Способы развития и критерии сформированности познавательного интереса школьников

Познавательный интерес — важнейшая область общего феномена интереса. Познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием разнообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания.
Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу усвоения знаний.
Анализ психологической структуры познавательного интереса привел советских психологов (С.Л. Рубинштейн, А.А. Гордон, АН. Леонтьев) к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в органичном слитном единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.
Нам ближе всего определение Рубинштейна: познавательный интерес — это мотив познавательной деятельности.
Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (коллективные, профессиональные).
1. Познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником.
2. Познавательный интерес более точно выражает мотивацию учения.
З. Познавательный интерес более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А, следовательно, легче управлять его формированием.
4. Познавательный интерес имеет меньшую ситуативную прикованность, чем интерес как средство обучения. Он побуждает школьника заниматься увлеченно не только на уроке или в процессе подготовки домашнего задания.

5. Познавательный интерес является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми однозначно руководствуется школьник.
Познавательный интерес взаимодействует с такими Личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств.
В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры и т.д. Однако любознательность ученика не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадает.
Поэтому задача состоит в том, чтобы поддержать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, когда ученика в учебе захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблемы, нестандартных задач доставляет удовольствие.
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленный различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам.
Более высоким уровнем его является интерес к познанию существующих свойств предметов и явлений.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям.
Репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый и творческий характер познавательной деятельности обуславливают собой и уровень познавательного интереса школьника.
Параметр устойчивости многое открывает нам в познавательном интересе школьника. Познавательный интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными яркими вспышками, как ответ на какую-то особо эмоциональную ситуацию обучения (любопытство). Может быть направлен на поверхностное изучение предмета (любознательность). Познавательный интерес школьника может быть достаточно устойчив. Внутренняя мотивация в учении будет преобладать, и ученик может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделенное целое с потребностью в познании, когда ученик не просто хочет учиться, а не может не учиться (устойчивый познавательный интерес).
По каким же показателям можно обнаружить познавательный интерес?
1) К ним прежде всего относится многообразные проявления, характеризующие мыслительную активность учащихся;
2) Эмоциональные проявления учащихся;
3) Избирательная направленность круга чтения учащихся и участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы.
По мере развития самостоятельности учащиеся становятся все более способными выполнять усложнившиеся задания, включающие в себя элементы поиска и творчества, столь необходимые для развития познавательного интереса. В свою очередь самостоятельная работа, побуждая познавательный интерес, представляет для ученика неизмеримо большую ценность, чем те, которыми она побуждается только учителем.
Воспитательный процесс по формированию познавательного интереса с учащимися, обладающими широкими интересами, значительно облегчен желанием и стремлением самого подростка активно заниматься интересующейся его деятельностью.
Учение закладывает основы познавательного интереса, но не исчерпывает собою всех возможностей их формирования. Эффект деятельности для формирования познавательного интереса подростка.

Способы активизации познавательного интереса.
Проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения — одна из центральных. Анализируя влияние процесса обучения на познавательный интерес школьника, мы выделяем в нем три источника формирования познавательного интереса:
во-первых, содержание учебного материала; во-вторых, сам процесс учения, который перед нами выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся; в-третьих, личность учителя, который часто стоит отдельно.
Не будучи непосредственным источником познавательного интереса, отношения, которые складываются в обучении между учениками и между ними и учителем, оказывают значительное стимулирующее влияние на развитие интереса.
Стимуляция познавательного интереса учащихся в учебном процессе находится в тесном соприкосновении с арсеналом методических средств учителя. Но если главным аспектом методики учебного процесса является передача учителем знаний, умений и навыков, и овладение ими (учащимися), то стимуляция обуславливает собою побуждение школьника к учению.
Стимулирующее влияние на познавательный интерес учащихся оказывали и те разнообразные отношения (взаимных оценок, сопереживания, соучастия, взаимной поддержки), которые создали особую атмосферу учения.
Побуждающие познавательный интерес стимулы:
1) новизна содержания;

2) “отстранение” материала (рассмотрение уже известного под новым углом зрения). Акцент на то, что в уже сложившихся и ставших привычными знаниях осталось незаметным, и что придает прежнему материалу новое звучание, новые грани, новые повороты, которые озадачивают, производят впечатление странности — это важнейший стимул познавательного интереса.
Для формирования познавательного интереса важно опираться на опыт ученика не с целью его приумножения, а с целью показа его несовместимости и его перестройки.
Главным же аспектом формирования познавательного интереса является перевод разрозненных обыденных представлений на уровень систематизированных знаний.
З) Исторический аспект школьных знаний (историзм), сообщение сведений из истории, науки, научных открытий.
Перед учителем стоит неотложная задача — восполнить образующиеся разрывы между учебными предметами и наукой, приобщать учащихся к ознакомлению с современным этапом развития науки, удовлетворять их возрастающие запросы в познании и тем самым укреплять и углублять их познавательный интерес.
4) Насущная практическая необходимость в знаниях для жизни, для использования науки в целях практики.
Стимулируя познавательный интерес при помощи показа практической значимости знаний, чрезвычайно важно для подростков, которые в силу недостатков знаний и опыта не всегда в состоянии оценить теоретическую ценность и значимость полученных знаний, но зато всегда охотно откликается на возможность практически использовать знания в своей личной жизни.
5) Показ учащимся современных научных достижений.
Познавательный интерес как мотив побуждает подростка не только к восприятию определенного круга явлений, но и располагает его к самостоятельной учебной деятельности, которая в состоянии удовлетворить и поддержать его познавательный интерес.
Познавательный интерес обуславливает создание “внутренней среды” (Л.И. Божович), внутренних импульсов (Томашевский) учения, благодаря чему и процесс деятельности становится более активным, творческим, а результат более эффектным. Интерес и тонизирует деятельность включением эмоциональной стороны и обостряет собственные мыслительные процессы.
Познавательный интерес — это интерес не вообще к предмету познавания и не только к процессу познавания, это интерес к подлинно продуктивному познаванию, в результате которого проявляется нечто новое либо в составе знаний, либо в способах подхода к овладению этими знаниями.
В создании эмоционального тонуса познавательного интереса учащихся большую роль играет эмоциональность самого учителя.
Фиксируя стимуляцию интересов в учебном процессе, отметим и то, что препятствует развитию интереса. При этом в отдельных случаях, в определенных ситуациях на угасание познавательного интереса учащихся влияли не только “антистимулы” сами по себе, но и соответствующая структура стимуляции в целом.
К “антистимулам’ можно отнести:
1) бедность сообщаемого материала;
2) несоответствие содержания обучения опыту учащихся;
З) слабость познавательной нагрузки;
4) слабая организация самостоятельной работы учащихся;
5) отрицательный эмоциональный фон;
б) смысловой барьер между учителем и учеником;
7) переоценка возможностей.






















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: