Основы бухгалтерской отчетности

Основные документы, регламентирующие образование бухгалтерской финансовой отчетности – Закон о бухгалтерском учете; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н; Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденная приказом Минфина РФ №43н от 06.09.1999 г.; приказы Минфина о составе и правилах образования бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Отчетный период – это период, за который организация должна составить бухгалтерскую отчетность. Отчетная дата – это дата, по состоянию на которую организация должна составить бухгалтерскую отчетность.

 Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой является календарный день отчетного периода. Отчетным годом является календарный год (с 01.01 по 31.12). Первым отчетным годом для вновь созданной организации является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря того же года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации, включаются в их отчетность за первый отчетный год. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности кроме отчета, составленного за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за 2 года – отчетный и предшествующий отчетному. Промежуточная (текущая) отчетность за месяц и по кварталам составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

В состав годовой бухгалтерской отчетности организации включается:

а) Бухгалтерский баланс – форма №1

б) Отчет о прибылях и убытках – форма №2

в) Отчет о движении капитала – форма №3

г) Отчет о движении денежных средств – форма №4

д) Приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5

е) Пояснительная записка – форма №6

ж) Итоговая часть – аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту

Форма №6 составляется организациями, имеющими целевое финансирование или государственную помощь: «Отчет о целевом финансировании и поступлениях».

Субъекты малого предпринимательства могут не предоставлять в составе годового отчета формы №3, №4, №5.

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из

- бухгалтерского баланса

- отчета о прибылях и убытках

4. Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации на отчетную дату. Составляется в НЕТТО оценке, т. е. за минусом регулирующим величин, которые раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Правила оценки отдельных статей устанавливаются соответственно положениям по бухгалтерскому учету. Статьи баланса заполняются на основе Главной книги или другого регистра (оборотная ведомость по счетам синтетического учета) о сальдовых значениях счетов бухгалтерского учета.

5. Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период, а также приводятся результаты предыдущего года за аналогичный период в сопоставимой форме.

6. Отчет о движениях капитала раскрывает дополнительные данные о наличии и изменении капитале (уставной, резервный, добавочный и другой).

7. Отчет о движении денежных средств содержит сведения о денежных средствах (поступления, направления, использование) с учетом остатков денежных средств на начало и конец отчетного периода в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

8. Текущая деятельность – та, которая преследует извлечение прибыли в качестве цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т. е. производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, торговли, сдачей имущества в аренду.

9. Инвестиционная деятельност ь – та, которая связана с капитальными вложениями организации в связи с приобретением земельных участков, зданий, оборудования, нематериальных активов с их продажей, с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера.

10. Финансовая деятельность – та, которая связана с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и других ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т. п.

11. Приложение к балансу – расшифровка отдельных статей баланса, поясняющих наличие и движение заемных средств, дебиторских и кредиторских задолженностей, имущества, затрат и т. д.

12. Пояснительная записка – раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации и обеспечивающие пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.




double arrow
Сейчас читают про: