Тема 2. Проблемы психического развития ребенка в педагогической психологии

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

Кафедра _____________________

 

 

ОДОБРЕНО учебно-методической конференцией кафедры «__» ________ 20__ г., протокол №__ Заведующий кафедрой _______________________________ ________________ /______________/         (подпись)                        (ФИО) УТВЕРЖДЕНО на заседании Учебно-методического совета по специальности __________                                          (номер) _______________________________                      (название) «__» _________ 20__ г., протокол №__ Председатель УМС ________________/________________/          (подпись)                     (ФИО)

 

 

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ (ПРАКТИКИ) / СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

по специальности «Клиническая психология»

 

 

Общая трудоемкость: 120 учебных часа

В т.ч. аудиторных: 72

Лекции:36

Занятия: 36

Форма итогового контроля: ЭКЗАМЕН

 

Москва – 2012

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ

ВВЕДЕНИЕ

Психологические знания являются важнейшим фактором становления профессиональной компетентности и развития психологической культуры психолога. Расширение и углубление психологической компетентности является также необходимым условием личностного роста, развития творческого потенциала.

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРАКТИКИ)

вооружить студентов знаниями закономерностей развития личности растущего человека в процессе обучения и воспитания, знаниями о специфике педагогической деятельности и роли личности педагога как организатора учебно-воспитательного процесса; сформировать элементы психологической культуры будущих специалистов; создать теоретическую базу для изучения практической психологии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) знать,

2) уметь,

3) владеть.

Цели:

1) владение основными понятиями педагогической психологии, знаниями о закономерностях психического и личностного развития человека в специально организованном педагогическом взаимодействии – обучении и развитии;

2) владение личностными и профессиональными качествами, необходимыми будущему специалисту для работы в сфере образования;

3) развитие социально-психологической рефлексии и перцепции для будущей успешной профессиональной деятельности.

 

МЕСТО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРАКТИКИ) В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Курс «Педагогическая психология» опирается на знания, навыки и умения, приобретенные студентами в процессе изучения общей и социальной психологии, психологии развития, психологии личности. Данный курс создаёт основу для усвоения учебного материала по психологической диагностике и коррекции психологического и личностного развития человека

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРАКТИКИ)

Тематический план лекций и занятий

Тематический план лекций и занятий (лабораторных, практических, семинаров и пр.) составляется в виде таблицы с учетом затрат времени по разделам (модулям), где представлены названия всех тем с указанием количества учебных часов (кредитов), предусмотренных для их изучения.

 

 

№ п/п Раздел дисциплины (модуль) Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов

и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

 

 

 

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа

Всего

(Общая трудоём

кость)

 

Всего Лекции Занятия*
1 Раздел 1 Общие вопросы педагогической психологии   4 16 8 8      
1.1 Тема Предмет, задачи и структура педагогической психологии   4 8 4 4     опрос
1.2 Тема Проблемы психического развития ребенка в педагогической психологии 4 8 4 4     опрос
2 Раздел 2 Психология воспитания 4 4 2 2      
2.1 Тема Психология воспитания и самовоспитания 4 4 2 2     опрос
3. Раздел 3 Психология обучения 4 20 10 10      
3.1. Тема Психология научения и обучения 4 8 4 4     опрос
3.2 Тема Учебная деятельность в структуре педагогического взаимодействия 4 8 4 4     опрос
3.3 Тема Контроль и оценка в обучении. Психологический анализ урока 4 4 2 2     опрос
4. Раздел 4 Психология педагогической деятельности и личности учителя 4 32 16 16      
4.1 Тема Психология личности учителя 4 8 4 4     опрос
4.2 Тема Психология педагогической деятельности 4 12 6 6     опрос
4.3 Тема Психология педагогического общения 4 4 2 2     опрос
4.4 Тема Психология педагогического коллектива 4 8 4 4     опрос
  ВСЕГО   72 36 36      

* К видам занятий относятся: консультации, семинары, практические занятия, клинико-практические занятия, лабораторные, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа) и т.д.

 

Содержание дисциплины

Раздел 1

Общие вопросы педагогической психологии

Тема 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии

Предмет педагогической психологии. Краткий исторический очерк возникновения и развития педагогической психологии.

Основные теоретические и практические задачи педагогической психологии, их значение для теории и практики воспитания, повышения эффективности и качества общего и профессионального образования. Роль знаний педагогической психологии в профессиональной деятельности психолога.

Основные разделы педагогической психологии: психология воспитания и самовоспитания; психология учения; психология общего и профессионального обучения; психология педагогической деятельности и личности учителя.

Место педагогической психологии в системе психолого-педагогических наук.

Методы научного исследования в педагогической психологии: общие и специальные. Методы исследования, консультирования и психолого-педагогической коррекции. Организационные, процедурные и оценочные методы. Приёмы сбора и обработки данных, применяемые в педагогической психологии. Эксперимент в педагогической психологии. Использование психодиагностических методик в педагогической психологии.

 

Тема 2. Проблемы психического развития ребенка в педагогической психологии

Проблема выявления и использования сензитивного периода развития психических свойств личности для педагогических воздействий. Проблема движущих сил и факторов психического развития: взаимосвязь обучения и развития.

Проблема соотношения возможностей обучения и воспитания в каждый возрастной период. Проблема системного характера развития личности и комплексности педагогических воздействий.

Проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Проблема психологического обеспечения индивидуализации и дифференциации в обучении. Проблема психологического сопровождения социальной адаптации и реабилитации.

Проблема сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Проблема психологической компетентности педагогических кадров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: