Раздел 2 Психология воспитания

 

Тема 3. Психология воспитания и самовоспитания

Психологическая сущность воспитания. Предмет и задачи психологии воспитания. Становление отечественной психологии воспитания (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Л.И. Божович, С. Л. Рубинштейн и др.).

Теории воспитания. Роль общения и межличностных отношений в формировании и самореализации личности. Воспитательные возможности коллектива. Роль семьи в воспитании детей.

Основные механизмы формирования свойств личности.

Стратегии психологического воздействия: императивная, манипулятивная, диалогическая.

   Самовоспитание – высшая форма самоуправления. Ступени развития самовоспитания. Методы самовоспитания и их характеристика.

Формирование психологической готовности школьников к профессиональному самоопределению.

 

Раздел 3

Психология обучения

 

Тема 4. Психология научения и обучения

Соотношение обучения и развития. Влияние психологических теорий (ассоциативной, бихевиористской, необихевиористской, гештальттеории, социального научения, когнитивной теории, гуманистической психологии, деятельностного подхода) на проблемы психологии обучения.

Виды научения: реактивное, оперантное, когнитивное. 

Современные концепции обучения, пути оптимизации обучения. Стратегии формирования новых знаний: стратегия интериоризации; стратегия экстериоризации; стратегия проблематизации и рефлексии.

Психологические основы программированного обучения.

Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Понятие об ориентировочной основе действия. /ООД/, критерии оценки и типы ООД. Этапы формирования знаний, умений и умственных действий. 

Психологические основы развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков). Моделирование и «содержательное обобщение» в обучении. Проблемное обучение, его психологические предпосылки. Проблемная ситуация и задача.

 

Тема 5. Учебная деятельность в структуре педагогического взаимодействия

Учащийся как субъект учебной деятельности. Понятие об учебной деятельности.

Структура учебной деятельности и психологическая характеристика основных её элементов. Мотивация в структуре учебной деятельности. Самостоятельная работы учащихся как высшая форма учебной деятельности.

Развитие основных структурных моментов учебной деятельности и оптимальные условия её развития. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды, их учет при построении методики обучения.

Основные критерии обучаемости.

Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления. Типы неуспевающих школьников.

Психологические основы индиыидуализации и дифференцированного обучения.

 

Тема 6. Контроль и оценка в обучении. Психологический анализ урока

Психологическое содержание и функции педагогической оценки.

Виды педагогических оценок. Социально-педагогические формы оценивания.

Условия эффективности педагогической оценки. Взаимосвязь оценки и самооценки школьника.

Психологический анализ урока, виды анализа. Соответствие содержания и структуры урока принципам развивающего обучения. Психологические условия организации познавательной деятельности учащихся. Уровни усвоения материала.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Анализ коммуникативной деятельности учителя. Организация обратной связи на уроке.

Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке.

Раздел 4

Психология педагогической деятельности и личности учителя

 

Тема 7. Психология личности учителя

Психологические требования, предъявляемые к личности педагога и его профессиональным качествам.

Профессионально-педагогическая направленность личности учителя. Профессионально-значимые качества личности педагога. Личность учителя и педагогический такт. Общие и специальные педагогические способности. Компенсация необходимых способностей.

Индивидуальный стиль деятельности педагога. Проблема совмещения индивидуальности и общих требований, предъявляемых к педагогической профессии. Проявление индивидуального стиля педагогической деятельности. Индивидуальность педагога и распространение передового педагогического опыта.

Саморегуляция в профессиональной деятельности педагога. Синдром эмоционального сгорания. Элементы психокоррекции при подготовке педагога и в процессе профессиональной деятельности.

Психологические проблемы самосовершенствования учителя.

 

Тема 8. Психология педагогической деятельности

Профессиональная деятельность учителя в системе профессий ”человек - человек”. Структура педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Педагогические функции и творческий характер деятельности учителя. Стили педагогической деятельности.

Критерии оценки эффективности педагогической деятельности.

Учитель как субъект педагогической деятельности. Психологические проблемы совершенствования педагогической деятельности и формирование педагогического мастерства.

Методы диагностики и коррекции развития педагогической деятельности.

Тема 9. Психология педагогического общения

Педагогическое общение, его виды и функции. Педагогическое общение как творчество. Структура педагогического общения. Уровни общения.

Вербальные и невербальные средства педагогического общения. Речевые способности учителя.

Особенности восприятия и понимание учителем учащихся и учащимися – учителя. Барьеры общения. Причины их возникновения и способы преодоления.

Педагогическое общение как взаимодействие. Стили педагогического общения и их влияние на межличностные отношения в классе.

Конфликты в педагогическом общении, их предупреждение и способы их разрешения.

Методы диагностики и коррекции педагогического общения и межличностных отношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: