дисциплины должно строиться по разному; Божович, считает что она изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания;

Исходя из этого, можно выделить проблемы, которые изучает педагогическая психология:

- проблема взаимосвязи обучения и воспитания;

- взаимосвязь обучения и развития;

- взаимосвязь генетических основ и социальных в процессе обучения и воспитания;

- проблемы детской одаренности;

- синзетивных периодов;

- готовности детей к школьному обучению;

- проблемы индивидуализации;

- проблемы оптимальной психолого-педагогической подготовки учителя и воспитателя;

- проблема психолого-педагогической диагностики;

- проблемы взаимодействия в системе «учитель – ученик»

 

Т.о. педагогическая психология имеет свою структуру: 3 составных части - психология обучения, воспитания, учителя; каждая из этих ветвей имеет свой предмет и свои основные задачи;

Психология обучения – предметом является развитие познавательной сферы учащихся, в условиях систематического обучения; основными задачами можно выделить выявление взаимосвязи внешних и внутренних факторов обуславливающих развитие познавательной деятельности, в условиях различных дидактических систем; изучение соотношения мотивационного и интеллектуального плана обучения; выявление возможностей управления процессами учения и развития ребенка; а так же выявление психолого-педагогических критериев эффективности обучения;

Психология воспитания – предметом является развитие личности ребенка в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка и деятельности коллектива; задачи – изучение содержания мотивационной сферы учащихся, ее направленности, нравственных установок и т.д., выявление различий самосознания учащихся, которые воспитываются в различных условиях; изучает структуру детских и юношеских коллективов, и их роли в формировании личности; и выявляет условия и последствия депривации ребенка;

Психология учителя – предметом является психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а так же те особенности личности, которые способствуют или препятствуют эффективной педагогической деятельности; задачи – определение творческого потенциала педагога и возможности преодоления педагогами возникающих педагогических стереотипов; изучение эмоциональной устойчивости учителя, и выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащихся;

Методологические основы педагогической психологии

Педагогическая психология имеет свою методологическую основу, она опирается на философские концепции и находит свое выражение в принципах; у п.п. фактически те же принципы что у психологии;

1. Деятельностный подход к изучению процесса учения;

2. Единство материальной внешней деятельности и деятельности внутренней психической;

3. Социальная природа законов психического развития;

Деятельностный подход - Деятельность – система процессов, посредством которых реализуется жизненное отношение к миру (Леонтьев); Человеческая личность не только проявляется, но и формируется в деятельности (Рубинштейн); в п.п. суть принципа деятельностного подхода раскрывается в том, что учебная деятельность рассматривается как целостная система, где в единстве представлены все психические функции; учение рассматривается как реальный процесс взаимодействия человека с миром, проходит это через решение задач, и в итоге человек становится субъектом мира; деятельностный подход предполагает рассматривать учение, как деятельность, состоящую из действий объединенных единым мотивом и направленных на достижение единой цели; целью учебной деятельности является усвоение опыта предыдущих поколений; в результате, учебная деятельности приводит к удовлетворению познавательной потребности субъекта учения, и учение приводит к изменению самого субъекта, что и является конечной целью учения; т.о. образом деятельность учения является объектом исследования педагогической психологии;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: