Классификация видов искусства. Архитектура как вид искусства

Глобальная историко-культурная типология искусства и архитектуры.Глобальная типология искусства и архитектуры.

Типология искусства. Под контркультурой понимаются те моральные нормы, которые считаются не с утвержденными в обществе нормам и правилам.Молодежные и неонацистские группировки объединения, и религиозные секты всех направлений, криминальные кланы - не смотря на свою несхожесть по мотивам и целям создания, и ныне они яркими считаются представителями контркультуры. Существование контрукультуры приводит к формированию новых идеалов, появлению новых лидеров и существенному изменению устоев общества. В старого конце 20 - начале 21 веков контркультурные движения получают массовый масштаб из-за довольно неудовлетворенности влиятельного числа людей отрицательными характеристиками настоящей культуры: уничтожением природы, статичности школьного манипулированием образования, сознанием людей с помощью средств массовой информации и т.д.Для элитарной культурны присуще подготовка культурных элементов, предназначенных верхних в целях слоев человечества (от фр. - Elite наилучшее, отборное) - совсем малую социальную прослойку, в большей степени готовую к духовной деятельности.Сюда относятся изобразительное искусство, классическая и музыка некоторые направления в литературе. Она плохо усваивается недалеким человеком. Перечень любителей культуры этой - это начитанная прослойка общества (например, литературоведы). Этот круг расширяется с ростом уровня образования граждан.Светское искусство и музыка салонная - обыкновенные составляющие элитарной культуры. Выражение культуры элитарной - "искусство ради искусства".Народная культура состоит из 2 видов - фольклорную (например, обычаи, существующиеоставшиеся сегодняшний на день как культурное наследие, пополняющееся городским фольклором) и популярную (заключенную в границы так называемой попсой) культуры.Антонимом высокой культуры является общенародная которая культура, базирована на обычной населения.Народная культура может быть массовой (карнавалы, кино), личной легенды, (новеллы, поэмы), групповой (песнопения, пляски).Синхронная типология культуры предполагает различение типов культуры безотносительно к их хронологическому соотношению. В качестве примера можно назвать культурные ареалы восточной цивилизации: исламский, индо-буддийский и буддо-конфуцианский. Диахронная типология предполагает исследование этапов развития культуры на временном срезе. Примером такой типологии может служить современное понимание культуры первобытной эпохи, которая ведет свою родословную с момента появления самого человека. До-первобытный тип культуры характеризуется господством выдающегося индивида над другими членами социальной группы. Первобытная культура стала исторически первым типов высокоорганизованных обществ. Она представляла собой такую фазу развития, для которой были свойственны подражательный язык, анимизм, экзогамия и мифологический тип мышления. Военный тип культуры. Военная культура проявляется в двух основных типах деятельности: военной и торговой, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Религиозный тип культуры основан на отказе от непосредственной и активной деятельности. Идеал религиозной культуры - пассивность и неопределенность. Цивилизационный тип культуры характеризуется высоким разнообразием. Научный тип культуры является самым высоко развитым из известных сегодня типов культуры. В этом типе культуры доминирует теория, согласно которой естественнонаучные законы действуют на всех уровнях бытия. Пост-научный тип культуры отличается от научного точно так же, как до-первобытная культура отличается от первобытной. Основными занятиями пост-научного типа культуры станут наука, философия и искусство, однако лидирующая роль будет принадлежать научным исследованию.

1. ТрадиционноеТрадиции здесь по определению являются основой. Информации здесь ровно столько,сколько её необходимо для выживания. В условиях традиционнного искусства функционируют первобытные сообщества и пребывают... племенные культуры (Азии,Африки,Австрали,островные культуры)2. КаноническоеТрадиция играет здесь не единственную,но единственно верную роль. Информации здесь в наличии всегда гораздо больше,нежели ее в состоянии освоить один человек в продолжении своей жизни. Каноническое искусство многовариантно: начиная от древних цивилизаций (вкл.Др. Русь) и завершая Высоким и Поздним Средневековьем (эпоха Возрождения). Канон - свод правил. Авторство в каноничном искусстве почетно,но всегда вторично,потому то первичное авторство единично и принадлежит не человеку.Произведения искусства создавались не для бытовой повседневности (храмы,дворцы)3. Динамическое (креативное)Традиция не играет никакой роли. Здесь всегда ощущается острейшая нехватка информации, постоянный поиск которой и придает искусству активный динамический творческий поисковый характер. Динамическое искусство в основном оформилось в Европе к началу Нового времени (17 в) и характеризуется становлением индивидуальности и конфессиональной толерантностью.

 

Классификация видов искусства. Архитектура как вид искусства.

Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность, неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир. Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное, танцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Различным видам искусства присуща жанровая дифференциация.По динамике искусства можно разделить на пространственные и временные. По утилитарности искусства делятся на прикладные и изящные (чистые).По материалам искусство можно делить на виды, использующие-традиционные и современные материалы (краски, холст, глина, дерево, металл, гранит, мрамор, гипс, химические материалы, продукты серийной индустрии и т. д.)современные способы хранения информации (современная электротехника, цифровые вычислительные машины)Медиаискусство: компьютерное искусство, цифровая живопись, сетевое искусство и т. д.звук (слышимые колебания воздуха)Музыка: классическая, академическая, электронная (см. музыкальные жанры и стили)слово (единица языка)каллиграфия, песни, литература (проза, поэзия)посредника-человека (исполнитель: актёр, певец, клоун и т. д.)В зависимости от выражаемых чувств и эмоций искусства можно делить по жанрам и стилям: драма, трагедия, комедия, фарс и т. п.-Изобразительные живопись, графика, скульптура, фотоискусство, граффити                   немое кино -театр, опера, эстрада, цирк, киноискусство   -Неизобразительные           архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература         музыка, хореография, балет, радиоискусство.. Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме. Так, например, икебана, боевые искусства, компьютерные игры и т. д. можно относить к искусству по признаку эстетического восприятия элементов этой деятельности, связанных с графикой, звуком, движением и по принципу степени мастерства исполнения.Проявление предпринимательского таланта проявляется в искусстве построения бизнес системы. Создание нового бизнеса не может быть сведено к заранее определенной последовательности действий и давно признано особым видом искусства в социально-экономической среде. Архитектура - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

3) Архитектурный стиль и метод: дефиниция, история, практика. Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко).Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит.Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли. Принято выделять архитектурные стили глобального значения:ПервобытнаяархитектураАнтичная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.Романский стиль. X—XII вв.Готика. XII—XV вв.Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.Классицизм. Сер. XVIII—XIX в.Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.Модерн. 1890-е — 1910-е гг.Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.Постмодернизм. С сер. XX в.Хай-тек. С кон. 1970-х гг.Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.Динамическая архитектура. С нач. 21 века

4 ) Зарождение архитектуры в первобытности. Зарождение архитектуры относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приёмы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами-стенами или стойками, коническим, двускатным или плоским балочным покрытием. Применялись природные материалы (дерево, камень), изготовлялся кирпич-сырец. Конец существования первобытного общества отмечен строительством крепостей со стенами или земляными валами и рвами. В мегалитических сооружениях (менгиры, дольмены, кромлехи) сочетание вертикальных и горизонтальных блоков камня свидетельствует о дальнейшем освоении закономерностей архитектоники (кромлех в Стонхендже, Великобритания). Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры.Доисторический период на основе применения различного материала и техники изготовления орудий принято делить на следующие основные этапы: каменный (древнекаменный век — палеолит и новокаменный — неолит), бронзовый и железный века. Менгиры — это вертикально поставленные, обычно необработанные камни значительной высоты, ритуальне памятники или монументы, ими обозначали места общественных церемоний. Менгиры ставивили в одиночку или группами, в некоторых случаях длинными рядами («аллея» менгиров в Бретани). Иногда вершины менгиров завершаются изображением головы. Менгиры порою достигали 20 м высоты и 300 т веса. Иногда менгиры встречаются в сочетании с дольменами .Дольмен обычно состоит из двух или четырех больших стоящих рядом вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную грубо обработанную каменную плиту (Дания, Бретань). Дольмены первоначально были небольших размеров — около 2 м в длину и около 1,5 м в высоту, но в последующем им придавали большие размеры и иногда устраивали к ним подход в виде каменной галереи. Они часто расположены так, что образуют длинные, похожие на коридоры пространства. Дольмены служили чаще всего саркофагами, погребальными камерами членов рода и одновременно надгробными памятниками .Кромлех, самый сложный тип мегалитических сооружений, сооружали из вертикально установленных каменных столбов или плит, расположенных по кругу, их соединяли между собой положенными сверху также каменными блоками.Выдающимся сооружением подобного рода является Стоунхендж, созданный, по-видимому, в середине второго тысячелетия до н. э., вероятно, являтсяпримитивым храмом или театром.Особого внимания заслуживают срубные постройки (получили распространение во второй половине II тысяч.до н.э. - начале I тысяч.), в частности — курганы,— распространенный вид сооружений мемориального характера. Их прообразом были жилые срубные дома. При возведении кургана сначала в яме сооружался мощный деревянный сруб с деревянным полом, внутри которого устраивалась погребальная камера - бревенчатый ящик. Иногда пространство между двумя камерами заполняли камнями. Камеры перекрывались накатами бревен, которые покрывали берестой, корой. Затем засыпали землей, образовывая курганный холм, зачастую значительной высоты. На вершину холма набрасывали камень

5) Зодчество Древнего Востока: Ассирия, Вавилон. Одним из основных видов монументальных зданий Ассирии и Вавилона были совершенно особой формы креспости и дворцы, доминирующие над храмом — полная противоположность тому, что мы наблюдали в Египте.Характерным примером великой архитектуры Ассиро-Вавилонии является дворец Саргона II, царя Ассирии (VIII в. до н. э.), расположенный в Хорсабаде. Дворец имел прямоугольную форму, в центре располагался самый большой двор, слева от него находились жилые помещения, перед ним — парадные залы и справа — хозяйственные. Каждая часть дворца имела свои дворы, более маленькие, они располагались подобно лабиринту, выполняя оборонительную функцию. В Вавилоне и Ассирии наблюдалась нехватка дерева, из-за этого применение в строительстве обожженного кирпича было ограничено, по этому, колоннады вокруг дворцов, так часто используемые в архитектуре Египта не были распостранены в этих государствах. Стены, окружавшие большие дворы, часто обрабатывались высеченными в них башнеобразными пилонами, ритмически их расчленявшимиЗодчество Древних Вавилона и Ассирии, с одной стороны, в зиккуратахгеометризирует башню — искусственную гору, превращаемую таким композиционным приемом в более отвлеченный образ. С другой стороны, в этих странах на основе дворового типа многокомнатного прямоугольного дома, своими корнями восходящего к дому эпохи родового строя, создается монументальный дворец. Восточные деспотии на первый взгляд очень сильно отличались друг от друга по своей архитектуре. Так, может показаться, что нет почти ничего общего между архитектурой Китая и Египта, Индии и мусульманских стран и т. д. Как будто легкие дома-павильоны в Китае и Японии представляют собой полную противоположность громадным массивам пирамид, а фантастический лес причудливых башен ансамбля в Бхубанеш-варе не имеет точек соприкосновения с развертывающимся во все стороны от зрителя размеренными рядами колонн пространством мечети в Кордове. Различия форм в архитектурах разных деспотий очень велики и объясняются тем, что они в своем развитии были совершенно разобщены друг от друга, параллельно развиваясь из архитектуры доклассового общества. Различия географических и других внешних условий народов, со своей стороны влиявшие на развитие той или иной архитектуры, играли при этом очень большую роль. Особенно важны различия в строительных материалах, которые природа предоставляла в распоряжение архитекторов в отдельных восточных деспотиях, и в уровне технического умения обработать этот материал, а также в высоте конструктивных приемов и навыков

6) Древняя архитектура Персии, Ирана, Индии, Китая. При рассмотрении архитектуры Персии обычно в обзор персидского зодчества включается и мусульманский период, иными словами, время после арабского завоевания, принесшего ислам. Здесь же мы рассматриваем архитектуру Персии лишь до падения империи сасанидов, т. е. до 636 г. н. э. Данный раздел правильнее поэтому назвать Древней Персией.Рассматриваемое время делится на три периода: первый — время ахеменидов, эпоха огромной мировой империи (550 —331 гг. до н. э.), второй — парфянский период, эпоха парфянской феодальной монархии (323 г. до н. э.—226 г. н. э.) и, наконец, третий — сасанидский период, время большого феодального государства сасанидов (226 — 636 г. н. э.). Империя ахеменидов. Архитектура этого периода в известной степени продолжает конструктивные традиции Месопотамии, хотя строительным материалом, играющим важную роль, является камень. Стены — не только обычных строений, но и дворцовых зданий — возводятся из сырца, и лишь фундамент и наличники дверей и окон — каменные. Отсутствует платформа-фундамент, какую мы встречали в долине Тигра и Евфрата. Платформы Пасаргад, Персеполя, Суз — это скорее насыпи для возведения кремля. Культовое здание стоит в стороне: дворцовые постройки заняли главное место. Крепостные платформы главных городов империи заняты, грубо говоря, строениями двух типов; хадиш, тачара — дворцами и ападана — приемными залами, не включенными, однако, в состав дворца. Дворец представляет собой в плане прямоугольник, в котором небольшое количество помещений располагается по трем сторонам колонного зала, занимающего почти половину площади здания. Дворцы обычно бывают небольших размеров. Ападана — закрытые с трех сторон грандиозные строения, плоские крыши которых поддерживают колоссальные колонны. Как в ападана, так и во дворцах занавес — навес из материи — играет большую роль. Ападана — не что иное, как палатка-павильон, но принявшая непомерно большие размеры. Этими видами зданий фактически исчерпывается то, что мы знаем об архитектуре ахеменидов. Культовые строения, с точки зрения их устройства и распространения, остаются под большим вопросом, так как мы до сих пор с уверенностью не можем назвать ни одного древнеперсидского храма, да и не совсем убеждены, были ли таковые, до того неясно многое в религии этого времени. По-видимому, большинство городских зданий были сделаны из сырца, в силу чего и не сохранились или представляют собой жалкие остатки.

 

 

Второй период персидского искусства — парфянский —. Парфянская архитектура нам плохо знакома. Единственным хорошо известным памятником является дворец Хатра, выстроенный, по-видимому, во II в. н. э. Наличие как будто многочисленных эллинистических элементов (профилировка, архитектурные детали, декоративная скульптура) не заставляет включить данный памятник в восточно-эллинистический круг, так как и его архитектурные пропорции и его тектоника говорят о принадлежности к персидскому искусству. План строения представляет собой вытянутый пря­моугольник, разделенный поперечными сквозными кораблями, при фасаде на одной из больших сторон. Помещения все перекрыты Коробовыми сводами. С задней левой стороны здание имеет квадратную пристройку или большой выступ, занятый, как предполагают, культовым помещением. Стены строения декорированы пластическими изображениями античных масок. Дворец Хатра стоял в центре площади формы правильного круга, обнесенной циркульной стеной. Площадь не только была занята небольшими сырцовыми постройками, но на ней располагались шатры и палатки кочевников, превращая тем самым все сооружение в своеобразный укрепленный лагерь.Для архитектурных памятников парфянского времени типична определенная приземистость, идущая вразрез с теми греческими декоративными элементами, которые в них применяются и которые требуют более вытянутых пропорций и иных архитектурных соотношений. Следует отметить наличие массивных карнизов, давящих на основную массу здания, придающих его монументальности не строгость и законченность греко-римских зданий, а своеобразную тяжесть и диспропорцию.С образованием сасанидского государства (226 г. н. э.) начинается третий период персидского искусства.. Главными видами строений в этот период продолжают оставаться крепость и дворец, культовая архитектура не играет значительной роли. Конструктивно важным моментом является широкое применение купольного покрытия. Центрическое построение помещений как бы отвечает центрической структуре всей государственной системы. Наряду с этим имеется коробовый свод, который порой имеет грандиозные размеры. Наиболее примечательные строения эпохи — Фирузабадский дворец (III в. н. э.), дворцы — Сарвистана (V в. н. э.), Каср и Ширин (VI в. н. э.) и Ктесифона (VI в. н. э.).Последний по своим размерам и значимости превосходит все остальные. Теперь выяснено, что против ктесифонского дворца, так называемого «Так и Кесра», высилось другое, аналогичное здание. Это дает повод думать, что наличествующая в позднейшее время в персидской архитектуре тенденция располагать строения ансамблями, противопо­ставляя одно другому, весьма древнего происхождения. Центром ктесифонского дворца является тронный зал, проникнуть в который можно было только пройдя через ряды служилой знати и гвардии, в котором за занавесом до определенного момента был скрыт «шах ин шах», царь царей,— глава государства сасанидов. Тронный зал невольно как бы делается центром всего Ктесифона, столицы Персии. Естественно напрашивается сравнение его с современной ему Софией Царьградской, являвшейся идеологическим центромВизантии.Формы персидской архитектуры эпохи сасанидов странным образом напоминают формы зданий романского стиля следующих веков в Европе, подобно тому как персидское придворное общество данного периода близко рыцарству европейского средневековья.Во все периоды своего существования персидская архитектура несет одни и те же функции: она, главным образом, обслуживает верхушку правящего класса и в то же время лишь незначительно используется для культовых целей, которым отведено в области искусства третьестепенное место. В этом отношении все три эпохи последовательно проводят одну и ту же линию развития, при наличии художественных форм, свойственных искусству феодального общества. Зарождение искусства в Иране уходит в далекое прошлое, а архитектура является самым древнейшим из искусств. Расцвет и развитие архитектуры древнего Ирана свидетельствует о том, что эта страна была одним из первых центров градостроительства и сооружения плотин, инженерного дела в целом. Примером тому служат полуразвалившиеся, но сохранившие по прошествии столетий свою привлекательность здания. Из археологических надписей можно сделать вывод, что искусство и ремесла появились на этой земле где-то в 7 тысячелетии до н. э., так как весь Иран, в частности его селения, в настоящее время служат живой книгой истории архитектуры и искусства. Одним из древнейших зданий, обнаруженных на иранском нагорье, является Заг-теппе в районе Казвина, который датируется седьмым – началом шестого столетия до н.э. Среди прочих изумительных особенностей этого здания можно выделить его прекрасную раскраску, причем ученые до сих пор не выяснили, каким образом и какими средствами было украшено это древнее здание.Другим исторически важным местом в Иране считается ТеппеСиалк, который датируется шестым – пятым веками до н.э. Первые поселившиеся в этом районе люди еще не были знакомы с искусством сооружения домов, они жили в деревянных или сделанных из листьев хижинах. Однако вскоре здесь началось строительство зданий из глины и сырого кирпича. Примерно в 4 в. до н.э. в этом районе уже возник новый городок, здания в котором были целиком построены из сырого кирпича. Эти первые кирпичи изготавливались в овальной форме, сушились на солнце и закладывались затем в здание. Практически все здания этого периода окрашены в красный цвет, все двери в домах низкие и узкие. Древнейшая Индия нам чрезвычайно мало знакома.Древнейшие памятники исторической Индии датируются IV столетием до н. э. Лишь в это время архитектурные конструкции были перенесены из дерева в камень,— вот почему даже и в последующие эпохи, до определенного момента, когда камень как строительный материал берет верх, количество памятников не столь велико.В истории искусства Индии мы имеем три основных периода. Во-первых, период империи Маурья, большой централизованной восточной деспотии. Затем — эпоху Гупта, время большой феодальной монархии, и, наконец, период небольших национальных государств. Все три периода не переходят непосредственно один в другой, а временные промежутки между ними следует рассматривать как подготовительные.ПериодМаурья —. В это время создаются те архитектурные формы, которые, видоизменяясь, найдут себе применение впоследствии. Это, во-первых, ступа — положенное на циркульное основание полусферическое тело, увенчанное небольшим, прикрытым находящимися на шпиле зонтами павильоном, где помещается реликварий. Ступа охвачен концентрическим забором с четырьмя входами, ориентированными по странам света. Знамениты ступа в Санчи (III — I вв. до н. э.) и в Бархуте (IV — III вв. до н. э.). (Теперь все сохранившееся от оград ступа в Бархутенаходится в Калькутском музее).Другой архитектурной формой является чайтья — здание продолговатой формы, с закругляющейся противоположной от входа стороной (меньшей), перекрытое килевидной двускатной крышей. Внутри абсидального закругления чайтья помещается ступа, впоследствии — статуя Будды. Очень известны чайтья в Карли (I в. до н. э.), в Бхадже II в. до н. э.), в Бедсе (II в. до н. э.). Но все эти памятники дают образцы скальной архитектуры, являясь как бы повторениями в массиве скалы свободно стоящих строений, тогда как последние не сохранились.Наконец, рядом с этим существуют кельи и монастыри — вихарыисанхарамы, в которых кельи располагаются покоем со входами внутрь помещенного в середине двора. Значительную роль играет колонна, часто со сферической кампанулообразной капителью, аналогичной базой и в большинстве случаев шестигранным стволом. Существует определенная зависимость между данными архитектурными элементами и близкими им в ахеменидском искусстве. Жилища этого времени (да и последующих периодов тоже) нам известны лишь по воспроизведениям на рельефах. Мы должны характеризовать эту архитектуру как феодальную, так как типичной чертой феодального общества является проведение господствующей идеологии через культовый аппарат и все его проявления и использование искусства с этой целью: в Индии данного времени, как и потом, некультового искусства мы почти не находим. В период Гупта формируются типы брахманистских храмов; строго говоря, их два: шикхара — северный тип, и вимана — южный. В храмах обоих типов здание делится на три части: мантапам — крутую галерею, антарала — открывающийся за ней притвор и гарбха-гриха— самый храм. Гарбха-грихаувенчана перекрытием: на севере — высокого башнеобразного типа с выпуклыми ребрами, называемым шикхара; на юге — идущим уступами вимана (от этих частей и типы храмов получили свое название).Уже в XI — XII вв. н. э. появляется гопурам — четырехгранная башня со слегка вогнутыми ребрами, служащая входным помещением в храмовый комплекс, так как храм постепенно из единого здания превращается в ряд строений, охваченных оградой, в нескольких местах прерывающейся гопурам. Характерной чертой индийской архитектуры является ее удивительно безразличное отношение к материалу. Индийского мастера интересует лишь преследуемая им цель; поэтому, не считаясь с формами, созданными в дереве, он переносит их в камень; глину свободно заменяет бронзой и камнем. Все его творчество направлено к осуществлению намеченного, а таковым является создание оболочки для культового действия, ибо все в жизни феодальной Индии было связано с религией.В многочисленных и разнообразных культурных памятников Китая древняя китайская архитектура занимает очень важное место. Выдающиеся образцы древней китайской архитектуры, такие как дворец "Гугун", храм "Неба", парк "Ихэюань" в Пекине, древний город "Лицзян" в провинции Юньнань, древние жилые помещения в южной части провинции Аньхуэй и другие уже вошли в "Каталог мирового культурного наследи. Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы, и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны. Тем не менее они обладают характерной особенностью, которая так или иначе сближает их друг с другом, - это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации. В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этого древесину. На глинобитной платформе устанавливались деревянные столбы, на которых крепились продольные поперечные балки, а на них - крыша, покрываемая черепицей. Другая особенность китайского древнего зодчества - это эффект, дающий целостную композицию, т, е. создается некий ансамбль из множества домов. В Китае не принято строить отдельно стоящие здания: будь это дворцовые сооружения или частные помещения они всегда обрастают дополнительными строениями. Главное здание окружается дворовыми постройками, которые равномерно отделены от него и симметричны. Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественной отработке, придавая им специфическую декоративность. Например, крыши домов не были ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенное настроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные картины животных и трав. Подобные узоры наносились гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей. Кроме того, древнее китайское зодчество характеризуется применением красок. Обычно крыши дворца порывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы - красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом. Сочетание желтой, красной и зеленой окрасок с бело-черной в украшении домов не только подчеркивает величественность зданий, но и радуют глаз.

7) Архитектура Месопотамии.общая характеристика. Месопотамия (что по-гречески значит Междуречье) - древняя страна, располагавшаяся на территории нынешнего Ирака, на равнине, по которой протекают реки Тигр и Евфрат.Шумеры заложили основы культуры Месопотамии. Еще в IV тысячелетии до н. э. они сделали изобретения, которые имели значение для последующей архитектуры многих стран Азии и Европы. В строительстве шумеры использо­вали преимущественно сырцовый, но нередко и обожженный кирпич. Обжиг кирпича в III тысячелетии до н. э. был известен и в Древнем Египте и в долине реки Инд. Но в Месопотамии он имел наиболее широкое применение и отсюда распространился повсюду. У шумеров впервые появляется известь, которая в дальнейшем способствовала прогрессу строительной техники и архи­тектуры. (Для обжига кирпича и извести требуется топливо, а в стране шу­меров топливо было очень дефицитно. Поэтому некоторые исследователи пред­полагают, что техника обжига кирпича и извести возникла не в Месопотамии, а была принесена сюда шумерами. Но откуда пришли шумеры, неизвестно.)У шумеров впервые встречается арка. Эта конструкция была изобретена в Месопотамии. Здесь не было леса, и строители додумались устраивать вместо балочного перекрытия арочное или сводчатое. Арки и своды применялись также в Египте (это не удивительно, поскольку Египет и Месопотамия имели контак­ты), но в Месопотамии они возникла раньше, применялись чаще и отсюда распространились по всему миру.Из-за того что камня и дерева в Междуречье крайне мало, в строитель­стве главным образом использовалась глина, из которой изготовляли сырцо­вый кирпич. Материал этот непрочный, недолговечный, поэтому древние соору­жения не сохранились. Со времени упадка культуры Древней Месопотамии прошло две с половиной тысячи лет, и до недавнего времени о ней знали только из рассказов древнегреческих писателей да из библейских преданий. Но в прошлом веке археологическими раскопками были обнаружены памятни­ки материальной и письменной культуры Шумера, Ассирии и Вавилона, и эта эпоха предстала перед нами во всем ее варварском блеске и мрачном величии.Кирпич в Месопотамии был квадратный, плоский; эта форма кирпича была потом унаследована архитектурой Ирана, Византии, Средней Азии и применяется в странах Ближнего Востока на протяжении пяти тысяч лет до сих пор.При возведении стен крупных построек (храмов, дворцов, крепостей) из сырцовых кирпичей выработался характерный для архитектуры Древней Месопотамии прием (известный и в Древнем Египте): чтобы высокая глиняная стена была более устойчивой, на ее фасадной поверхности делали ритмически повторяющиеся вертикальные выступы. Этот прием, вызванный соображениями прочности, приобрел и декоративное значение.. Дворцы были грандиозными и богатыми; они должны были производить впечатление могущества и величия. Так, дворец ассирийского царя Саргона II имел более двухсот помещений, которые группировались вокруг тридцати внутренних дворов (парадного, храмового, жилых, хозяйственных). Много было склад­ских помещений: в эпоху, когда денег еще не существовало, дань взималась натурой, а богатство заключалось в накоплении вещей и продуктов; для их хранения требовались обширные кладовые.ДворецСаргона представлял собой крепость, расположенную на террасе, выложенной из сырцового кирпича, которая имела высоту 14 м (это высота наших пятиэтажных домов). На нее вели широкие пандусы, служившие для въезда колесниц. Ворота, устроенные в крепостной стене, которая окружала дворец, фланкированы двумя башнями - прием, распространенный в архитектуре стран Востока (рис. 9). У входа были уста­новлены фигуры крылатых быков с человеческими головами (один из архитектурно-художественных мотивов, воспринятых ассирийцами у хеттов, а за­тем персами у ассирийцев).Отделка фасадов и помещений дворца отличалась богатством и великолепием. Стены были украшены каменными барельефами, выкладками из цветных глазурованных кирпичей, яркими фресковыми росписями. Двери из кипарисового дерева были обиты бронзой. Сын Саргона, Синахериб, построил себе еще более роскошный дворец. О его масштабах может свидетельствовать такая, напри­мер, деталь: найденные здесь каменные рельефные плиты имеют общую длину 3 км. Дворец вавилонского царя Навуходоносора отличался особенно безудержной роскошью.

8) Архитектура Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство. В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий.Таким образом, архитектуру Древнего Египта можно разделить на 5 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства. Архитектура Раннего царства. Памятники монументального зодчества практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом в те дни был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево, причем сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных перекрытий и декора является важным признаком, позволяющим отнести произведение к сфере искусства Раннего царства. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов — «серех», изображения которых встречаются на стелах фараонов I династии. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов. Культовые и мемориальные постройки сохранились лучше, чем дворцы: это, прежде всего, святилища, молельни и мастабы. Декорирование святилищ еще сохраняет связь с эпохой деревянного зодчества, в котором использовался орнаментальный мотив тростниковой плетенки.В период Раннего Царства сложились и такие приемы оформления, как вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные) и оформление дверного проема глубоким уступом.Многие из традиций храмового зодчества отразились и в стиле мемориальных сооружений, которые были очень важны для древнеегипетской культуры в связи с решающей ролью в ней погребального культа. Погребения I—II династий сосредоточены в районе Мемфиса и Абидоса, ставшими центрами заупокойного культа. С ним связано, с одной стороны, широкое развитие типа гробниц-мастаб, самых характерных построек в зодчестве Древнего Египта. С другой стороны, именно в связи в разработкой мастаб происходит обогащение уточнение содержания культа. Архитектура Древнего царства. Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Этот исторический период нередко называют "временем пирамид", и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера. Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа и отражал замысел самого фараона (впрочем, этот замысел несколько раз претерпевал существенные изменения). Отказавшись от традиционной формы мастабы, Имхотеп остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге).Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии - Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые еще в древности считались одним из чудес света. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы. Пирамида Микерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков. а из кирпича.В погребальных ансамблях V-VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей роскошью.К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе.

9) Архитектура Древнего Египта. Среднее царство. Новое царство. В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династийТаким образом, архитектуру Древнего Египта можно разделить на 5 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства. Архитектура Среднего царства. В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера, но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными. Архитектура Нового царства. Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков.Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилонами, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари.Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей».Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли невысокими пилонами с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились.

10) Античное зодчество. Эгейская архитектура. Для эпохи античности характерно создание невиданных грандиозных ансамблей, храмов, триумфальных арок и колонн, арочных конструкций, применение крестовых сводов, позволивших иметь большое свободное пространство внутри здания. Впоследствии непревзойденные творения античного мира служили образцом для архитекторов различных исторических эпох. Художественным языком античности стали разработанные в Древней Греции архитектурные ордеры: дорический, ионический и коринфский. Зодчие Древнего Рима внесли свои изменения и добавили к ним тосканский и композитный. Ордерная система успешно применялась и через два тысячелетия для решения любых архитектурных задач .Характеристики античного зодчества: Во-первых, это непременное наличие колонн. Правда, сразу нужно отметить, что основная их функция вовсе не украшение здания (а именно так мы воспринимаем эту деталь в наше время), но поддержка и устойчивость его конструкций. Во-вторых, пропорции здания таковы, что его высота преобладает над шириной, причем достигается это именно наличием многочисленных колонн, поддерживающих потолочные конструкции. В-третьих, едва ли не неотъемлемой частью античного здания – если оценивать его из нашего времени – являются свод, арка и купол.ЭГЕ́ЙСКАЯ КУЛЬТУ́РА (крито-микенская культура), общее название цивилизаций бронзового века (в период около 3000-1100 до н. э.) на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолии).Первые центры были открыты в результате раскопок Г. Шлимана в Микенах (1876), А. Эванса на Крите (с 1899). Начиная с 19 в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, крупные города типа Полиохни на острове Лемнос с каменными стенами высотой 5 м, Филакопи на острове Милос; царские резиденции — Троя, дворцы на Крите (Кносс, Маллия, Фест, Като-Закро), акрополи в Микенах, Пилосе, Тиринфе, дворец на острове Тира (Фера). В новейшее время большой вклад в изучение эгейской культуры внес греческий археолог С. Маринатос.Эгейская культура развивалась неравномерно, ее центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Города, укрепленные стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3-м тысячелетии до н. э.; укрепленные поселения в материковой Греции — в конце 3-го тысячелетия; на Крите крепости неизвестны со 2-го тысячелетии до н. э.Ученые выделяют несколько локальных археологических культур (цивилизаций), входящих в эгейскую культуру. Это, прежде всего, минойская (на острове Крит), кикладская (на островах Эгейского моря), элладская (в материковой Греции) культуры, а также фессалийская, македонская, западно-анатолийская. Хронологически эти культуры принято делить на три основных периода — ранний (3000-2000 до н. э.), средний (2000-1550) и поздний (1550-1100), а каждый период — на 3 субпериода (I, II, III): например, раннеминойский I, среднеэлладский III.Процесс формирования эгейской культуры был сложным и длительным: культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита, на островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои; западно-анатолийское влияние было сильно и на других островах. Культурным центром в раннеэгейский период являлись Киклады. Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика с Кикладских островов, так называемые «кикладские идолы», — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкообразные» фигуры, статуэтки обнаженных женских тел).Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись нашествию, о чем свидетельствуют следы пожаров и разрушения на поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) к началу 2-го тыс. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура, с этого времени остров занимает доминирующее положение в Эгеиде.С 2000 начинается строительство «Старых дворцов», которые являлись хозяйственными и религиозными центрами, появляется иероглифическая письменность (так называемый Фестский диск), возникают государственные образования. Среднеэгейский период (первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) характеризуется наибольшим единством Эгейской культуры, о чем свидетельствует характер керамики, металлических изделий и др.В конце среднеминойского периода трижды в течение одного столетия (около 1700,1660 и 1600 гг. до н.э.) дворцы подвергаются разрушению (по неизвестной нам причине). На развалинах Старых дворцов в начале 16 в. возникают еще более величественные Новые дворцы, самые известные из памятников эгейского искусства, включали обширные горизонтальные плоскости (дворы) и комплексы двух-трехэтажных помещений, световые колодцы, пандусы, лестницы. Вокруг дворцов вырастали обширные поселения из одноэтажных домов. Особым отличием дворцов являлось отсутствие каких бы то ни было оборонительных укреплений. На их стенах сохранились многочисленные фрески, изображающие различные стороны жизни минойского общества, в том числе ритуальные «игры с быком» (именно для них, возможно, предназначался открытый двор в центре дворцов), кулачные бои (фреска с острова Тира).В декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (20-18 вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в 17-16 вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (вазы с изображением морских существ, произведения мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу 15 в. до н. э. (предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) популярной становится более условная вазопись «дворцового стиля».В 1580-1450 гг. до н.э. наступает расцвет единого Критского государства с центром в Кноссе, главной достопримечательностью которого являлся Кносский дворец. Помимо Кносского дворца, существовали и три других дворца в Фесте, Маллии, Като-Закро, каждый из которых, как и Кносс, являлся религиозным, культурным и хозяйственным центром своей части Крита. Центром эгейских владений Крита считается дворец на острове Тира. С 1600 до н. э. на Крите возникает линейное письмо А, которое (за исключением некоторых символов) остается нерасшифрованным.Около 1600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племен (возможно, ахейцев), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств так называемого микенского периода вокруг других центров — Микен, Тиринфа, Орхомена, Пилоса. 16-13 вв. до н. э. — период расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами (так называемая «циклопическая» кладка из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в два уровня — нижний город (для окрестного населения) и акрополь (укрепленная крепость с дворцом правителя). В архитектуре жилища складывался тип прямоугольного с портиком здания — мегарона. Раскопаны также купольные гробницы-толосы («гробница Атрея» близ Микен, 14-13 вв. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в 17-16 вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах, погребальные маски и сосуды, в том числе «маска Агамемнона» и «кубок Нестора»). Ахейское искусство 15-13 вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (Львиные ворота в Микенах). Культурное влияние проявлялось не только в искусстве, хозяйственная деятельность акрополей заимствовала хорошо организованную критскую систему; ахейцы приспособили под свой язык критское письмо (оно получило название линейное письмо Б), наибольшее число хозяйственных табличек найден в Пилосе. Линейное письмо Б после его дешифровки является одним из древнейших памятников индоевропейской письменности.Около 1470 до н. э. некоторые центры эгейской культуры, особенно на Крите, в значительной степени пострадали от извержения вулкана Санторин на острове Тира, находившийся здесь дворец был погребен под пеплом. Это во многом ускорило упадок минойской культуры, на Крите после этого появилось ахейское (микенское) население, принесшее новую культуру и линейное письмо Б. Кносс, единственный оставшийся дворец на острове, около 1400 до н. э. подвергся разрушению. В конце 13 в. до н. э. для эгейской культуры наступил глубокий внутренний кризис, нашествие дорийцев и «народов моря» привело эгейскую культуру к гибели.

11) Зодчество Древней Греции: Гомеровский период и Архаика. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г. до н.э.— нач. VII в. до н.э.Архаический период — 7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э.Ранняя архаика — нач. 7 в. до н.э. — 570-е гг. до н.э.Зрелая архаика — 570-е гг. до н.э. — 525-е гг. до н.э.Поздняя архаика — 525-е гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.

Архитeктура (гомеровский период XI – VIII вв.)Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают: эпос, немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В отдельных местах «Илиады» и «Одиссеи» встречаются описания древних святилищ — священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора («ауле»), разделенной на мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору «мегарон»- прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен («антами») и столбами между ними. Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма. Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э. из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя (1й храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание в Гермоне). Описание в «Одиссее» дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел, a представления о красоте- от восхищения мастерством, по словам Гомера, сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда. Это сияние и делает «лучезарным» сказочный дворец, при виде которого сердце Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой по дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом, искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.Архитектура (архаика VIII — VIвв.)В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма-«акрополя», на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященным богу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы; их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь «агора» — место политических собраний граждан. В связи с возникновением нoвых форм общественной жизни складываются различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место принадлежало храмам. Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий: «булевтерий» – дом для собрания совета общины; «Пританей»- дом со священным очагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественных трапез. Рано появились «ста»- портики, открытые спереди, а часто и с других сторон, служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданий относились также «лесхи» (своего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы. Целые комплексы сооружений отводились для «палестр» и «гимназий»- школ для физического и общего воспитания молодежи. Большинство общественных сооружений свободно размещалось вокруг агоры. Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, более внушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных форм знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии. Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является трехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частей на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания. Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен, заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях, построенных из камня, как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос в Дельфах), так и в дорийских колониях (храм Артемиды в Керпире, храм Аполлона в Сиракузах). На первых порах дорические постройки имели много местных особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и резкие колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных. Вышла из употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных сооружениях, но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница илоян в Олимпии). Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, «базилика» и храм Деметры в Пестуме. Важным элементом архаической архитектуры был декор: cкульптура, заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми красками по тончайшей мраморной штукатурке или прямо по камню). В дорических храмах фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Мутулы, триглифы и регулы – в синий, нижние поверхности карниза, тении, под капителями – в красный. Основные, «работающие» части здания (архитрав, колонна) не окрашивались. Раскраска пoдчеркивалакoнструкцию и в то же время придавала архитектуре праздничный, мажорный характер. Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировался в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции, испытавших воздействие культуры Востока. Конструктивным прототипом ионического антаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля, уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находит свой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверх архитрава. Ионический ордер встречается впервые в больших малоазийских диптерах середины VI в до н. э., возведенных из известняка и мрамора. Среди них наиболее прославлен храм Артемиды (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе. В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей. Важнейшим типом ансамбля, наряду с опорой и акрополем, было святилище. В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся в основных чертах в VI в до н. э., важным элементом архитектурного образа является пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана на восприятие человека, который в составе торжественной процессии поднимался по зигзагам освещенной дороги, обрамленной сокровищницами и мотивными статуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданно крупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма, стоявшего на высокой террасе.

12) Зодчество Древней Греции: Классика и Эллинизм. Архитектура (классическая Греция в V в. до н. э.)Развитие ордеров в Древней Греции было связанно главным образом с формиро


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: