Тестовые задания по «Педагогической психологии»

 

Выберите из предложенных вариантов ответов правильный:

1. Педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль:

а) в начале ХIX в.;

б) в середине ХIX в.;

в) во второй половине ХIX в.;

г) в начале ХХ в.

 

2. Термин «педагогическая психология» был предложен:

а) К.Д Ушинским;

б) П.Ф. Каптеревым;

в) П.П. Блонским;

г) Дж. Дьюи.

 

3. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIX-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

а) педагогика;

б) педология;

в) дидактика;

г) психопедагогика.

 

4. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого - это:

а) пилотажный эксперимент;

б) формирующий эксперимент;

в) констатирующий эксперимент;

г) включенное наблюдение.

 

5. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:

а) наблюдением;

б) формирующим экспериментом;

в) опросом;

г) квазиэкспериментом.

 

6. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок, - это:

а) импритинг;

б) условно-рефлекторное научение;

в) оперантное научение;

г) викарное научение.

 

7. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ, - это:

а) импритинг;

б) викарное научение;

в) оперантное научение;

г) условно-рефлекторное научение.

 

8. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал:

а) Л.С. Выготский;

б) С.Л. Рубинштейн;

в) Б.Г. Ананьев;

г) Дж. Брунер.

 

9. Способность обучающегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой – это показатели:

а) обучаемости;

б) воспитуемости;

в) развиваемости;

г) утомляемости.

 

10. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности:

а) в юношеском возрасте;

б) в младшем школьном возрасте;

в) в младшем подростковом возрасте;

г) в старшем подростковом возрасте.

 

11. Накопление опыта человеком происходит через прямое наблюдение за поведением других людей при:

а) условно-рефлекторном научении;

б) оперантном научении;

в) вербальном научении;

г) викарном научении.

 

12. Этап формирования навыка, при котором постепенно снижаются концентрация внимания и прилагаемые волевые усилия, а движения становятся все рациональнее, называется:

а) осмыслением навыка;

б) синтезом навыка;

в) осознанием навыка;

г) автоматизацией навыка.

 

13. Согласно какому (из перечисленных ниже) подходу, особенности личности обусловлены структурой общества, способами социализации, взаимоотношениями с окружающими людьми:

а) биогенетическому;

б) социогенетическому;

в) психогенетическому;

г) двухфакторному?

 

14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:

а) единство процессов обучения и воспитания;

б) характер взаимодействия педагогов и учащихся;

в) деятельность педагога;

г) общение педагога.

 

15. Одним из первых принцип «природосообразности» выдвинул:

а) Я.А. Коменский;

б) А. Дистервег;

в) К.Д. Ушинский;

г) Ж.Ж.Руссо.

 

16. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п., называется:

а) внушением;

б) подражанием;

в) заражением;

г) убеждением.

 

17.Усвоение знаний происходит только в результате выполнения учащимися определенной системы действий – центральная идея теории:

а) «содержательного обобщения» В.В. Давыдова;

б) поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина);

в) общего развития личности в начальной школе, разработанная Л.В. Занковым;

г) проблемного обучения.

 

18.Способность педагога управлять собственными психическими состояниями и поведением с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогических и жизненных ситуациях, называется:

а) самовоспитанием;

б) саморегуляцией;

в) самореализацией;

г) самообразованием.

 

19.Если педагог самоустраняется от руководства, инициативу передает учащимся, часто следует желаниям учащихся, организация деятельности ведется бессистемно, то можно говорить о:

а) игнорирующем стиле руководства;

б) демократическом стиле руководства;

в) попустительском стиле руководства;

г) авторитарном стиле руководства.

 

20.Одной из характеристик полного усвоения, проявляющейся в независимости использования усвоенных знаний и сформированных умений от ситуации, конкретных условий и от времени, является:

а) управляемость;

б) личностная обусловленность;

в) легкость воспроизведения знаний;

г) прочность.

 

21.Индивидуально-своеобразное сочетание приемов и способов, обеспечивающее наилучшее выполнение деятельности, называется:

а) характером реакций педагога на те или иные педагогические ситуации;

б) манерой поведения педагога;

в) индивидуальным стилем деятельности педагога;

г) темпераментом.

 

22.К главным и постоянным требованиям, предъявляемым к личности педагога, не относится:

а) артистичность;

б) любовь к детям и к педагогической деятельности;

в) педагогическая интуиция;

г) высокий уровень общей культуры и нравственности.

 

23.К общепедагогическим способностям не относятся:

а) личностные способности;

б) специальные педагогические способности;

в) организационно-коммуникативные способности;

г) дидактические способности.

 

24.Совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и обучающихся, называется:

а) педагогическим общением;

б) педагогическим тактом;

в) педагогической интуицией;

г) педагогической деятельностью.

 

25.Одной из стратегий психологического воздействия, суть которого состоит в субъект-субъектном взаимодействии, позволяющем достичь более глубокого взаимопонимания, саморазвития партнеров, создающем условия для взаимного личностного роста, является:

а) императивная стратегия;

б) развивающая стратегия;

в) манипулятивная стратегия;

г) косвенная стратегия.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Основные проблемы современной педагогической психологии.

2. Педагогическая психология в дореволюционной России.

3. Развитие педагогической психологии в современный период.

4. Развитие педагогической психологии за рубежом.

5. Роль знаний педагогической психологии в профессиональной деятельности психолога.

6. Требования, предъявляемые к психолого-педагогическому эксперименту.

7. Использование результатов психологического исследования в практической деятельности педагогов.

8. Методы психолого-педагогического воздействия.

9. Проблема развития самосознания в трудах зарубежных исследователей.

10. Проблема развития самосознания в трудах Л.С.Выготского.

11. Развитие самосознания в онтогенезе. Концепция А.Валлона, Э.Эриксона, Д.Б.Эльконина, Д.И.Фельдштейна.

12. Проблема личностного смысла. Смысл "Я" и пути его формирования.

13. Психологические средства воспитательного воздействия.

14. Психологические теории воспитания.

15. Воспитательное возможности влияния коллектива на личность.

16. Явление деиндивидуализации личности в коллективе, его принципы и следствия.

17. Социально-психологические средства предупреждения обезличивания /деиндивидуализация/ человека в коллективе.

18. Психологические факторы внутрисемейного воспитания.

19. Мотивация агрессивного и просоциального поведения в подростковом возрасте.

20. Нарушение социализации у детей.

21. Психологические основы личностно-ориентированного обучения.

22. Деловая игра как форма знаково-контекстного обучения.

23. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий.

24. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.

25. Стратегия активного обучения в школе.

26. Психологический анализ традиционных и инновационных технологий обучения.

27. Основные проблемы педагогического стимулирования учебной деятельности.

28. Виды педагогических оценок.

29. Проблемы организации контроля за процессом усвоения.

30. Виды контроля процесса усвоения.

31. Психологические условия оптимизации учебной деятельности ученика.

32. Психологические условия оптимальной учебной деятельности учителя / обучение/.

33. Возрастная динамика мотивов учебной деятельности.

34. Факторы развития мотивации учебной деятельности.

35. Возрастная динамика внутренней мотивации учебной деятельности. Исследования локуса контроля субъекта учебной деятельности.

36. Мотивация достижения и избегания в учебной деятельности.

37. Учебная деятельность и самооценка.

38. Личностные психологические характеристики современного учителя.

39. Педагогические способности, их структура и развитие.

40. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.

41. Психологические проблемы самосовершенствования учителя.

42. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.

43. Средства повышения эффективности коммуникативного воздействия.

44. Психологические основы педагогического такта.

45. Психология педагогической оценки.

46. Психологический анализ коммуникативных умений выдающихся личностей.

47. Психологическая служба в школе: цели и задачи

48. Место школьного психолога в педагогическом коллективе.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Этапы становления педагогической психологии.

2. Предмет и задачи педагогической психологии, ее структура.

3. Методы педагогической психологии.

4. Сущность психолого-педагогического эксперимента.

5. Соотношение обучения и развития. Понятие об актуальном развитии и зоне ближайшего развития.

6. Предмет и задачи психологии воспитания.

7. Теории воспитания.

8. Психологическая сущность воспитания.

9. Воспитательные возможности коллектива.

10. Психологические механизмы формирования свойств личности.

11. Стратегии психологического воздействия: императивная, манипулятивная, диалогическая.

12. Самовоспитание как высшая форма самоуправления.

13. Психологические основы гуманистического воспитания личности.

14. Понятие о научении. Виды и механизмы научения.

15. Понятие об обучении, его цели и результаты.

16. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения.

17. Структура учебной деятельности, критерии ее сформированности.

18. Мотивация и учебные мотивы.

19. Понятие об учебной деятельности, ее цели и результаты.

20.Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Становление субъекта учебной деятельности.

21. Подросток как субъект учебной деятельности.

22. Старшеклассник как субъект учебной      деятельности.

23. Студент как субъект учебной деятельности.

24.Психологические основы программированного обучения, его возможности и ограничения.

25. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и понятий.

26. Психологические основы развивающего обучения.

27. Психологические основы проблемного обучения.

28. Условия формирования научных понятий у школьников.

29.Стратегии формирования новых знаний и способностей (интериоризация, экстериоризация, проблематизация и рефлексия).

30. Понятие обучаемости школьников, ее критерии.

31. Причины неуспеваемости школьников.

32. Психологические основы индивидуализации и дифференцированного обучения.

33. Психологическая характеристика стратегии учебного сотрудничества.

34. Средства мотивирования учебной деятельности и воспитания детей.

35. Психологическая характеристика педагогической оценки.

36. Возрастные особенности педагогической оценки.

37. Виды психологического анализа урока, критерии анализа.

38. Психологические требования к личности педагога, профессионально значимые качества.

39. Общие и специальные способности педагога.

40. Социальная педагогическая перцепция.

41. Стадии формирования Я-концепции педагога.

42. Структура и содержание педагогической деятельности.

43. Мотивация педагогической деятельности.

44. Стили педагогической деятельности.

45. Уровни продуктивности педагогической деятельности.

46. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.

47. Типы взаимодействия педагога с учащимися.

48. Характеристика педагогического общения.

49. Психологические барьеры в педагогическом общении, способы их преодоления.

50. Виды конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.

51. Взаимодействие учителей в педагогическом коллективе. Условия создания психологического климата в коллективе педагогов.

52. Стиль и методы руководства педагогическим коллективом.

53. Показатели эффективности деятельности педагогического коллектива.

54. Психологические проблемы самосовершенствования педагога.

55. Психология педагогической саморегуляции.

56. Сотрудничество школьного психолога с учителями и родителями.

57. Аналитический обзор монографии Л.И. Божович «Проблемы формирования личности» (М.-Воронеж, 1995).

58. Анализ статьи А.Н. Леонтьева «Психологические вопросы сознательности учения» (в книге: Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность).

59. Содержание и структура учебной деятельности по В.В. Давыдову (в книге: Психическое развитие младшего школьника / Под редакцией В.В. Давыдова – М., 1990).

60. Особенности формирования научных понятий в книге: Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2001.

61. Анализ статьи Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки» (в книге: Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1980).

62. Анализ монографии Ш.А. Амонашвили «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников» (М., 1984).

63. Анализ статьи Л.И. Божович «Проблемы развития мотивационной сферы ребенка» (в книге: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М., 1972).

64. Пути формирования учебной мотивации в книге: Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2001.

65. Аналитический обзор книги А.К. Марковой, А.Б. Орловой, Л.М. Фридмана «Мотивация учения и ее воспитание у школьников» (М., 1983).

66. Действия, входящие в деятельность учения, и пути их формирования в книге: Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2001.

67. Анализ монографии К.В. Бардина «Если Ваш ребенок не хочет учиться» (М., 1980).

68. Характеристика интеллектуально пассивных детей в монографии Л.С. Славиной «Трудные дети» (М., 1998).

69. Характеристика основных трудностей, испытываемых слабоуспевающими школьниками в процессе учения, в монографии Н.П. Локаловой «Как помочь слабоуспевающему школьнику» (М., 1997).

70. Аналитический обзор книги: Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000.

71. Аналитически обзор книги: Развитие творческой активности школьника / Под ред А.М. Матюшкина. – М., 1991.

72. Особенности воспитания одаренных детей (в книге: Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 1996).

73. Особенности воспитания эмоциональной сферы личности по Л.С. Выготскому (в книге Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991).

74. Аналитический обзор монографии: Якобсон П.М. Психология чувств мотивации. – М.-Воронеж, 1998.

75. Развитие волевой сферы личности (по монографии Л.И. Божович «Проблемы формирования личности»).

76. Аналитический обзор книги: Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания: Избр. тр. – М., 1998.

77. Проблема «смыслового барьера» между педагогом и обучающимся в книге: Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. – М., 1976.

78. Аналитический обзор монографии: Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. – М., 1996.

79. Аналитический обзор монографии: Прихожан А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. – М., 1980.

80. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников (в книге: Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. – Томск, 1993).

81. Аналитический обзор монографии: Ковалев С.В. НЛП педагогической эффективности: Уч.-мет. пос. – М., 2001.

82. Аналитический обзор монографии: Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. – М., 1998.

 

_____________________________________________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: