Слово о писателе. Видение мира. Проблема взаимопонимания. Значение нравственного выбора человека для мира и людей. Образ героя. Поэтический мир стихотворений.
А.И.Куприн. Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор» – 3 часа
Слово о писателе.Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.
И.А.Бунин. Рассказы «Лапти», «Подснежник» – 2 часа
Слово о писателе.Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.
А.П.Платонов. Рассказ «Цветок на земле» - 1 час
Слово о писателе. Особенности писательской манеры Платонова. Образная система рассказа.
А.Сент-Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц» (фрагменты) – 2 часа
Слово о писателе.Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности. Символика.
ВН. ЧТЕНИЕ. И.С.Тургенев. Повесть «Муму» – 1 час
Отражение социальных проблем в литературе
Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» (пер. В.А.Жуковского) – 2 часа
Слово о писателе. Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.
|
|
Р.Л.Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» – 1 часа
Слово о писателе.Значение воли и убежденности для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады.
В.Г.Короленко. Повесть «Дети подземелья» (глава IX «Кукла») – 2 часа
Слово о писателе. Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя.
К.Г.Паустовский. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») – 2 часа
Слово о писателе. Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.
Н.А.Некрасов. Стихотворения «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда» – 2 часа
Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трехстопный размер (анапест).
С.А.Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3) – 1 час
Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения.
ВН. ЧТЕНИЕ. Мы помним (произведения о ВОВ) – 1 час
Класс
Аудиторные занятия | 50 часов |
Аудиторные сочинения | 8 часов |
Обобщение изученного | 2 часа |
Внеклассное чтение | 6 часов |
Резерв | 4 часа |
Всего | 70 часов |
NB проверить расчасовку
Литература как искусство слова – 1 час
Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе.. углубление представления о жанрах. Система жанров.
Какими способами литература представляет мир? (виньетка)
Понятия: эпос – эпическое, лирика – лирическое, драма – драматическое. Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. Основные мотивы эпического сюжета (сражение и путешествие)
|
|
Эпос
Гомер. «Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа») – 3 часа
Слово о писателе. Эпическое в произведении. Образы героев.
Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» – 3 часа.
Слово о писателе. Борьба народа за свою независимость и свободу. Эпическое в произведении. Мотивы богатырства. Образы главных героев. Сопоставление характеров (проблема национального героя).
ВН. ЧТЕНИЕ. Эпос народов России – 1 час.
Лирика
Ф.Петрарка. Сонет LXXXVII – 1 час.
Слово о писателе. Жанр сонета. Философская основа лирического переживания.
В.Шекспир. Сонет: № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…»), сонет № 66 («Зову я смерть») – 1 час.
Слово о писателе. Жанр сонета. Виды сонета.
А.С.Пушкин. Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…» – 1 час.
Слово о писателе.Переживание судьбы. Выбор жизненно позиции. Достижение берега. Поэтический мир стихотворений. Двухсложные размеры. Актуализация изученного ранее.
Драма
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль» (фрагменты) – 4 часа.
Слово о писателе. Жанр общественной комедии. Актуальность пьесы. Драматический конфликт, композиция. Система персонажей (традиционные амплуа).
ВН. ЧТЕНИЕ. Эсхил. «Прометей прикованный» – 1 час
Как в литературе проявляется отношение к миру? (виньетка)
Понятие о пафосе как идейно-эмоциональной оценке мира. Типы пафоса
Нравоучительное в литературе
«Поучение» Владимира Мономаха – 1 час.
Жанр поучения. Своеобразие пафоса. Основная идея произведения.
Героическое в литературе
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино» – 1 час
Слово о писателе.Героизм русского народа. Историческая основа произведения. Проблема поколения. Система образов. Поэтический мир произведения.
В.П.Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка» (фрагмент главы «Бой») – 1 час
Слово о писателе. Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне. Образ главного героя.
Трагическое в литературе
В.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты) – 2 часа
Жанр трагедии. Понятие о трагическом конфликте. Любовь и вражда в мире. Образы главных героев. Смысл трагического финала.
А.П.Чехов. Рассказ «Тоска» – 1 час
Слово о писателе. Трагическое в повседневной жизни. Одиночество человека. Мастерство Чехова-прозаика.
Сатирическое в литературе
Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены) – 2 часа
Слово о писателе. Сатирический пафос комедии. Историко-культурная основа. Образ главного героя.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» – 3 часа
Слово о писателе. Сатира как вид комического. Специфика сказок Салтыкова-Щедрина. Многообразие проблематики. Художественное своеобразие и приемы комизма.
А.П.Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий» – 1 час
Слово о писателе. Юмор как вид комического. Чехов как мастер юмористического рассказа (ситуации и герои). Роль детали.
ВН. ЧТЕНИЕ. М.М.Зощенко. Рассказ «Галоша» – 1 час
Что лежит в основе пафоса? (виньетка)
Понятие о вечных темах, как о темах, представляющих жизненные и нравственные основы человеческого бытия