Тема: Обучение и развитие

План:

  1. Соотношение обучения и развития
  2. Психическое развитие в обучении
  3. Движущие силы психического развития
  4. Обучаемость, основные ее характеристики

 

  1. Соотношение обучения и развития:

Развитие – сложное поступательное движение, в ходе которого происходит прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. Развитие происходит в течение всей жизни, изменяются только направления этого развития, изменяются только интенсивность, характер и качество развития.

Можно выделить следующие характеристики развития:

- необратимость (т.е. то, что человек для себя приобрел, фактически остается с ним на всю оставшуюся жизнь, во вторых развитие может иметь различные направления);

- неравномерность;

- сохранение предыдущего в новом;

- единство сохранения и изменения;

Факторы, влияющие на развитие:

  • Предпосылки развития, условия, связь развития и внутренней позиции ребенка;

Т.о. обучение является не только условием, но и основным средством психического и личностного развития ребенка, в связи с этим можно выделить следующие проблемы обучения и развития:

- проблема соотношения обучения и развития;

- проблема соотношения обучения, воспитания и развития;

- проблема соотношения интеллектуального и личностного развития в учебном процесса;

- проблема синзетивных периодов в развитии;

- проблема критериев и показателей уровней развития в учебном процессе;

- проблема основных линий и тенденций психического развития в учебном процессе;

Психическое развитие – это самостоятельный независимый процесс, который имеет свои внутренние закономерности. И развитие ребенка представляется как процесс подчиненный природным законам и протекающий по мере созревания, обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса, обучение оказывает влияние лишь на внешние особенности развития, несколько ускоряя, или напротив задерживая сроки проявления новых стадий развития, при этом обучение не изменяет последовательности этих стадий и не влияет на психологические особенности.

Стадии интеллектуального развития определяются системой организации и способами передач индивиду общественно-исторического опыта; обучение и воспитание рассматривается как регулятор связи между психологическими функциями и свойствами личности;

Существуют основные направления разработки проблем обучения и развития:

  1. Выявление действий, при которых обучение становится развивающим;
  2. Определение конкретных форм обучения, которые обеспечивают более высокое интеллектуальное развитие;

Эльконин и Давыдов разрешают эти вопросы через решение выведение на первый план содержания обучения; Менчинская, Богоявленская, Меллер – считают, что эффективность усвоения повышается посредством изменения способов умственной деятельности; т.о. они предполагают упор на теорию Выготского о зоне ближайшего развития; Ананьев – исследует воздействие разных методов обучения, и т.о. они работают в плане методологии. Занков – развивающий аспект обучения достигается путем совершенствования самого процесса обучения, куда входят и формы, и методы, и средства, и содержания. Гальперин и Талызина – они исследовали влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуально развитие ребенка, которое позволяет пошагово управлять процессом усвоения знаний. Матюшкин, Кудрявцев – исследователи проблемное обучение в развитии ребенка;

Доклад СТАРШЕКЛАССНИК КАК СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ!!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: