Рассказывает детям, что птицы очень пугливые, и наблюдать можно только издалека.
На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.
Серая птица,
Меня не боится
Моргнет удивленно,
Ведь это… (Ворона)
И поиграть в игру «Ворона и воробей».
Один из детей выбирается быть вороной, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм. Когда прилетает ворона, воробушки улетают в гнездышки.
Итог занятия:
Дети научились называть части тела птицы: клюв, оперение, хвост, лапки.
Птица летает, чирикает, поет, прыгает.
Знают, что надо заботиться о зимующих птицах, подкармливая их, насыпать корм в кормушки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект занятия по Лепке: «Ягоды для снегирей»
Лепка: «Ягоды для снегирей»
|
|
Цель: Учить раскатывать пластилин между пальцами.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей раскатывать пластилин между пальцами круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки.
- Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт ягоды).
Развивающие:
- Развивать у детей творческие способности, чувства прекрасного.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах.
- Воспитывать аккуратность и внимательность.
Материал и оборудование: кормушка, веточки рябины, пластилин красного цвета, салфетки.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за птицами, чтение стихотворения Ю. Никонова "Зимние гости".
Ход занятия
На фланелеграфе развешаны картинки с изображением снегиря: снегири в кормушке, на ветках деревьев.
Дети вместе с воспитателем рассматривают картинки, воспитатель обращает внимание детей на ту картинку, где изображены снегири в кормушке. Затем вносит в группу кормушку и предлагает рассмотреть.
- Как вы думаете, для чего нужен этот предмет?
Рассказ воспитателя.
На улице зима, вся земля покрыта снегом, стало совсем холодно и маленьким птичкам, зимой, под снегом не найти себе еды, и поэтому взрослые люди строят вот такие кормушки, куда насыпают различный корм для голодных птиц. Это и зёрнышки и кусочки хлеба, семечки.
Снегири сидят на ветке,
Канарейка поёт в клетке,
Прилетели две синицы,
|
|
Жёлто-бокие сестрицы.
И сороки-белобоки,
Стрекотать не устают,
У окошка на пенёчке,
Мы поставили кормушку,
И зимой для малых пташек,
Здесь застолье и уют.
Затем воспитатель раздаёт детям нарисованных снегирей.
-Давайте рассмотрим птичек, которые у вас в руках. Это - снегирь, красивая, спокойная птица. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него чёрные, а брюшко и щёки красные. Клюв у снегиря короткий, чёрный.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Физкультминутка "Снегири"
Снегири летят, крыльями машут.
Им на месте не сидится,
Завертелись как волчок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Полетели пообедать,
Но кругом лишь снег да снег.
Хорошо, что им кормушку,
Сделал добрый человек!
Итог занятия:
- Ребята, больше всего снегири любят ягоды рябины. Посмотрите на веточку рябины.
- Какого цвета ягоды рябины?
- Какого размера ягоды?
- Какой формы?
- На веточке рябины много маленьких круглых красных ягод. Мы сейчас с вами будем лепить ягоды рябины для снегирей.
Дети начинают лепить, воспитатель контролирует приём работы, помогает детям.
- Какие вы молодцы, положите свои ягоды в кормушку и птички прилетят пообедать вашими ягодами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект занятия по рисованию в младшей группе «Корм для птичек»
«Корм для птичек»
Цель занятия: Учить детей рисовать нетрадиционным способом.
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками.
-
Развивающие:
- Развивать у детей творческие способности.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность и желание заботиться о птицах.
- Воспитывать аккуратность и внимательность.
Материал: ватные палочки, желтая краска, салфетки на каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Перед воспитанниками лежит подготовленный лист бумаги с нарисованной кормушкой (пустой).
Воспитатель рассказывает детям о птицах, которые зимой нуждаются в питании, но зимой нет возможности добывать корм самим птицам, поэтому люди ставят кормушки для птиц, и насыпают в них корм (зерно, семечки, хлеб).
2. Давайте нарисуем для птиц корм в нашу кормушку. Посмотрите, как будем рисовать. Показ рисования с объяснением.
Пальчиковая игра «Воробей»
Шустро скачет воробьишка (Стучат пальцами по столу),
Птичка – серая малышка (Сжимают и разжимают пальцы в кулак).
По двору шныряет (Пальцами «ходят» по столу),
Крошки собирает (Стучат пальцами по столу).
3. После того как дети нарисуют корм в кормушке, воспитатель показывает настоящую кормушку и предлагает рассмотреть ее.
Итог занятия:
Ребята, сегодня мы с вами нарисовали кормушку, теперь птицы будут накормлены и смогут перезимовать.
Все молодцы, у всех очень хорошо получилось, все справились с заданием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ЗАГАДКИ ПРО ПТИЦ
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Чик- чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Черненькая шапочка
Желтенькая грудка
Маленькая птичка,
А зовут её … (Cиничка)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её. (Cорока)
Серая птица,
Меня не боится
Моргнет удивленно,
Ведь это… (Ворона)
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! (Голубь)
* * *
Каждый день, когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек
На крыльцо бежим скорей-
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На окошке сидя, птицы
Чистят пёрышки свои.
|
|
Здесь щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас так же терпеливо
И красавцы снегири.
Все привыкли, не пугливы-
Хоть руками их бери.
Г. Ладонщиков.
* * *
Поможем птицам
Поможем птицам
Летом птицы корм найдут,
С голоду не пропадут.
А зимой - с едой беда.
Снегом скрыта вся еда.
Мы поможем птичкам:
Воробьям, синичкам.
Им кормушку смастерим
И к карнизу прикрепим.
Прямо из окошка.
Мы насыплем крошки
И смешаем их с зерном.
Сало выложим потом.
Пусть пернатые снуют
Угощение клюют.
Так поможем им опять
Зиму перезимовать.
(Р. Новикова)
Зимние гости
Смастерили мы кормушки
Для голодных зимних птиц:
- Прилетайте к нам, подружки,
Стайки резвые синиц!
Снегири, за ними следом
К нам спешите под окно!
Мы накормим вас обедом -
Есть и просо и пшено.
Галку, черную как сажа,
Мы не будем прогонять.
Воробью-плутишке скажем:
- Только, чур, не воровать.
А сороки-стрекотушки
Знай, кричат:
- И мне! И я!
Собирайтесь у кормушки,
Все пернатые друзья!
(Ю. Никонова)
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А.Яшин)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5