Тема: Единство обучения, учения и развития в образовательном процессе

План:

  1. Общая характеристика процесса обучения
  2. Основные аспекты процесса научения
  3. Психологические теории учения

 

  1. Общая характеристика процесса обучения:

Проблемы обучения:

- проблема соотношения разграничения эффектов научения и развития

- проблема законов и закономерностей научения

- проблема механизмов и условий наиболее эффективного обучения и научения

- и т.д.

Основные подходы к определению «Обучение»:

Платонов: Обучение – это вид формирования личности и коллектива, формируются в процессе упражнений, но при этом дополняются связями нового содержания, которое устанавливает связи с уже имеющемся.

Педкасссистый - обучение, это общение, в процессе которого происходит познание и усвоение общественно-исторического опыта, а так же происходит овладение той или иной конкретной деятельности.

Талызина – обучение, это деятельность учителя в учебном процессе.

Харламов – обучение, это целенаправленный педагогический процесс организации, стимулирования, активной учебно-познавательной деятельности учащихся в овладения научными знаниями и навыками, творческих способностей, формирует нравственно-эстетические взгляды и мировоззрения.

Зимняя – обучение, это целенаправленная последовательная передача общественно-исторического, социального опыта другому человеку или людям, в специально-организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. В процессе существует две стороны обучающая, и обучающаяся. Можно выделить два процесса: процесс обучения и процесс воспитания, эти два процесса протекают в деятельности учителя; основным звеном в процессе обучения можно выделить такую структурную единицу как содержание, фактически оно определяет сам процесс обучения; в связи с эти встает вопрос как в обучении реализуется основная цель, как объединяются между собой развитие, обучение и воспитание. Выготский говорит, что психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения. Т.о. важно структурировать содержание, которое будет адекватно развитию ребенка, и оно будет изменяться сообразно развитию ребенка, и вместе с изменением содержания будут меняться и методы школьного обучения. Давыдов дает ответы на поставленные вопросы, он говорит, что образовательный процесс осуществляется на основе усвоения содержания системы учебных предметов, каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной формы сознания. Стержнем же учебного предмета является его программа, это иерархическое и систематическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению. Программа, которое фиксирует содержание учебного предмета. Включает методы, сроки обучения, характер дидактических пособий, а так же проектирует тип мышления, который формируется у школьника в процессе усвоения ими предлагаемого материала. Содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности. Т.о. чтобы была достижима цель, нужно структурировать содержание, в зависимости от содержания определяются методы, содержание отражается в программах, планируя содержание предмета необходимо учитывать учебную деятельность. Давыдов отводит внимание контексту передачи, т.е. что передавать, что транслировать обучающимся. Самым общим понятием отражающим результат является научение. И очень важно понять какое соотношение между обучением, учением, научением.

Обучение – совместная деятельность учителя и ученика, которая обеспечивает усвоение знаний школьника и овладение способами приобретения знаний. В рамках обучения можно выделить деятельность учителя и деятельность обучаемого;

Учение – это деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладение способами приобретения этих знаний.

Научение - приобретение индивидуального опыта и прежде всего автоматизированных навыков.

  1. Основные аспекты процесса научения

Научение – как целенаправленный процесс, процесс сознательного присвоения социокультурного опыта, формируется в процессе учения. Т.е. это некий результат процесса учения.

Аспекты процесса учения:

-  с т.зр. физиологии: Учение рассматривается в плане нейрогуморальных механизмов, выработке условных рефлексов, закономерностей высшей нервной деятельности, а так же аналатико-синтетической деятельности мозга. Результатом будет приобретение новых условных рефлексов, новые паттерны взаимодействия и связей, и т.о. организм начнет по новому функционировать в среде;

- с позиции биологии: учение представляет собой адаптационный процесс, в нем рассматриваются такие аспекты как наследственность, среда, приспособление, регуляция. Следовательно, когда учение воздействует на данные аспекты, результатом научения будет являться адаптация.

- с т.зр. социологии учение рассматривается как фактор социализации, как фактор общественного сознания. Содержанием будет являться законы и закономерности развития человека в обществе, а результат будет в определенном уровне социализации человека;

- с т.зр педагогики, это воспитательно-образовательная система, т.о. содержанием этого процесса обучения будет являться взаимодействие, а результатом будет усвоение системы, знаний, навыков, умений;

- с позиции психологии, как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития, учение в итоге проявляет и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека, развития, содержанием будут являться законы и закономерности развития деятельности, а результатом будут определенные новообразования, и изменение внутренней сущности субъекта.

В рамках психологии выделяется несколько аспектов понятия научения:

- отечественная психология (рассматривает научение и учения как познавательный процесс, в результате усваивается социальный опыт, практическая и теоретическая деятельность, у животных же трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособление его к конкретным условиям);

- бихевиористы (как несвязанный с психикой процесс слепого ассоциирования стимулов и реакций, установление рефлекторных связей через упражнение);

- ассоцианизм (рассматривает научение как процесс изменения психического отражения, который отражает условия деятельности и поведения по принципу пассивного установления новых связей);

- гештальтпсихология (как процесс реконструирования исходного целостного опыта в виде образцов);

Научение может проходить в процессе деятельности, а может проходить как результат деятельности.

Научение как побочный продукт, научение может происходить в деятельности, может быть как побочным продуктом, так и результатом. Как побочный продукт может происходить в труде, стихийное общение и преднамеренное познание другого опыта. Побочный продукт в труде – как качество личности; навыки; осмысление каких-либо аспектов деятельности; в игре – освоение ролей, навыков;

Виды научения:

Есть такие виды, которые характерны для животных, а есть такие, которые характерны для человека. Характерные как для человека, так и для животных:

- импринтинг (может быть в сензетивный период, приспособление происходит, фактически с рождения, предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций);

- оперантное научение (это тогда когда знания умения и навыки приобретаются методом проб и ошибок);

Характерные только для человека:

 - Викарное научение – через прямое наблюдение за поведением других людей;

 - Вербальное наблюдение – приобретение человеком опыта через язык;

 

  1. Психологические теории научения
  1. Ассоциативная теория научения – суть в том, что идет управление процессом накопления в переработке чувственного опыта, сущностью является усвоением человеком связей существующих между конкретными объектами, существуют определенные условия научения: научение происходит между элементами посмежности, когда происходит соседство объектов в пространстве и времени, по функциональной смежности (качество и количество, причины и следствия), логическая смежность (частное к общему, вида к роду, посыла и заключения), а может быть психологическая смежность, содержанием является образование ассоциаций.
  2. Условно-рефлекторная теория научения – модель обучения заключается в том, что происходит стимуляция, активной познавательной деятельности, исследовательской деятельности учащихся, это деятельность направляется и организуется, и применяется на практике. Содержание научения – образование связей между безусловными врожденными раздражителями и условными раздражителями; сущность научения - заключается в том, что осваиваются новые значимые свойства вещей и явлений окружающего мира и новые полезные формы и действия поведения которые эти формы использует. Условия научения: для классических условных рефлексов – наличие подкрепления, которое должно быть связано с определенными потребностями человека, второе условие - повторение. Для инструментальных рефлексов – нужна неудовлетворенная потребность организма, она порождает пробные и исследовательские действия, и нужна награда, т.е подкрепление действия и нужна достаточная систематическая награда. Отличие от первого вида научения в том, что
  3. Знаковая теория научения – суть обучения заключается в том, что у учащихся формируется обобщенная понятийная система и приемы умственной деятельности. Содержанием является обнаружение и использование существенных отношений реальностей, их отображения в понятиях, и закрепления в словах. Сущность в том, что у учащихся формируются понятии и их системы, которые отражают существенное отношение реальности, существуют условия этого научения – выявление и абстрагирования объектов, обнаружение общности и характера этих отношений, и закрепление этих отношений в словах, т.е. воспринять, обобщить и выразить в словах.
  4. Оперантная теория научения - бихевиористы вывели законы выработки сложных форм поведения. Закон эффекта: он говорит о том, что когда процесс установления связи сменяется удовлетворением, прочность связи возрастает, т.е. если та или иная деятельность в ситуации имеет положительное подкрепление, то запоминается оно лучше. Закон сохранения – если в течении некоторого времени, связь между ситуацией и ответной реакции не возобновляется, интенсивность этой реакции ослабляется. Закон взаимосвязанности – если два психических акта развиваются во взаимосвязи, то поведение одного из них приводит к закреплению второго. Закон тренировки - чем выше интенсивность тренировки, тем лучше усваивается обратная реакция, и тем дольше она сохраняется в памяти. Закон интенсивности – чем интенсивнее тренировка ответа, тем лучше он усваивается и тем дольше остается в памяти. Закон ассимиляции – каждый новый стимул имеет способность вызывать реакцию, которая в прошлом была связана с этим же стимулом. Закон результативности – реакция, сопровождающаяся приятными последствиями закрепляется и если сопровождается неприятными последствиями, ее стараются заглушить или избежать. Т.о. в процессе обучения практически нет мелочей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: