Содержание практического обучения

Учреждение образования

«Витебский Государственный университет имени П. М. Машерова»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

_____________________ А. П. Солодков

«____» ____________________ 2009 г.

Регистрационный № УД-__________/ р.

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебная программа для специальности

1-03 01 01           «Изобразительное искусство и черчение. Технология»

1-03 01 01           «Изобразительное искусство»                                    

(код специальности)                                                                                                                  (наименование специальности)

Факультет               художественно-графический                                                                    

(название факультета)

Кафедра                  педагогики                                                                                                    

(название кафедры)

Курс (курсы)             II                            

Семестр (семестры) IV                          

 

 

2009


рограмма составлена на основании: базовой учебной программы для педагогических специальностей «Педагогическая практика студентов II и III курсов»

Одобрена в качестве базовой: протокол № 9 от 24 февраля 2006 г.                                  

Автор-составитель: ст преподаватель

Керножицкая И.Е.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры педагогики                    

                                                                                                                                                               

(название кафедры)

 

№ 9 18.06.2009                

(дата, номер протокола)

 

Заведующий кафедрой

___________ Н. А. Ракова

(подпись) (И.О. Фамилия)

 

одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Учреждения образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова»                                                 

(наименование высшего учебного заведения)

 

                                          

(дата, номер протокола)

 

Председатель

___________                    

(подпись) (И.О. Фамилия)

 


 



ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе профессионального обучения студентов университета важная роль принадлежит учебной психолого-педагогической практике, которая является органической частью учебно-воспитательного процесса.

Являясь начальным этапом практического освоения педагогической профессии, практика позволяет студенту увидеть работу современной школы, что называется «изнутри», ознакомиться с содержанием, методами, приемами деятельности педагога в конкретных условиях обучения и воспитания, обогатить себя опытом знаний, действий, эмоционально-чувственных переживаний, внести коррективы в первоначальные представления о назначении и особенностях педагогической деятельности. Благодаря определенным организационным и методическим условиям у студента в период практики появляется возможность по-новому осмыслить учебный материал, приобретенный на занятиях, наполнить теоретические положения реальным значением наблюдаемых явлений и фактов, применить психолого-педагогическую теорию в различных видах учебно-воспитательной работы, увидеть степень собственной готовности к работе с детьми. Практическое соприкосновение с педагогической деятельностью помогает студенту не только осознать правильность выбора профессии, но и внести профессиональное становление в собственную жизнедеятельность, принять гуманистические цели образования и воспитания как личностные.

Учебная практика осуществляется на базе школ города, в которых сложились и закрепились эффективные формы и методы практического обучения студентов.

Групповой методист распределяет студентов по классам и осуществляет организационное и методическое руководство. Он помогает студентам адаптироваться к условиям учебно-воспитательного процесса в школе, конкретизирует требования практики, уточняет задания и методику их выполнения, раскрывает содержание отдельных видов работы, рекомендует необходимую литературу, определяет график консультаций и методических занятий, проводит индивидуальные собеседования, анализирует текущую работу студентов, оценивает результаты.

Психолого-педагогическая практика – это процесс своеобразной материализации, т.е. применения, реализации психолого-педагогической теории в учебно-воспитательной деятельности и успешности тренировочных упражнений по выработке профессиональных умений и навыков и связанных с ними личностных свойств и качеств.



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Целевая направленность практики – подготовка студентов к будущей педагогической деятельности.

Задачи практики состоят в том, чтобы помочь студенту:

- дополнить, обогатить, закрепить теоретические знания по педагогике, осмыслить их прикладное значение;

- оценить себя с точки зрения предрасположенности к педагогической работе с детьми;

- развить педагогические умения и профессиональные качества;

- формировать потребность в самообразовании, в совершенствовании творческой индивидуальности.

В процессе практики, если она методически правильно организована и достаточно эффективно проводится, достигается синтез опыта знаний, опыта действий и опыта эмоциональных переживаний. Практика помогает студентам не только осмысливать практическую работу, но и обеспечивает «переход» теоретических знаний на язык практических действий, т.е. развивает систему общепедагогических умений:

- анализировать явления и ситуации школьной жизни с педагогических позиций;

- изучать личность школьника и коллектив учащихся с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;

- определять конкретные учебно-воспитательные задачи и возможные условия их решения;

- организовывать детей на выполнение поставленных задач;

- выбирать формы и методы взаимодействия с детским коллективом и отдельными учащимися;

- выявлять эффективность воспитательных дел и мероприятий;

- анализировать опыт других учителей с целью заимствования полезных идей;

- проектировать и корректировать собственную деятельность, делать ее анализ, прикладывать усилия для преодоления недостатков;

- осуществлять деловое сотрудничество с учителями и администрацией школы;

- управлять своим эмоциональным состоянием, проявлять доброжелательность, уверенность, оптимизм.

 



СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

При разработке содержания учебной практики принято исходить из известных в научно-методической литературе идей и подходов к решению данной проблемы:

1) установление тесной связи между целевой направленностью практики и ее деятельностной и результативной сторонами;

2) учет возрастающих требований к личности школьного учителя и его профессиональной подготовке;

3) определение основных видов и форм деятельности студента-практиканта, обеспечивающих ему возможность:

- осмысления прикладного значения теоретических знаний;

- формирования педагогических умений и навыков;

- развития профессионально-личностных свойств и качеств.

4) ориентирование на осмысление студентами ценностей педагогической деятельности, осознание этой деятельности как сферы своего морального, мировоззренческого самоопределения.

Практическое обучение конкретизируется в следующих направлениях деятельности студентов (таблица).

Ознакомление:

- с учебно-воспитательной работой школы;

- со школьной документацией;

- с основными направлениями профессиональной деятельности учителя;

- с творческим, исследовательским подходом учителя-предметника к организации процесса обучения школьников;

- с функциональными обязанностями классного руководителя и содержанием его работы по разным направлениям;

- с организацией дополнительного образования в школе;

- с работой ученического самоуправления в школе и классе.

Изучение:

- особенностей отдельных школьников и классного коллектива;

- методики организации урока в опыте творчески работающих учителей;

- планирования и организации воспитательной работы классного руководителя.

Участие в текущей учебно-воспитательной работе в школе и в классе:

- помощь классному руководителю в подготовке и различных форм внеурочной воспитательной деятельности;

- диагностика уровня развития учащегося и классного коллектива;

- проведение индивидуальной работы по предмету специальности, проверка тетрадей, творческих работ школьников;

- разработка и проведение воспитательных мероприятий;

- выполнение микроисследований, связанных с выполнением учебно-исследовательских заданий по педагогике.

Анализ и самоанализ процесса и результатов практики:

- участие в обсуждении содержания деятельности студентов-практикантов;

- выполнение заданий и ведение аналитических записей в дневнике о практике и ее проблемах;

- самооценка уровня сформированности педагогических умений;

- подготовка отчетной документации.

Указанные направления работы студентов в школе дают лишь общие представления о ее системе и логике. Содержание деятельности практики детализировано в заданиях (приложение 1, 2).

 

 


Таблица


ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: