Образовательные задачи:
- сформировать представление об основах и принципах субъект-субъектного взаимодействия;
- раскрыть механизм реализации гуманистической технологии педагогического взаимодействия;
- сформировать компетенции, необходимые для эффективной организации педагогической поддержки и педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе:
ñ способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, к социальной мобильности;
ñ готовность к организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для решения задач профессиональной деятельности;
ñ способность и готовность устанавливать контакт с родителями учащихся, оказывать им помощь в семейном воспитании.
ñ способность планировать профессиональную деятельность, организовывать и осуществлять руководство классным коллективом; оценивать результаты классной и внеклассной деятельности учащихся.
|
|
Основное содержание темы:
Цели и задачи, содержание педагогического общения. Виды общения в образовательном процессе: социально-ориентированное общение и л ичностно-ориентированное общение. Нравственно-психологический уровень общения педагога и воспитанника. Содержание педагогического общения. Формы и типы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие «нормативный статус» каждого.
Стратегии педагогического взаимодействия ( личностно-развивающая и личностно-тормозящая ). Кооперация и конкуренция как стратегии взаимодействия. Сотрудничество, диалог, партнерство во взаимоотношениях обучаемого и обучающегося. Условия развития творческих взаимоотношений в образовательном процессе.
Методы педагогического общения. Приемы и педагогическая техника воздействия в процессе воспитания. Воспитательное воздействие и методический прием. Воспитательные отношения и их типология. Приемы воспитательного воздействия. Психотерапия в методике воспитательного воздействия. Педагогическая техника в деятельности воспитателя.
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:
1. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 050501 - Профессиональное обучение (по отраслям) / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5887-0: 273-13.
Дополнительная литература:
1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль, 1989.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.
4. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов н/Д, 1993.