Тема 6. Психолого-педагогическая диагностика проблем взаимодействия участников образовательного процесса 2 часа

Образовательные задачи:

- сформировать представление об основных направлениях и инструментарии диагностики проблем взаимодействия в системе учитель-ученик; ученик-ученик; ученик-родитель;

- раскрыть содержание и методы диагностики психолого-педагогических проблем взаимодействия участников образовательного процесса.

Основное содержание темы:

Сущность понятий «мониторинг» и «диагностика».

Психологическая диагностика личностных особенностей и межличностных взаимоотношений педагогов и обучаемых. Основы диагностики и предупреждения конфликтов в образовательном пространстве. Основные направления диагностики взаимодействия в системе учитель-ученик; ученик-ученик; ученик-родитель. Изучение представления сторон о взаимодействии, причинах конфликтных ситуаций. Стратегии разрешения конфликтов как аспект педагогической действительности.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 050501 - Профессиональное обучение (по отраслям) / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5887-0: 273-13.

Дополнительная

1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль, 1989.

2. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов н/Д, 1993.

3. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. -- М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.

5.1.Содержание практических и семинарских з анятий

Практическое занятие №1                            2 часа

Тема занятия: Педагогическое взаимодействие в профессиональной деятельности педагога.

Цель занятия:

формирование умений организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в различных формах на основе личностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- виды и стратегии общения в образовательном процессе.

Основные вопросы для обсуждения:

1. Педагогическое взаимодействие как важный компонент педагогического процесса.

2. Основные стадии коммуникации в педагогическом общении.

3. Параметры эффективного педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

4. Деятельность педагога по организации и осуществлении педагогического взаимодействия.

Основные понятия: педагогическое общение, конкуренция, педагогическое взаимодействие, субъекты педагогического общения, кооперация, перцепривные способности педагога.

Проверочные задания

1. Терминологический диктант.

2. Письменный опрос.

1) Отличия моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса.

2) Характеристика сотрудничества как совместная деятельности и как организационной системы активности взаимодействующих субъектов.

3. Тест (2 варианта – 15 вопросов из 60).

4. Работа в группах по основным вопросам занятия.

1) Решение педагогических ситуаций.

2) Задание: Разработка карты-схемы, опорно-логической схемы (таблицы) по основным стадиям коммуникативного взаимодействия в образовательном процессе.

5. Педагогические игры:

· Упражнение «Общение — это …...».

· Деловая игра «Адвокат».

· Упражнение «Поймите меня правильно».

· Упражнение «Толстое стекло».

 

Домашнее задание

для всех:

Тема занятия: Технология эффективного педагогического воздействия.

Основные вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Необходимые и достаточные условия эффективного воздействия педагога.

2. Воздействие через референтное лицо как один из приемов педагогического воздействия.

3. Технология эффективного педагогического воздействия и ее психологическое обеспечение.

4. Компетентность педагога в сфере педагогического взаимодействия.

   2. Разработать карту-схему, опорно-логической схемы (таблицы) по компонентам коммуникативной компетентности педагога.

 

Индивидуальные задания для самостоятельной работы

1.Составление библиографического справочника (5-10 персоналий).

2. Подбор информации для создания в портфолио раздела «Основные характеристики и особенности реализации технологии субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе».

Задание по выбору студентов:

Задание на поиск и обработку информации:

1. Подбор информации для создания в портфолио раздела «Основные характеристики и особенности реализации технологии субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе».

2. Пользуясь педагогической прессой, подготовьте рефераты на предложенные темы:

1. Особенности педагогического общения.

2. Условия эффективного взаимодействия в педагогическом процессе.

3. Пути преодоления конфликтных ситуаций в семье.

4. Роль педагога в разрешении педагогических конфликтов.

5. Педагогическая культура учителя.

 

Список рекомендуемой литературы:

Основная литература:

1. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 050501 - Профессиональное обучение (по отраслям) / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5887-0: 273-13.

 

Дополнительная литература:

1. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005. 

2. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: