Западноевропейская литература XVIII в. Эпоха просвещения. Классицизм. Сентиментализм. Актуализация изученного ранее.
И.В.Гете. Роман «Страдания юного Вертера» (обзор) – 1 час
Слово о писателе. Особенности содержания. Характеристика героев.
Русская литература XVIII в. (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Русская литература XVIII в. Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы нового времени в России. Специфика литературы нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII в. (классицизм, сентиментализм). Актуализация изученного ранее.
М.В.Ломоносов. Стихотворения «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Памятник» – 2 часа
Слово о писателе. Роль Ломоносова в развитии русской литературы (теория 3 стилей). Черты классицизма в творчестве Ломоносова. Жанр оды.
Г.Р.Державин. Стихотворения «Фелица», «Памятник» – 2 часа
|
|
Слово о писателе. Своеобразие жанра оды у Державина. Значение поэзии Державина для русской литературы конца XVIII – начала XIX века. Поэтический мир стихотворений.
Обзорное занятие – 1 час
Развитие системы стихосложения в русской поэзии. Актуализация изученного ранее.
И.А.Крылов. Басни «Кошка и соловей», «Листы и корни», «Бедный богач», «Лев и мышь», «Разборчивая невеста», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк на псарне» – 2 часа
Слово о писателе.Жанрово-стилевое разнообразие басен Крылова: социально-исторические, философские, морально-бытовые. Язык и стиль басен. Аллегорические образы. Дидактизм содержания. Традиции и новаторство. Актуализация изученного ранее
Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX вв. (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Европейская литература конца XVIII – начала XIX века. Стили и направления. Возникновение романтизма. Исторические и философские основы романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека.
Для самостоятельного чтения и анализа:
Ф.Шиллер. Драма «Разбойники» – 1 час
И.В.Гете. Трагедия «Фауст» (фрагменты) – 2 часа
Слово о писателе.Роль творчества Гете в мировой литературе. Фольклорная легенда в основе сюжета. Философская проблематика. Сюжет и композиция. Система образов.
Дж. Г. Байрон. Поэма «Чайльд Гарольд» (фрагмент) – 2 часа
Слово о писателе.Место Байрона в развитии европейского романтизма. Проблема героя времени в произведениях романтизма. Своеобразие жанра и композиции. Образ автора. Поэтический мир произведения. Актуализация изученного ранее.
|
|
Русская литература XIX в. (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX в. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Актуализация изученного ранее.
В.А.Жуковский. Стихотворения «Море», «Невыразимое» – 2 часа
Слово о писателе. Жуковский как первый представитель романтизма в русской литературе. Своеобразие романтизма у Жуковского. Жанр элегии. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений. Актуализация изученного ранее.
А.С.Пушкин.
Стихотворения «Узник», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…»), «Туча», «Я памятник себе воздвиг неруктворный…», «Осень», «Два чувства дивно близки нам…» – 3 часа
Этапы жизни и творчества.Тема поэта и поэзии, свободы личности и свободы творчества. Источник творческого вдохновения. Природа и жизнь человека. Поэтический мир стихотворений.
Поэма «Цыганы» – 1 час
«Цыганы» как романтическая поэма. Своеобразие романтизма Пушкина. Проблема героя. Поэтический мир произведения.
«Моцарт и Сальери» – 1 час
«Маленькие трагедии» как философский цикл. Нравственная проблематика. Конфликт произведения (гений и злодейство). Верность своему предназначению как условие творчества.
Повесть «Пиковая дама» – 1 час
Нравственно-философская проблематика. Конфликт. Тип героя нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Художественное своеобразие.
Роман в стихах «Евгений Онегин» – 10 часов
История создания романа. Своеобразие жанра (единство эпического и лирического в романе). Особенности сюжета и композиции. Историческая основа романа. Энциклопедичность. Проблематика романа. Евгений Онегин как герой времени. Систем образов. Специфика образа автора. Язык и стиль романа. Онегинская строфа как минимальная композиционная и ритмико-смысловая единица произведения.
Поэты пушкинской поры: К.Н. Батюшков Стихотворения «Разлука», «Ты хочешь меду, сын?…» Е.А. Баратынский. Стихотворения «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок». А.А.Дельвиг. Стихотворение «Русская песня» («Соловей»). Д.В.Давыдов. Стихотворения «Песня» («Я люблю кровавый бой…»), «Листок» – 2 часа
Слово о поэтах. Своеобразие лирики поэтов пушкинской поры.
М.Ю.Лермонтов. Этапы жизни и творчества.
Стихотворения «Смерть поэта», «Утес», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» – 2 часа
Одиночество, смирение, надежды в лирике Лермонтова. Духовная основа лирики. Поэтический мир стихотворений.
Поэма «Мцыри» – 2 часа
Поэма «Мцыри» как вершина позднего романтизма. Философская проблематика поэмы. Образ главного героя. Проблема выбора как духовная и жизненная основа произведения. Сюжет и композиция. Система образов. Природа в произведении. Поэтический мир произведения.
Роман «Герой нашего времени» – 8 часов
История создания. Своеобразие жанра. Стилевое многообразие. Единство эпического, лирического и драматического в романе. Проблема героя времени (традиция и новаторство). Принцип циклизации повестей. Особенности сюжета и композиции. Сюжетные источники произведения. Система повествователей. Система персонажей. Специфика изображения русской действительности в романе. Мастерство Лермонтова-прозаика.
Н.В.Гоголь.
Комедия «Ревизор» – 2 часа
Этапы жизни и творчества. Жанр общественной комедии (традиции и новаторство) особенности конфликта. Композиция как способ выражения авторской идеи. Страх и любопытств как движущая сила развития конфликта. «Миры» «Ревизора» (преступный, миражный, истинный). Образ уездного города и образ Петербурга в пьесе. Система персонажей. Своеобразие смеха (виды комического и приемы комизма).
|
|