Счет бухгалтерского учета – способ группировки текущего (непрерывного) повседневного учета и контроля объектов бухгалтерского учета с целью получения необходимых данных. Каждый бухгалтерский счет может быть представлен в виде двусторонней таблицы, левая часть которой называется дебетом, а правая – кредитом. Графически счет может быть представлен следующим образом:
Наименование счета.
Наименование подсчета.
Дебет Кредит
Все счета по отношению к балансу делятся на счета активные, пассивные, активно-пассивные.
Активный счет предназначен для учета имущества (активов) организации, пассивный счет – источников формирования этого имущества (капитала и обязательств), активно-пассивный – для учета расчетовы и финансовых результатов.
Первой записью на счетах является запись начального остатка, которое называется сальдо. В активном счете сальдо записывается по дебету счета, а в пассивном – по кредиту счета, в активно-пассивных сальдо может быть одновременно кредитовым и дебетовым. После записи сальдо на счетах в хронологическом порядке отображаются хозяйственные операции, вызывающие изменения соответствующего объекта учета. При этом, если счет активный, то по дебету записывается увеличение актива, а по кредиту – его уменьшение; в пассивном счете – увеличение по кредиту, а уменьшение источника - по дебету. В конце месяца подсчитываются обороты (сумма изменений) за период, отдельно по дебету и по кредиту счета и рассчитывается сальдо конечное по следующей формуле:
|
|
Ска = Сн + Од – Ок
Скп = Сн + Ок – Од
План счетов – это систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. Характеристика счетов, а также принципы работы каждого из них представлены в «Инструкции плана счетов бухгалтерского учета».
Для отражения хозяйственных операций на счетах используется двойная запись, которая состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого как корреспондирующего с ним счета в одной и той же сумме.
Корреспондирующие счета – это счета, которые взаимодействуют в данной хозяйственной операции, а сама взаимосвязь счетов называется корреспонденцией и обозначается бухгалтерской записью – бухгалтерской проводкой – указание дебета и кредита корреспондирующих счетов и суммы хозяйственной операции.
Корреспонденция счетов может быть простой и сложной. Простой называют корреспонденцию счетов, при которой один счет дебетуют, а другой кредитуют на ту же сумму. Все рассмотренные выше примеры были простыми корреспонденциями.
Сложной называют корреспонденцию счетов, при которой один счет дебетуют и несколько счетов кредитуют или, наоборот, несколько счетов кредитуют, а один счет дебетуют на ту же сумму.