Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА
Кафедра _____________________
ОДОБРЕНО учебно-методической конференцией кафедры «__» ________ 20__ г., протокол №__ Заведующий кафедрой _______________________________ ________________ /______________/ (подпись) (ФИО) | УТВЕРЖДЕНО на заседании Учебно-методического совета по специальности __________ (номер) _______________________________ (название) «__» _________ 20__ г., протокол №__ Председатель УМС ________________/________________/ (подпись) (ФИО) |
Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ (ПРАКТИКИ) / СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
по специальности «Клиническая психология»
Общая трудоемкость: 120 учебных часа
|
|
В т.ч. аудиторных: 72
Лекции:36
Занятия: 36
Форма итогового контроля: ЭКЗАМЕН
Москва – 2012
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ
ВВЕДЕНИЕ
Психологические знания являются важнейшим фактором становления профессиональной компетентности и развития психологической культуры психолога. Расширение и углубление психологической компетентности является также необходимым условием личностного роста, развития творческого потенциала.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРАКТИКИ)
вооружить студентов знаниями закономерностей развития личности растущего человека в процессе обучения и воспитания, знаниями о специфике педагогической деятельности и роли личности педагога как организатора учебно-воспитательного процесса; сформировать элементы психологической культуры будущих специалистов; создать теоретическую базу для изучения практической психологии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) знать,
2) уметь,
3) владеть.
Цели:
1) владение основными понятиями педагогической психологии, знаниями о закономерностях психического и личностного развития человека в специально организованном педагогическом взаимодействии – обучении и развитии;
2) владение личностными и профессиональными качествами, необходимыми будущему специалисту для работы в сфере образования;
3) развитие социально-психологической рефлексии и перцепции для будущей успешной профессиональной деятельности.
МЕСТО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРАКТИКИ) В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Курс «Педагогическая психология» опирается на знания, навыки и умения, приобретенные студентами в процессе изучения общей и социальной психологии, психологии развития, психологии личности. Данный курс создаёт основу для усвоения учебного материала по психологической диагностике и коррекции психологического и личностного развития человека
|
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРАКТИКИ)
Тематический план лекций и занятий
Тематический план лекций и занятий (лабораторных, практических, семинаров и пр.) составляется в виде таблицы с учетом затрат времени по разделам (модулям), где представлены названия всех тем с указанием количества учебных часов (кредитов), предусмотренных для их изучения.
№ п/п | Раздел дисциплины (модуль) | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||||
|
|
| Аудиторные занятия | Самостоя-тельная работа | Всего (Общая трудоём кость) |
| ||
Всего | Лекции | Занятия* | ||||||
1 | Раздел 1 Общие вопросы педагогической психологии | 4 | 16 | 8 | 8 | |||
1.1 | Тема Предмет, задачи и структура педагогической психологии | 4 | 8 | 4 | 4 | опрос | ||
1.2 | Тема Проблемы психического развития ребенка в педагогической психологии | 4 | 8 | 4 | 4 | опрос | ||
2 | Раздел 2 Психология воспитания | 4 | 4 | 2 | 2 | |||
2.1 | Тема Психология воспитания и самовоспитания | 4 | 4 | 2 | 2 | опрос | ||
3. | Раздел 3 Психология обучения | 4 | 20 | 10 | 10 | |||
3.1. | Тема Психология научения и обучения | 4 | 8 | 4 | 4 | опрос | ||
3.2 | Тема Учебная деятельность в структуре педагогического взаимодействия | 4 | 8 | 4 | 4 | опрос | ||
3.3 | Тема Контроль и оценка в обучении. Психологический анализ урока | 4 | 4 | 2 | 2 | опрос | ||
4. | Раздел 4 Психология педагогической деятельности и личности учителя | 4 | 32 | 16 | 16 | |||
4.1 | Тема Психология личности учителя | 4 | 8 | 4 | 4 | опрос | ||
4.2 | Тема Психология педагогической деятельности | 4 | 12 | 6 | 6 | опрос | ||
4.3 | Тема Психология педагогического общения | 4 | 4 | 2 | 2 | опрос | ||
4.4 | Тема Психология педагогического коллектива | 4 | 8 | 4 | 4 | опрос | ||
ВСЕГО | 72 | 36 | 36 |
* К видам занятий относятся: консультации, семинары, практические занятия, клинико-практические занятия, лабораторные, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа) и т.д.
Содержание дисциплины
Раздел 1
Общие вопросы педагогической психологии
Тема 1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии
Предмет педагогической психологии. Краткий исторический очерк возникновения и развития педагогической психологии.
Основные теоретические и практические задачи педагогической психологии, их значение для теории и практики воспитания, повышения эффективности и качества общего и профессионального образования. Роль знаний педагогической психологии в профессиональной деятельности психолога.
Основные разделы педагогической психологии: психология воспитания и самовоспитания; психология учения; психология общего и профессионального обучения; психология педагогической деятельности и личности учителя.
Место педагогической психологии в системе психолого-педагогических наук.
Методы научного исследования в педагогической психологии: общие и специальные. Методы исследования, консультирования и психолого-педагогической коррекции. Организационные, процедурные и оценочные методы. Приёмы сбора и обработки данных, применяемые в педагогической психологии. Эксперимент в педагогической психологии. Использование психодиагностических методик в педагогической психологии.
|
|
Тема 2. Проблемы психического развития ребенка в педагогической психологии
Проблема выявления и использования сензитивного периода развития психических свойств личности для педагогических воздействий. Проблема движущих сил и факторов психического развития: взаимосвязь обучения и развития.
Проблема соотношения возможностей обучения и воспитания в каждый возрастной период. Проблема системного характера развития личности и комплексности педагогических воздействий.
Проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Проблема психологического обеспечения индивидуализации и дифференциации в обучении. Проблема психологического сопровождения социальной адаптации и реабилитации.
Проблема сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Проблема психологической компетентности педагогических кадров.