Совершенствуются широкие социальные мотивы

Качественные сдвиги в подростковом возрасте происходят в узких социальных, или позиционных мотивах (стремлении занять позицию взрослого человека).

Присутствует мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком.

ВВД – межличностные отношения, интимно-личностное общение со сверстниками.

Динамика мотивов: количественная: в начале интерес к учению повышается, в среднем подростковом возрасте мотивация снижается, к 8-9 классу мотивация повышается.

 

Старший школьный возраст

Укрепляются широкие познавательные мотивы.

Учебно-познавательный мотив совершенствуется как интерес к методами теоретического, творческого мышления.

Мотивы самообразования связываются с более далекими целями, жизненными перспективами, выбором профессии.

Укрепляются широкие социальные мотивы гражданского долга.

Позиционные мотивы становятся более действенными, дифференцированными за счет расширения деловых контактов старшеклассника.

 

Основные психологически ориентированные модели школьного обучения (М.А. Холодная).

Анализируя психологически ориентированные модели школьного обучения, М.А. Холодная выделяет следующие основные методические модели, построенные с учетом психологических механизмов умственного развития учащихся:

«Свободная модель», в которой в максимальной мере учитывается внутренняя инициатива ребенка. При оказании определенной помощи со стороны учителя ребенок, тем не менее, сам определяет интенсивность и продолжительность своих учебных занятий, свободно планирует собственное время, самостоятельно выбирает средства обучения. Какая-либо жесткая система педагогических воздействий отсутствует. Напротив, поощряется импровизация и детей, и учителя относительно как содержания, так и способов обучения. Разновидности этой модели («свободный день», «свободный класс» и т.п.) объединяет неформальное отношение к процессу обучения; отсутствие классно-урочной системы, обязательных учебных программ, контроля и оценки знаний учащихся. Ключевой психологический элемент – «свобода индивидуального выбора».

• «Личностная модель», основной целью которой является общее развитие ученика, в том числе развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. Обучение ведется на высоком уровне сложности, однако при этом создаются условия для проявления индивидуальности слабых и сильных учеников, многовариантности учебного процесса (Л.В, Занков, M.B. Зверев, И.И. Арчинская и др.).

«Развивающая модель». В центре внимания оказывается перестройка учебной деятельности ребенка как на уровне содержания, так и на уровне формы ее организации, с тем, чтобы обеспечить появление новых качеств: теоретического мышления, рефлексии, самостоятельности в решении разнообразных учебных задач и т.д. В частности, основное содержание учебной деятельности составляют теоретические знания, ребенок снабжается новыми средствами учебной деятельности (например, в виде знаковых моделей, воспроизводящих общий принцип существования изучаемого явления). При этом меняется характер учебной активности ребенка. Например, дети включаются в исследовательскую деятельность, работают в режиме активного диалога и т.п. (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин).

«Активизирующая модель», направленная на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства. (A.M. Матюшкин, М.М. Махмутов, И Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина).

«Формирующая модель». Предполагается, что влиять на умственное развитие ребенка - значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений. При условии про хождения учеником всех его необходимых этапов, с учетом специально организованной учителем ориентировочной основы действий, можно гарантировать сформулированность знаний и умений с наперед заданными качествами. Разновидность этой модели - программированное и алгоритмическое обучение (П.Я. Гальперин, А.Ф. Талызина, В.П. Беспалько).

«Обогащающая модель» (ее авторы Э.Г. Гельфман и М.А. Холодная) представляет собой систему обучения, целью которой является актуализация и наращивание индивидуального ментального (умственного) опыта учащихся на основе психологических механизме интеллектуального развития личности. Основой данной педагогической технологии являются обучающие задания, которые характеризуются неопределенностью исходных данных, погруженностью реальные жизненные впечатления ребенка, многовариантностью методов решения.

Все перечисленные модели, несомненно, способствуют повышению эффективности школьного обучения, поскольку на первом плане оказывается ребенок как субъект деятельности и основные педагогические усилия направляются на его познавательное и личностное развитие. Поэтому на уровне конкретных методических приемов эти модели в той или иной степени взаимопересекаются. Личностно-ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: