Цель: осознание участниками собственной модели поведения при проявлении различных эмоций.
Описание техники:
Ведущий дает следующую инструкцию: «Представьте, что вы живете в доме, в котором есть 10 комнат: радости, печали, страха, плача, злости, агрессии, одиночества, надежды и еще две. Какие? Решать и называть вам.
Нарисуйте в каждой комнате ее символы. И ответьте на вопросы: как часто Вы там бываете, что делаете? В какой из комнат черпаете силы, а в какой, наоборот, теряете?»
Участники делят лист на 10 частей, каждую часть надписывают одним из перечисленных выше чувств и рисуют в ней соответствующие символы.
Обсуждение:
По завершении рисования участники рассказывают, в каких комнатах им нравится находиться, а в каких – нет; какие чувства они считают позитивными, а какие – нет; как долго они бывают в разных комнатах.
Информация для ведущего:
В процессе обсуждения может выясниться, что одни и те же состояния могут вызывают у участников в разные чувства. Так, кому-то может быть очень грустно в комнате «одиночества», а для кого-то эта комната является комнатой отдыха или творчества. Для одного пребывание в комнате «надежды» сопряжено с пустой тратой времени, так как он понимает, что в жизни необходимо действовать, а для другого – это комната, где он черпает силы.
Названия двух комнат, которые участники придумали сами, говорят об их ценностях на данный момент и актуальных потребностях.
Приложение 8