Тема 3. Психология воспитания и самовоспитания
Психологическая сущность воспитания. Предмет и задачи психологии воспитания. Становление отечественной психологии воспитания (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Л.И. Божович, С. Л. Рубинштейн и др.).
Теории воспитания. Роль общения и межличностных отношений в формировании и самореализации личности. Воспитательные возможности коллектива. Роль семьи в воспитании детей.
Основные механизмы формирования свойств личности.
Стратегии психологического воздействия: императивная, манипулятивная, диалогическая.
Самовоспитание – высшая форма самоуправления. Ступени развития самовоспитания. Методы самовоспитания и их характеристика.
Формирование психологической готовности школьников к профессиональному самоопределению.
Раздел 3
Психология обучения
Тема 4. Психология научения и обучения
Соотношение обучения и развития. Влияние психологических теорий (ассоциативной, бихевиористской, необихевиористской, гештальттеории, социального научения, когнитивной теории, гуманистической психологии, деятельностного подхода) на проблемы психологии обучения.
|
|
Виды научения: реактивное, оперантное, когнитивное.
Современные концепции обучения, пути оптимизации обучения. Стратегии формирования новых знаний: стратегия интериоризации; стратегия экстериоризации; стратегия проблематизации и рефлексии.
Психологические основы программированного обучения.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Понятие об ориентировочной основе действия. /ООД/, критерии оценки и типы ООД. Этапы формирования знаний, умений и умственных действий.
Психологические основы развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков). Моделирование и «содержательное обобщение» в обучении. Проблемное обучение, его психологические предпосылки. Проблемная ситуация и задача.
Тема 5. Учебная деятельность в структуре педагогического взаимодействия
Учащийся как субъект учебной деятельности. Понятие об учебной деятельности.
Структура учебной деятельности и психологическая характеристика основных её элементов. Мотивация в структуре учебной деятельности. Самостоятельная работы учащихся как высшая форма учебной деятельности.
Развитие основных структурных моментов учебной деятельности и оптимальные условия её развития. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды, их учет при построении методики обучения.
Основные критерии обучаемости.
Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления. Типы неуспевающих школьников.
|
|
Психологические основы индиыидуализации и дифференцированного обучения.
Тема 6. Контроль и оценка в обучении. Психологический анализ урока
Психологическое содержание и функции педагогической оценки.
Виды педагогических оценок. Социально-педагогические формы оценивания.
Условия эффективности педагогической оценки. Взаимосвязь оценки и самооценки школьника.
Психологический анализ урока, виды анализа. Соответствие содержания и структуры урока принципам развивающего обучения. Психологические условия организации познавательной деятельности учащихся. Уровни усвоения материала.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Анализ коммуникативной деятельности учителя. Организация обратной связи на уроке.
Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке.
Раздел 4
Психология педагогической деятельности и личности учителя
Тема 7. Психология личности учителя
Психологические требования, предъявляемые к личности педагога и его профессиональным качествам.
Профессионально-педагогическая направленность личности учителя. Профессионально-значимые качества личности педагога. Личность учителя и педагогический такт. Общие и специальные педагогические способности. Компенсация необходимых способностей.
Индивидуальный стиль деятельности педагога. Проблема совмещения индивидуальности и общих требований, предъявляемых к педагогической профессии. Проявление индивидуального стиля педагогической деятельности. Индивидуальность педагога и распространение передового педагогического опыта.
Саморегуляция в профессиональной деятельности педагога. Синдром эмоционального сгорания. Элементы психокоррекции при подготовке педагога и в процессе профессиональной деятельности.
Психологические проблемы самосовершенствования учителя.
Тема 8. Психология педагогической деятельности
Профессиональная деятельность учителя в системе профессий ”человек - человек”. Структура педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Педагогические функции и творческий характер деятельности учителя. Стили педагогической деятельности.
Критерии оценки эффективности педагогической деятельности.
Учитель как субъект педагогической деятельности. Психологические проблемы совершенствования педагогической деятельности и формирование педагогического мастерства.
Методы диагностики и коррекции развития педагогической деятельности.
Тема 9. Психология педагогического общения
Педагогическое общение, его виды и функции. Педагогическое общение как творчество. Структура педагогического общения. Уровни общения.
Вербальные и невербальные средства педагогического общения. Речевые способности учителя.
Особенности восприятия и понимание учителем учащихся и учащимися – учителя. Барьеры общения. Причины их возникновения и способы преодоления.
Педагогическое общение как взаимодействие. Стили педагогического общения и их влияние на межличностные отношения в классе.
Конфликты в педагогическом общении, их предупреждение и способы их разрешения.
Методы диагностики и коррекции педагогического общения и межличностных отношений.