Зодчество Средневековой Европы: Византия

Архитектура ВизантииВконце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица — Константинополь. История архитектуры Византии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII вв.), средне-византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20—60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики.Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культурные достижения завоеванных народов. Глубокий синтез античных и восточных элементов составляет характерную черту византийской культуры. Господство христианской идеологии сказалось на развитии доминирующих типов монументального каменного строительства. Поиски композиции церкви в соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения императорского могущества. Это обусловило известное единство поисков и относительную общность развития типов культовых зданий, несмотря на региональные различия, в которых проявлялись особенности и традиции отдельных народов. Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур — купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры. К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание — церковь. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные пространственные композиции — ансамбли. Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием — тромпы. Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства. Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукуполами, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда достигавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Использование пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы, получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.

16. Императорский Санкт-Петербург. Пригороды столицы. Архитекту́раСанкт-Петербу́рга, особенно его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. После окончания Северной войны в 1721 году Пётр I провозгласил создание Российской империи. Санкт-Петербург стал столицей империи, которая должна была стать не только центром передовой европейской культуры для всей Руси, но и величайшим городом мира. Стрелка Васильевского острова — восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге; один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города; пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы.Петропа́вловскаякре́пость — крепость в Санкт-Петербурге, расположенная на Заячьем острове, историческое ядро города.Петропавловская крепость никогда не принимала непосредственного участия в военных действиях. С самого начала своего существования она стала использоваться в качестве главной политической тюрьмы России. Каза́нскийкафедра́льныйсобо́р — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Является памятником архитектуры русского классицизма. Построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным по указу императора Александра I для перенесения туда чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. Александро-Невская лавра — один из крупнейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Основание лавры связывается с исторической победой, одержанной великим русским полководцем Александром Невским над шведами на берегах Невы в 1240 году. В ансамбле монастыря получили новое истолкование традиции древнерусского зодчества — четкость и ясность композиционного построения, основанного на противопоставлении монументального собора и угловых башен, замечательных по красоте пропорций и силуэта, горизонталям монастырских корпусов. Исаа́киевскийсобо́р — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I.С 1762 года Петергоф — город в ведении Дворцового ведомства. В конце XVIII века по проектам архитектора Джакомо Кваренги и садового мастера Джемса Медерса был создан пейзажный Английский парк, в парке построен Английский дворец.Памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства. Включает в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков — бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации 19 мая 1918 года. В состав музея-заповедника входят:Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф» Большой Петергофский дворецДворец — основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен при императрице Елизавете Петровне в 1747—1752 годах по модели Версаля (архитектор Ф.-Б. Растрелли), — в так называемом стилезрелого барокко.       Верхний садРегулярный сад к югу от Большого дворца разбит в 1714—1724 году по плану архитектора Б. Растрелли. 5 прудов, фонтаны, статуи и трельяжные беседки.          Нижний паркРегулярный парк на берегу Финского залива закладывался по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле.                                          Царское село – еще одна блестящая резиденция русских императоров. Было построено каменное двухэтажное здание длиною около 50 метров, с 16 комнатами и фруктовым садом. И в 1752 году по указанию Елизаветы архитектор ФранческоБартоломео Растрелли приступил к реконструкции Екатерининского дворца. На основе старого дома он спроектировал огромное трехэтажное здание протяженностью почти в 300 метров.На берегу озера находится павильон «Грот». Елизавета пожелала украсить его морскими раковинами, мифологическими персонажами и морскими чудовищами. В конце главной аллеи парка располагается павильон «Эрмитаж», предназначенный для обедов и развлечений избранного круга придворных. В здании находился механизм, приводивший в движение подъемные столы, что позволяло хозяйке и его гостям обходиться на втором этаже без прислуги.

17. Русская арх-ра 18 века. Особенности БароккоНачало XVIII века знаменуется в России активным освоением культуры Запада. В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные особенности благодаря преемственности декоративных приемов русского зодчества. Основными чертами Барокко является пышность, контрастность, а так же совмещение реальности и иллюзий.Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко всер XVIII века – полихромия фасадов, стены которых окрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служат пучки колонны, пилястры, обрамленные окна.

 В дворцовых и церковных помещениях наряду с лепным живописным убранством стен и потолков выполнялись многоцветные узорчатые полы из разных пород дерева. Интересны приемы планировки залов. Императорские и усадебные дворцы создавались в единстве с садами и парками, которым присуще регулярная планировочная система с прямолинейными аллеями, подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками. Архитектура барокко Петербурга первой половины XVIII векаНачалом послужило строительство Санкт-Петербурга, создания новой столицы, которая должна была стать не только центром европейской культуры для всей Руси, но и величайшим городом мира. Леблон разрабатывал по идеям Петра первый вариант планировки Петербурга и принимал участие в строительстве загородной резиденции в Петергофе. В Петергофе от Петровского периода сохранились: центральная часть дворца (1716-1719), здание Эрмитажа у моря, здание "Марли" (1721-1725) около бассейна и так называемый "Монплезир" (1717-1719), где проводились петровские ассамблеи.После Петра I, при Анне и Елизавете, архитектура барокко приобрела исключительную пышность, рассчитанную на внешний ошеломляющий эффект, показную парадность, торжественные приемы. Основные черты барокко - склонность к заостренным контрастам, динамичность, экспрессия, тяготение к декоративности. Отсюда эффектные дворцовые анфилады зал, украшенные с обильным применением позолоты, ярких расцветок, огромных декоративных и живописных панно, картин. Парадные интерьеры приобрели разнообразные формы, причудливость которых подчеркивалась скульптурой, лепкой, различными орнаментами. Комнаты нередко теряли привычную для глаза прямоугольную форму. Зеркала и росписи расширяли истинные размеры помещений.Выдающийся зодчий Растрелли стремился в своем творчестве сочетать элементы западно-европейского барокко и черты великого наследия русской архитектуры. Будучи безудержно смелым в украшениях, он оставался строг в решении плана, в архитектонике форм и в пространственных композициях. К основным его произведениям относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы елизаветинских вельмож М.И.Воронцова и С.Г.Строганова в Петербурге; императорские дворцы – Зимний в столице. В Царском селе Растрелли воздвиг огромный дворец (1752-1756), здание Эрмитажа (1747), грот у пруда, Большой дворец в Петергофе. В самом Петербурге Растрелли построил Зимний дворец (1754-1762), Аничков дворец (1753). Одновременно с Растрелли работали выдающиеся зодчие: Квасов, построивший вместе с Растрелли огромный пятиглавый собор в Козельце (1743-1757) и колокольню при нем (1766-1770), и Чевакинский, построивший величественный Никольский военно-морской собор в Петербурге (1753- 1762) с его стройной изящной колокольней. Архитектура барокко в Москве первой половины XVIII векаВ Москву западные влияния проникли значительно ранее, чем началось строительство северной столицы. Наряду с блестящими произведениями московского барокко конца XVII века в Москве развивались и чисто иноземные архитектурные формы. Так были построены: дворец Лефорта (1692), Дворец Гагарина (1707-1708).Традиции московского барокко XVII века были так сильны, что одновременно с этими, европейскими по своей архитектуре зданиями продолжали строиться в стиле московского барокко такие сооружения, как церковь в Донском монастыре (1713-1714).Эти два течения, московское и европейское, взаимно влияя друг на друга, слились в единый новый стиль, образцом которого явилась так называемая Меньшикова башня (1705-1707), созданная И. П. Зарудным. Этот памятник - не башня, как прозвал его народ, а храм башнеобразной формы. По своим внешним массам, формам и членениям Меньшикова башня прямо продолжает традиции многоярусных композиций русской архитектуры. Памятник отличается изысканными пропорциями, стройным силуэтом, прекрасной группировкой масс и богатейшим декоративным убранством. Новый расцвет московской архитектуры, начавшийся во второй половине XVIII века, связан с именем Д. В. Ухтомского. Его творчество развертывалось под влиянием Ф.Б.Растрелли. Одним из значительных сооружений Ухтомского были "Красные ворота" (1753-1755). Это произведение, прекрасное по своим пропорциям, отличавшееся богатством и изяществом барочного убранства - скульптурой, орнаментом и колоннами, было возведено на месте деревянных триумфальных ворот, построенных раньше тем же мастером. Ухтомский перестроил знаменитую колокольню Троице-Сергиевой лавры (1742-1770). Этот памятник возрождает в новых зрелых барочных формах многоярусную динамическую композицию московского барокко XVII века. В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко уступило место классицизму.

18. Русская арх-ра 18 века. Особенности Классицизма. В 18 в в русской архитектуре, происходит становление нового явления – «русского классицизма». Русский классицизм – это направление архитектуры, для которого характерна простота, строгость и рациональность. Пышность, вычурность архитектуры барокко и его последней стадии - рококо - перестают отвечать вкусам и идеалам молодого, сильного русского общества. Поворот к классицизму ознаменовался в России созданием таких значительных произведений, как здание петербургской Академии художеств (1765-1772), с ее величественным круглым двором и интерьерами, построенное Кокориновым и Деламотом, и Мраморный дворец (1768-1772), возведенный Ринальди. К ранним произведениям классицизма относятся набережные Невы и известная решетка Летнего сада архитектора Фельтена. Архитектура русского классицизма XVIII века. Архитектура ПетербургаПервым зрелым и блестящим произведением эпохи классицизма явился Таврический дворец в Петербурге (1782- 1788), созданный И. Е. Старовым. Величественное сооружение с мощной колоннадой портика снаружи, внутри развертывалось в грандиозную анфиладу зал: круглый купольный зал-вестибюль, затем великолепный огромный Екатерининский зал с ионической колоннадой и зал-сад с круглой беседкой в центре, поддерживающей свод перекрытия. Сохранилось второе произведение Старова - Троицкий собор Александро-Невской лавры (1776-1790). Замечательный Павловский ансамбль был почти заново создан с участием архитектора Камерона. Центром парка служит сооруженный Камероном дворец-усадьба, от которого отходят аллея в парк и лестница к реке. В уголках парка, на берегу реки и пруда, построены Камероном Храм Дружбы (1780) - прекрасная ротонда дорического ордера, утопающий в зелени храм Аполлона (1782), павильон трех граций (1800) в виде изящного храма с ионической колоннадой, "вольер" (1782) в тосканском стиле, с росписью плафонов и купола, ряд увеселительных декоративных павильонов, мостиков. В другом парковом ансамбле - Царском селе - Камерон создал архитектурный уголок, примыкающий к дворцу со стороны пруда, в составе: террасы-висячего сада, здания холодных бань, известного под названием "Агатового павильона", монументального пандуса в парк (1780-1786) и Камероновой галереи, знаменитой своей ионической колоннадой и лестницей к пруду.Одновременно с Камероном работал и другой крупнейший зодчий - Кваренги. Творчество Кваренги было воплощением силы, мужества, лаконизма. В Петербурге и его окрестностях Кваренги создал выдающиеся здания: Английский дворец (1781 -1789) с его величественным коринфским портиком в старом Петергофе; Александровский дворец в Царском селе (1792-1798) с его мощной колоннадой; Эрмитажный театр (1782-1785); здание бывшего Ассигнационного банка (1782-1788) и здание Академии наук (1783-1787) в Петербурге. Огромный ансамбль Смольного института (1806-1808) с его белоколонным залом, колоннада Аничкова дворца (1804), Конногвардейский манеж (1800-1804), Мальтийскую капеллу (1798-1800).Архитектура русского классицизма XVIII века. МосковскаяархитектурБольшое количество построек в стиле русского классицизма находилось в Москве. В Москве в конце XVIII века работали два величайших русских архитектора - Баженов и Казаков. В гениальном замысле Баженова сочетались: принципы русского ансамбля в живописной группировке павильонов, объединенных башней, строгая классика в решении планов отдельных зданий и оригинальная архитектура в стиле псевдо-готики. В Москве уцелела выстроенная Баженовым колокольня церкви Всех Скорбящих. Баженов является вместе с Бренна соавтором инженерного замка в Петербурге, ему принадлежат два павильона перед Инженерным замком. М. Ф. Казаков создал архитектуру московского классицизма. Казаков построил почти все монументальные здания Москвы конца XVIII века. Выдающимся произведением Казакова является Московский Сенат, прекрасно вписанный в план и ансамбль Кремля. Круглый зал Сената и величественный Колонный зал бывшего дома Долгорукого. Казаков создал тип московского дворца-усадьбы. Из многочисленных построек этого рода подлинным шедевром является бывший дом Разумовского на Гороховом поле. Он создал также тип загородной усадьбы, прекрасным образцом которой являлась усадьба в Петровском-Алабино. Число зданий, сооруженных Казаковым, огромно. Он строил Московский университет, Павловскую больницу, дом главнокомандующего, дом Гагарина у Петровских ворот и т. д. Им создан ряд выдающихся церковных памятников - среди них церковь Филиппа Митрополита - ротонда с великолепными интерьерами. Дом Пашкова - одно из лучших зданий Москвы. Совершенное по своим пропорциям, формам и общей композиции, оно, предположительно, относится к произведениям Баженова или Казакова.

19. Русская арх-ра 19 века. Классицизм и Романтизм. Когда во второй половине XVIII в. барокко потеряло свою динамичность, его формы и тектоника уступили самому крупному стилю XIX столетия — классицизму. Почти одновременно с классицизмом, который внешне перенял формы античности, но имел уже иное внутреннее содержание, родился и романтизм, который оживил стилистические проявления средневековой архитектуры, но был глубоко проникнут новым конструктивным духом.Несмотря на то, что и классицизм, и романтизм исходили из прошлого и вначале развивались параллельно, они были противоположны по философской сущности. Речь шла о двух направлениях архитектурного мышления и концепций. На стороне классицизма стоял рациональный, объективный, почти научный метод мышления, ставивший разум на первое место среди человеческих способностей. В романтизме преобладали эмоции, внутренние переживания и стремление к простой и естественной жизни, откуда проистекала жажда тесного общения с природой, что стало одной из наиболее характерных черт этого направления.Если классицизм старался заложить основы единства своего художественного выражения, прежде всего путем научного изучения античности, то романтизм обращался к средневековому искусству и проявлял интерес к восточной культуре, что вело к использованию широкой шкалы различных исторических стилей. С изменением точки зрения на архитектуру, с развитием строительной техники, появлением новых типов сооружений в XIX в. произошло также значительное перемещение центра мирового развития архитектуры.  Путь от классицизма к критическому реализму через романтизм определил условное разделение истории русского искусства первой половины XIX в. как бы на два этапа, разделением которых явились 30-е годы.Многое изменилось по сравнению с XVIII в в изобразительных, пластических искусствах. Архитектура первой трети века – это, прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Идеалом становится античность в ее греческом варианте. Используется дорический (или тосканский) ордер, который привлекает своей суровостью и лаконизмом. Некоторые элементы ордера укрупняются, подчеркивается мощь гладких стен. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серый. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы.Крупнейший архитектор этого времени А.Н. Воронихин (1759–1814). Он работал в Петергофе, исполнив проект галерей у ковша фонтана «Самсон» и приняв участие в общей реконструкции фонтанов. Позже Воронихин нередко работал в пригородах Петербурга: он спроектировал ряд фонтанов для Пулковской дороги, отделывал кабинет «Фонарик» и Египетский вестибюль в Павловском дворце, Висконтьев мост и Розовый павильон в парке Павловска. Главное произведение Воронихина – Казанский собор (1801–1811). Полуциркульная колоннада храма, которую он возвел не со стороны главного – западного, а с бокового – северного фасада, образовала площадь в центре Невской перспективы, превратив собор и Здания вокруг в важнейший градостроительный узел. Строгий, антикизированный характер придал Воронихин Горному кадетскому корпусу (1806–1811), в котором все подчинено мощному дорическому портику из 12 колонн, обращенному к Неве. Столь же суров образ украшающей его скульптуры, прекрасно сочетающейся с гладью боковых стен и дорическими колоннами. Воронихин – архитектор классицизма – много сил отдал созданию городского ансамбля, синтезу архитектуры и скульптуры, органическому сочетанию скульптурных элементов с архитектурными членениями как в больших сооружениях, так и в малых. Тома де Томон (ок. 1760–1813) изменил весь облик стрелки Васильсвского острова, оформив полукругом берега двух русел Невы, поставив по краям ростральные колонны-маяки, образовав тем самым около здания Биржи площадь. Сама Биржа имеет вид греческого храма – периптера на высоком цоколе. Простота и ясность форм и пропорций придают зданию величественный, монументальный характер. Тома де Томона строил и в царских пригородных резиденциях, используя и здесь греческий тип сооружения. Романтические настроения художника вполне выразились в мавзолее «Супругу-благодетелю».  А.Д. Захаров начинает строительство Адмиралтейства (1806–1823). Перестроив старое коробовское здание, он превратил его в главный ансамбль Петербурга. Боковые фасады-крылья выходят к Неве, центральный завершается в середине триумфальной проездной аркой со шпилем, которая является замком композиции и через которую пролегает главный въезд внутрь. Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX в. был К.И. Росси. Одна из первых работ в Петербурге – постройки на Елагином острове (1818). Создавая Михайловский дворец (1819–1825), он организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский проспект. Один из замечательнейших ансамблей Росси включал здание Александрийского театра, построенного по последнему слову техники того времени и с редким художественным совершенством, прилегающую к нему Александрийскую площадь, Театральную улицу за фасадом театра и завершающую его пятигранную Чернышеву площадь у набережной Фонтанки. Последнее творение Росси в Петербурге – здание Сената и Синода (1829–1834) на знаменитой Сенатской площади. «Самым строгим» из всех архитекторов позднего классицизма был В.П. Стасов (1769–1848). Строил ли он казармы, перестраивал ли Императорские конюшни, возводил ли полковые соборы (собор Измайловского полка, 1828–1835) или триумфальные арки (Нарвские и Московские ворота), или оформлял интерьеры, везде Стасов подчеркивает массу, ее пластическую тяжесть. Его соборы, их купола грузны и статичны, колонны, обычно дорического ордера, столь же внушительны и тяжеловесны, общий облик лишен изящества. В Москве в это время работали не менее замечательные архитекторы. Сразу после изгнания французов началось интенсивное восстановление и строительство новых зданий. Была расчищена Красная площадь и на ней О.И. Бове (1784–1834) были перестроены Торговые ряды. Бове занимался также реконструкцией всей прилегающей к Кремлю территории, включая большой сад у его стен с воротами со стороны Моховой улицы, гротом у подножия Кремлевской стены и пандусами у Троицкой башни. Бове создает ансамбль Театральной площади (1816–1825), строя Большой театр и связывая новую архитектуру с древней китайгородской стеной. Бове принадлежат также здания Первой Градской больницы (1828–1833) и Триумфальные ворота у въезда в Москву со стороны Петербурга, церковь Всех скорбящих радости на Большой Ордынке в Замоскворечье. Почти всегда вместе плодотворно работали Жилярди (1788–1845) и А.Г. Григорьев (1782–1868). Жилярди перестроил сгоревший во время войны казаковский Московский университет (1817–1819). Много и удачно Жилярди и Григорьев работали в усадебной архитектуре (усадьба Усачевых на Яузе, 1829–1831, с ее тонкой лепкой декорации; имение Голицыных «Кузьминки»).К 40-м годам XIX в. классицизм утратил свою гармонию, утяжелился, усложнился, это видно на примере Исаакиевского собора в Петербурге, строившегося Монферраном сорок лет (1818–1858), одного из последних выдающихся памятников культового зодчества в Европе XIX столетия, объединившего лучшие силы архитекторов, скульпторов, живописцев, каменщиков и литейщиков.

20. Русская арх-ра 19 века. Москва 19 столетие - это период кризиса для архитектуры Москвы, когда в искусстве господствует реализм, а архитекторы ищут вдохновение в исторических традициях. После пожара 1812 года город приходится почти полностью восстанавливать. Возникают идеи обширных градостроительных ансамблей и грандиозных общественных зданий. Складывается новый облик Москвы. Немаловажную роль в этом сыграли архитекторы А. Григорьев и Осип Бове.  Бове принадлежит выдающаяся роль в создании нового типа жилого дома - городского особняка, который получил широкое распространение. По проекту архитектора было построено множество зданий 19 столетия. Одно из них – Манеж, грандиозное чудо архитектурной мысли, которое поражает своими решениями. Потолок, ширина которого 45 метров подвешен так, что опирается на стены без дополнительных опор. Работы в Москве разворачивались одновременно в нескольких направлениях: был составлен новый генеральный план города с чётким очертанием площадей, улиц и переулков, проводились конкурсы на ансамбли и сооружения, архитектура которых отражала бы героические события эпохи. В конце 19 столетия архитекторы отказываются от монументальности, и здания становятся намного проще, в это же время начинается строительство театров, банков, музеев, вокзалов, которые определили современный вид столицы.Была заново спланирована Театральная площадь с величественным зданием Петровского театра, шла перепланировка Красной площади, обновились Торговые ряды, восстанавливался Московский университет, строился Манеж, над заключенной в трубу речкой Неглинной разбивался Кремлёвский сад.Торжественная ордерная архитектура с рядами строгих колонн и посвящённой победам скульптурой, чёткость и стройность форм - всё это отвечало героическим свершениям. Но основным, что определяло облик восстанавливаемой Москвы, было рядовая массовая застройка. Ее художественная ценность была создана благодаря единству стиля архитектуры классицизма первых десятилетий XIX века, применению профессионально грамотных проектов. Небольшие, в основном деревянные дома, оштукатуренные и имитирующие камень, строились на основе архитектурной практики конца XVIII века - времен М. Ф. Казакова; в них широко применялись типовые фасады, чертежи которых были изданы в 1809 - 1812гг., и строительные правила. Эти правила регламентировали размеры домов, расстояния между ними и пр.Огромное значение для быстрого восстановления города имела стандартизация художественных и строительных элементов, типизации конструкций, определявшие соотношения частей зданий, портиков, колонн. Единство в застройке города достигалось и общностью окраски стен в установленные светлые тона (желтый, палевый, розовый, желто-серый), на фоне которых выделялись белые колонны и барельефы. Монументальность дворцов конца XVIII столетия сменилось уютом и интимностью облика небольших особняков.

21. Русская арх-ра 19 века. Петербург Петербург 19 века предстает величественно-прекрасным, как зримое воплощение сложившихся в эпоху Просвещения представлений о целях и задачах архитектурно-градостроительной деятельности. Одной из главных задач считалось создание целостной, эстетически организованной городской среды, подчиненной художественно-стилевым закономерностям господствовавшего тогда стиля - классицизма.Невиданным в мировой практике размахом ансамблевого градостроительства была отмечена первая треть XIX века. В Петербурге появились большие архитектурные ансамбли, широко развернутые в пространстве и формирующие целостную архитектурно-художественную среду города. В первые годы XIX века началось создание ансамбля Стрелки Васильевского острова (архитектор Тома де Томон при участии А. Д. Захарова), завершенное в 1830-х годах. По проекту А. Д. Захарова в 1806- 1823 годах было капитально реконструировано Адмиралтейство: новый облик здания соответствовал окружившему его созвездию городских площадей. С возведением в 1801 -1811 годах величественного Казанского собора, созданного архитектором А. Н. Воронихиным, главная магистраль Петербурга - Невский проспект - обогатилась новой площадью, эффектно обрамленной колоннадами.В период с конца 1810-х годов и до середины 1830-х годов центр Петербурга обогатился великолепными ансамблями. В результате градостроительной деятельности К. И. Росси законченный облик приобрели Дворцовая и Сенатская площади, были созданы ансамбли Михайловской (сегодня площадь Искусств) и Александрийской (площадь Островского) площадей и примыкающих к ним улиц. Монументальные здания, построенные В. П. Стасовым, А. А. Михайловым, А. И. Мельниковым, О. Монферраном, Д. Адамини, П. Жако и многими другими архитекторами, преобразили облик улиц и площадей Петербурга. Протоки и каналы левобережной части невской дельты пересекли стройные чугунные и железные мосты.Постройки классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами построения архитектурной композиции были симметрия, акцентирование центра, гармоническое соподчинение частей и целого.Рационалистические основы эстетики Просвещения во многом определяли характер и использование декоративных элементов в архитектуре. Зодчие классицизма выработали систему художественно-декоративных средств, но необходимо, чтобы они воспринимались как конструктивно и функционально необходимые элементы. Строгостью отбора декоративных средств достигалась та величавая простота, которая стала одним из важнейших принципов художественной программы классицизма.В конце первой трети XIX века система архитектурных воззрений эпохи господства классицизма начинает быстро меняться. В развитии классицизма наступает кризис. Его художественные идеалы подвергаются сомнению. Отказываясь от композиционных приемов и декоративных мотивов, выработанных классицизмом, архитекторы начинают искать иные пути развития архитектуры. Начинается новый период в истории русского зодчества, в котором нашли отражение новые задачи и новые идейно-художественные тенденции. Этот процесс отхода архитектуры от классицизма происходил в 30-40-х годах XIX века.В 1830-х годах в петербургском классицизме отчетливо сформировалось направление, воплотившее подчеркнуто экономичный вариант стиля. Оно наиболее активно проявилось в архитектуре учебных и лечебных зданий, строившихся на средства государства. Жесткие требования экономики заставили в этих постройках полностью отказаться от ордерных элементов, декор фасадов ограничился оконными наличниками простейших форм и упрощенным антаблементом. Типичными примерами такого классицизма 1830-х годов могут служить построенные архитектором Л. И. Шарлеманем здания Глазной лечебницы на Моховой улице и Александровского сиротского дома на Каменноостровском проспекте. Интересно сопоставить подобные примеры с нарядными фасадами здания Сената и Синода, построенного К. И. Росси в 1829-1834 годах. Портики, лоджии, обилие скульптуры создают выразительный и по-своему убедительный образ правительственного здания, символизирующий единение административной и церковной власти. Романтические стилизации под готику на улицах Петербурга появлялись в 20-40-х годах XIX века в небольшом количестве. Романтизм сыграл очень важную роль в общем процессе художественной эволюции архитектуры. Выступал идейным противником стареющего классицизма. В первой половине 1820-х годов архитектор О. Мон-ферран создал в Екатерингофском парке комплекс павильонов. В парках Царского Села в 1820-1830-х годах появляется целая серия готических построек: Ферма, Шапель, Белая Башня, Арсенал и др. Постройки в готическом стиле появились и в парке Александрия, на восточной окраине Петергофа. Во второй половине 1820-х годов А. А. Менелас спроектировал и построил в Александрии императорский Коттедж и Ферму. Мода на готическую архитектуру сильнее сказалась в интерьерах петербургских домов. Зато архитектура загородных усадеб и резиденций в эти годы отмечена настоящим расцветом стилизаторской неоготики - и не только в окрестностях Петербурга, но и по всей европейской части Российской империи.Одним из последних, но довольно мощных всплесков неоготики был комплекс зданий, возведенных в конце 1840-1850-х годов в Петергофе архитектором Николаем Леонтьевичем Бенуа (1813-1898)42. Вслед за упоминавшимися выше постройками А. А. Менеласа и готическими домами для придворных, построенными И. И. Шарлеманем в конце 1830- начале 1840-х годов, в середине XIX века в Петергофе появилось еще несколько зданий с фасадами в готическом вкусе: вокзал, почта, императорские конюшни и другие. Здания XIX века имели были связаны с функциональными и художественными требованиями своей эпохи.

22. Архитектурные стили Российской империи 19 века Главным архитектурным стилем первой половины 19 века – стал Ампир. Развивая линию позднего классицизма, этот стиль ориентировался на образцы и формы классического искусства античности, преимущественно императорского Рима. Стиль отличается монументальностью форм, широким распространением массивных портиков, триумфальных арок, использованием военных атрибутов и эмблем в архитектурных элементах и орнаментах. Эпоха высокого классицизма поставила новые задачи: вписать здание в уже имеющееся архитектурное пространство, спланировать целые комплексы в городах, площади с прилегающими к ним ансамблями. Именно в это время складываются комплексы Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей.В России классицизм сохранялся до конца 18 - 1-й трети 19 вв. Для этого периода характерны широкий размах пространственных композиций и торжественная парадность художественных образов, отразивших патриотические идеи времени. Через образцовые проекты, по которым предписывалось строить, классицизм распространился и на рядовую застройку городов. В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок. Влияние вкусов нового заказчика - буржуазии, разделение труда в строительном деле, отрыв архитектурного творчества от инженерно-технических решений привели к тому, что задачи, которые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы прошедших эпох. Использовались формы одного из исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, задававшимися структурой здания, которую создавал инженер, или в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей, этот стиль получил название Эклектизм. Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре: Быковский, Тон, Штакеншнейдер, Каминский, Противоречия между старыми и новыми архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль "модерн", возникший в 1890-е гг. Архитектуру модерна отличает, в первую очередь, стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались.Архитекторы: Васильев Н. В., Вернер Д. А., Дубовской В. Е., Залесский С. Б., Кузнецов И.С., Лидваль Ф. И., Шехтель Ф. О.

23.Архитектурные памятники Тулы 18-19 веков На территории Кремля находится Успенский собор (1762-1766) и Богоявленский собор (1855-1862), в котором сейчас располагается Музей оружия.Успенский собор Тульского кремляПервоначально в Кремле в 1626 был построен деревянный собор, который назывался Архангельский. Ныне существующий собор построен в 1762—1766 гг. Имя талантливого зодчего, создавшего собор, не сохранилось. Главным строителем был купец Лукьян Коптельцев с Сафронием Сидневым и Андреем Володимировым. Архитектура храма предельно ясна и монументальна: над мощным и почти кубическим объемом возвышаются пять широко и свободно поставленных восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объему примыкает низкий алтарь с выступающей закругленной апсидой. С простым объемным построением храма резко контрастирует его богатое декоративное оформление в нарядных формах русского барокко.Все фасады собора покрыты сплошным узорчатым ковром насыщенного декоративного убранства. Внутреннее пространство собора представляет собой высокий просторный светлый зал с четырьмя столпами, несущими своды. Хорошие пропорции и большая высота придают ему торжественный и величественный вид.Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придает внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Декоративное убранство стен отличается разнообразием примененных форм и материалов. Белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения. Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. В 1772 году возле собора началось строительство четырёхярусной колокольни, которая была закончена в 1781 году и на ней разместили 22 колокола. Колокольня была в высоту 70 м и имела позолоченный шпиль и часы. В основании колокольни располагался храм Св. Тихона Амафунтского с приделом Св. Иоанна Златоуста. В 1936 году в колокольне произошёл пожар, а впоследствии её снесли.Богоявленский собор Тульского кремляБогоявленский собор, построенный в память погибшим войнам во время Отечественной войны 1812 года, был заложен 24 апреля 1855 года.Производство работ поручили архитектору М. Михайлову, хозяйственную часть — В. Кузовлеву. У трех входов в храм сделаны три каменных крыльца. Двухэтажный пятиглавый храм имел два придела: Святителя Николая и Князя Александра Невского. В храме было отопление и в отличие от Успенского собора кремля службы в нём совершались и в зимнее время.Богоявленский собор хорошо вписался в архитектурный ансамбль Тульского кремля.Облик храма был изменён: из пяти глав сохранилась только одна — центральная, а после открытия в храме Музея оружия в 1989 году с восточной стороны храма появилась пристройка.Николо-Зарецкий храмНа месте современного храма в XVII веке для оружейников были построены два деревянных храма. В 1730-1734 годах на их месте построили новый большой двухэтажный храм. Основателем храма считается Акинфий Демидов. В храме было несколько приделов. В связи с этим храм в разное время именовался по разному, но наиболее популярным стало название Николо-Зарецкий храм, которое закрепилось за ним и до настоящего времени. Рядом с храмом построили колокольню в ярославо-суздальском стиле.Преображенский храм В XVII веке на месте храма стояла церковь, называемая в народе Николая на Площади, которая в 1723 году перешла к Успенскому монастырю. В начале XIX века она сильно обветшала и на её месте по проекту В. Ф. Федосеева был построен новый двухэтажный пятиглавый храм в честь Преображения Господня. Храм являет собой яркий пример русского классицизма начала XIX века. Фасады здания с лицевой стороны украшают дорические колоны.Первоначально в храме было два входа: один ввёл из монастыря, а другой с улицы для мирян.

В советское время четыре купола и находившуюся рядом колокольню разобрали. Храм Сергия Радонежского Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского построен в псевдовизантийском стиле из красного кирпича с одним сводчатым куполом и высокой колокольней. Храм был расписан в 1901 году мастером Н. Сафроновым. В храме было два придела. В феврале 1930 года церковь была закрыта, а колокольня вскоре разобрана. В августе 1991 года храм вновь передан Тульской епархии с возобновлением в нём ежедневных богослужений.БогородичныйЩегловскиймонастырьВ начале XIX века на восточной окраине Тулы в Щегловской засеке построили архиерейский дом. В 1859 году, на средства московского купца Василия ИановичаМакарухина, возле архиерейского дома начали возводить здания будущего монастыря. Строителем храма был иеромонах Никандр, проектировщиком — Александр Гавриилович Бочарников, архитектор Императорской Академии Художеств, а строительными работами руководил его отец, Гавриил Васильевич Бочарников.20 мая 1860 года был заложен Соборный храма в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», который был освящен 8 сентября 1864 года. Построенный храм был двухэтажным, не отопливаемым, и имел по три престола на каждом этаже. В это же время началось строительство колокольни над въездными воротами, трёх жилых корпусов, стен и угловых башен, а также покоев настоятеля с домовой церковью в честь Успения Божией Матери.ВсехсвятскаяцерковьВсехсвятская церковь в Туле была построена 18-19 вв. после того, как в этом месте сделали кладбище.КолокольняВсехсвятского Собора трёхярусная, с высоким позолоченным шпилем, высотой 82 метра, до креста, видна со всех точек города. В храме два этажа. Обычно бывает открыт только первый этаж. Второй этаж храма открывают во время служб в большие праздники и во время венчания.Нижний храм Всехсвятского Собора имеет три предела.Верхний храм, бывает, открыт для прихожан только в большие праздники, во время церемоний венчания.В 1867 года на углах первого яруса колокольни были установлены четыре чугунных фигуры трубящих ангелов, имеющих меру в вышину почти 3 метра, отделанных под бронзу, которые и сейчас украшают здание колокольни, её высота до креста составляет 82 метра. Всехсвятская церковь построена на самом высоком месте города, и поэтому шпиль колокольни виден почти из всех районов Тулы.И ещё одна достопримечательность была на колокольне. Церковный староста купец Пётр Прокофьевич Миронов подарил храму колокол весом в 16 тонн. 21 сентября 1889 года колокол был водружен на 3-й ярус колокольни. До нашего времени этот колокол не сохранился. Где-то в 20е-30е безбожные годы были спилены крепления, и колокол всей своей огромнейшей массой снёс всё на своём пути, упал и разбился. До 1972 г. колокольня стояла изувеченная и обезображенная. И только стараниями и большими трудами тогдашнего ключаря протоиерея Льва Махно, она обрела благолепный вид и прекрасное внутреннее обустройство.Музей Н.И. Белобородова, открытый в 1995 году, занимает одно из старейших зданий в Туле, построенных в конце 18-говека. Главный фасад имеет строгое техническое членение, центр выделен плоскими пилястрами, над тремя центральными окнами лучевые фронтоны, по бокам - окна с сандриками. Над окнами бытовых частей имеются треугольные фронтоны, что в сочетании с чердачным окном делает здание более высоким, не громоздким.Музей "Тульские самовары" здание, где сейчас располагается Музей самоваров, было построено в конце 19-го века, - это бывший дом просветительных учреждений им. Александра II.Эффектно поставлены два совершенно одинаковых здания на углу проспекта Ленина и улицы Пушкинской, построенные в 1780 году. Это единственный пример классического решения углов главной улицы в Туле 18-19 веков. Ансамбль строился по проекту тульского архитектора Василия Нежданова. Это ансамбль, включающий в себя здание окружного суда (ныне областной суд, пр.Ленина, 45) и здание бывшего Губернского правления (ныне Тульский областной колледж культуры и искусства).На противоположной стороне проспекта Ленина находится Дом офицеров, здание бывшего Дворянского собрания. Оно построено в 1849-1856гг. по проекту, составленному в Петербурге чиновниками управления путей сообщения. Внутри здания следует отметить парадную и торжественную архитектуру белоколонного зала, имеющего очень хорошую акустику, а также великолепное художественное чугунное литье лестниц. К недостаткам следует отнести размещение здания без отступа от красной линии проспекта, что мешает уличному движению. Дом офицеров представляет большую культурную ценность, играет значительную роль в формировании исторического облика города.

24. Ландшафтная архитектура подмосковных усадеб Нового времени. В Москве располагается множество старинных усадеб, таких, как Архангельское, Останкино, Царицыно, Коломенское, Кусково и особняков, принадлежащих ранее древнерусским фамилиям. Их строительство осуществлялось, главным образом, крепостными мастерами: зодчими, резчиками, живописцами. Многие из усадеб сохранили свой первоначальный вид, показывая достоинства всевозможных архитектурных стилей: рококо, барокко, классицизм.АрхангельскоеЗамечательный по красоте ансамбль составляет Архангельское с его дворцом, колоннадами крыльев, огромным живописным парком, в котором разбиты партеры и газоны, спускающиеся террасами к реке, разбросаны павильоны, беседки и большое количество скульптур. Залы дворца украшены росписью, картинами и скульптурой. УСАДЬБА ЦАРИЦЫНОУсадьба и прилегающая территория строились архитектором Баженовым для царицы Екатерины II вместо устаревшей московской резиденции – дворца в Коломенском. По окончании строительства Екатерина II посетила свою новую резиденцию и после осмотра распорядилась уничтожить все постройки, а Баженова отстранить от службы. Продолжил строительство Казаков. При входе в Царицыно сразу бросаются в глаза 5 башен, вообще их 7. Главный дворец находится на возвышенности.Музыкальныйсветодинамический фонтан на острове Подкова в акватории Царицынского пруда — один из самых крупных и примечательных в Москве. Несколько позже, наряду с усадьбами дворцового типа, начали возникать маленькие живописные усадьбы типа Братцева и Городни, строительство которых приписывается Воронихину. МУЗЕЙ – УСАДЬБА КУСКОВОНаиболее развитым усадебным ансамблем классицизма является Кусково. Окруженный обширным парком дворец с богатейшей по отделке анфиладой зал, служит центром ансамбля. Перед дворцом расположен пруд, позади - партер, украшенный скульптурой. В парке разбросаны павильоны: Эрмитаж, Итальянский домик, Грот, Голландский домик и другие.УСАДЬБАОСТАНКИНОНе менее интересно Останкино (Пушкинское), построенное и отделанное преимущественно крепостными мастерами. Особенно хороша анфилада комнат дворца и его театральный зал. Ансамбль складывался на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировался при графе Н. П. Шереметеве на рубеже XVIII—XIX вв. В архитектурный ансамбль усадьбы входят: Храм Святой Троицы, Парадный двор, Дворец, хозяйственный флигель, парк. КоломенскоеУсадьбаКоломенское располагается в южной части Москвы. Уже с XIV века село Коломенское стало служить в качестве резиденции для московских правителей. Так по указу князя Василия III здесь был построен загородный дворецПик своего рассвета усадьба Коломенское достигла в период царствования Алексея Михайловича XVII в. По приказу царя были снесены царские хоромы и на их месте был воздвигнут настоящий дворец, который состоял из 24 теремов. В новом дворце были установлены редкие на тот момент слюдяные окна, стены украшены золоченой резьбой, а кованые решетки и столбики с карнизами были разрисованы изображениями диковинных птиц и зверей.В настоящий момент в составе усадьбы Коломенское сохранились такие строения как Церковь Вознесения (1532), Колокольня Георгия Победоносца (16 век), передние и задние входные ворота, а также парк Коломенского.

25. Архитектурныенеостили России 19 века Время с 30–40-х и до 80-х гг. XIX в. принято считать в архитектуре, в искусстве периодом неостилей. Результатом ретроспективного художественного мышления, т.е. историзма, явилось искусственное воссоздание прошедших исторических стилей, получивших название вторичных стилей, или неостилей. Ослабление интереса к классицизму и ампиру, развитие романтизма способствовали появлению искусства свободного выбора форм. Все вторичные стили всегда чем-то отличаются от своих настоящих предшественников, даже если они их тщательно имитируют – они как бы излишне расчетливы, в них больше рассудка, чем чувства. Поэтому в произведениях неостилей всегда присутствует предельная активность внешне наиболеё характерных для того или иного стиля элементов общей формы и декора. Помимо этого автор, который работает в неостиле, всегда эклектичен, т.к. ему мешает знание всех стадий и этапов развития исторического прототипа этого стиля, и он часто как бы подсознательно соединяет оригинальные чужеродные для данного произведения элементы формы.Первой в ряду неостилей считается неоготика, в XIX в. увлечение которой коснулось России. В русле историзма и национального романтизма, которые охватили все страны Европы и Россию, в XIX в. последовательно возникали и отмирали такие неостили как неорококо (или второе рококо), второй ампир, неоренессанс, необарокко, третье рококо, необидермейер, неоклассицизм.В России неоготика просматривается уже в середине XVIII в. в стилистике некоторых построек В. Баженова, М. Казакова, и др. Например, архитектор екатерининского классицизма Ю. Фельтен построил знаменитую Чесменскую часовню в готической стилистике, а В. Неелов строит в Царском селе в «готическом стиле» Адмиралтейство. Уже в XIX в. символами николаевской готики становятся такие известные постройки как «Коттедж» в Петергофе архитектора А. Менеласа в 1826–1827 гг. и здание петергофского вокзала архитектора Н. Бенуа в 1854–1857 гг. в стиле английской готики. Неоготика в России соседствовала и даже соединялась в это время с помпеянским, неорусским и мавританским стилями (архитекторы А. Брюллов, М. Быковский, К. Тон, И. Монигетти). Самым выдающимся образцом николаевской готики – романтического неостиля в русском искусстве второй трети XIX в. – появившейся во времена правления Николая I (1825–1855 гг.), является упоминавшийся выше «Коттедж», выстроенный в Петергофе по заказу Николая I для императрицы Александры Федоровны. Большое распространение в 1830-е гг. получил в России «помпейский» стиль в решении интерьеров и мебели, почти напрямую «цитировавший» античные формы и элементы декора. Это как бы новое прочтение античности по сравнению с классицизмом основывалось на изучении позднего древнеримского искусства и, прежде всего, памятников, обнаруженных в результате раскопок г. Помпеи. В России одним из приверженцев такого искусства и зачинателей помпейского стиля в интерьерах и мебели был архитектор А. Брюллов (интерьер и мебель Помпейской столовой в Зимнем дворце в 1836–1839 гг.)

26. Эклектизм в архитектуре России 19 века Эклектика как архитектурный стиль, господствовала в России, как и в Европе, в период с 1830 по 1890 годы. Эклектика обычно характерна для периодов упадка в искусстве, она объединяет в себе множество различных элементов и стилей. Архитектурная эклектика 19-го века тяготела к излишней парадности, часто даже бутафорской, когда над традиционными способами организации интерьеров брали верх имитации, пышная лепка, прочие декоративные приемы.В архитектуре эклектика разделена на два периода (1830-1860 г.г. и 1870-1890 гг.). В России выделяют «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько политические обстоятельства, сколько на изменения в социально-общественной сфере. Произведения первого периода сочетали в себе преимущественно такие исторические стили как неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стили, классицизм и другие. В эклектике еще сохранился архитектурный ордер. В зависимости от того, с какой целью строилось здание, могли использоваться те или иные стили. Например, эклектический стиль архитектора К. Тона применялся при строительстве храмов, но для возведения гражданских строений его не использовали. В какой-то мере все зависело и от финансовой состоятельности заказчика. Зарождение и расцвет эклектики в России совпали с важными общественными реформами, в частности – с отменой крепостного права. В этот период теряет свое первостепенное значения храмовое строительство, уступая место гражданской архитектуре. Древний исторический центр Москвы подвергается реконструкции, город динамично меняется. Постепенно в московской эклектике выделились три основных направления. Русско-византийскую ветвь эклектики можно проследить в фасадах Большого Кремлевского Дворца, где архитектор К. Тон объединил элементы древнерусской и византийской архитектуры. На примере фасада Московского политехнического музея (арх-ры И. Монигетти и Н. Шохин) прослеживается влияние второго направления, в котором использовались характерные приемы русского деревенского декора, орнаменты вышивок и прикладного искусства. И третий стиль перекликался с московской архитектурной традицией середины 17 века, но в противовес ее «нарядности» этот стиль был вычурно-сухим (Исторический музей, арх-ры В. Шервуд и А. Семенов).Среди выдающихся архитекторов, строивших в стиле эклектики, были такие как: М.Д. Быковский, К.А. Тон, К.М. Быковский, А.С. Каминский, Р.И. Клейн, Д.Н. Чичагов и другие.Именно эклектика в 19 веке сформировала облик нынешней исторической части Москвы. В этом стиле застраивалась территория Китай-города, Красная и Лубянская площади. Эклектика удовлетворяла тенденциям того времени к постройке зданий большого масштаба, с выразительными эффектными фасадами, куполами. В период с 1870 по 1890 годы в Москве было построено множество величественных, необычных по силуэту зданий, таких как Государственный банк на Неглинной улице, Международный торговый банк на Кузнецком мосту. При отделке интерьеров в стиле эклектики было принято сочетать не больше двух-трех исторических стиля, используя схожие по фактуре и цвету материалы.Среди сохранившихся памятников архитектуры в стиле московской эклектики сегодня – знаменитые Сандуновские бани. Здание было спроектировано архитектором Б.В. Фрейденбергом. В 1894 году он приступил к строительству, но, не выдержав вздорного характера заказчика Н.С. Ганецкого, оставил работу, и заканчивал проект архитектор С.М. Калугин. К признанным мастерам эклектики принадлежат и известные архитекторы М.Д. Быковский и А.С. Каминский. Каминским в 1873-1875 годах было построено новое здание Московской Биржи. Примечательными чертами здания является классический портик, а также фасад, выполненный в стиле неоренессанса. Образцом эклектичности в архитектуре может служить нынешняя Большая Пироговская улица – в прошлом Большая Царицынская. Постройки выдержаны в стиле поздней эклектики с элементами классицизма.Яркими примерами стиля эклектика в Москве являются также Государственный банк на Неглинной улице (К.М. Быковский), Международный торговый банк на Кузнецком мосту (С.С. Эйбушитц), Александро-Мариинское училище на Большой Ордынке (А.С. Каминский).

27. Модерн в архитектуре России Модерн - художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. В России наиболее известное произведение в стиле модерн – Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге. Одним из типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском проспекте. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль 1913—1914). В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — Бржозовский С. А.).Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинскойработы Ф. О. Шехтеля, особняк Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева, доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в стиле модерн.Самые яркие представители московского модерна — Ф. Шехтель и Л. Кекушев. Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель), ЦУМ (б. «Мюр и Мерилиз») и гостиница «Метрополь» в Москве, и многие другие. В Москве работал целый ряд архитекторов, Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., Щусев А. В., Тон К. А., которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.

28. Национально-романтический стиль в архитектуре России. Национально-романтический стиль — архитектурный стиль на рубеже XIX—XX столетий.Он объединил в себе элементы искусств и ремёсел и стиля модерн, с которыми — путём введения элементов монументальности и упрощения линий — соединялись национальные архитектурные традиции.Национально-романтические тенденции в развитии русского искусства вылились в стиль, который, чтобы отличать его от предыдущих, предпочтительнее называть неорусским. НЕОРУ́ССКИЙ СТИЛЬ — один из неостилей в русском искусстве конца XIX — начала XX в. Его идеология складывалась в национально-романтическом движении европейской культуры. Неорусский стиль, таким образом, отражает то новое, что появилось в национально-романтическом движении в период Модерна. Произведением неорусского стиля, опередившим свое время, стала церковь в Абрамцево, построенная по проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова. Эта церковь представляет собой не фрагментарную стилизацию отдельных мотивов, что было типично для периода эклектики, а целостный образ, хоть и несколько поверхностный, "картинный", традиционного русского храма — так, как его себе представляли художники конца XIX в. Детали этой постройки не соответствуют в точности историческим прототипам, композиция — оригинальная, новаторская; все вместе демонстрирует свободную интерпретацию "русской темы". При сравнении абрамцевской церкви с последующими постройками неорусского стиля — церковью Св. Духа во Флёнове, Фёдоровским собором в Царском Селе, церковью Марфо-Мариинской обители в Москве (арх-р А. В. Щусев; 1908—1912) — становятся очевидными отличия неорусского стиля от "русского стиля" середины XIX в. — обобщенность, гротеск, зрительное усиление характерных деталей, стилизация криволинейных очертаний, напряженный ритм и игра масштабов, контраст больших масс и подчеркнуто мелких элементов.

29.Особенности российской архитектурной школы Др.-рус. каменная арх-ра появляется в связи с принятием христианства и строительством храмов. Первыми архитекторами и учителями рус.мастеров были византийцы. Разнообразие местных условий и традиций привело к развитию в рус.архитектуре ср. веков многообразия типов деревянного и каменного зодчества. В эпоху татаро-монгольского нашествия каменное зодчество практически прекратилось, за исключ. новгородских и псковских земель, где сложились самобытные арх. школы. Период XII – начала XIII века ознаменован появлением и дальнейшем развитием региональных архитектурных школ, что было вызвано принятием византийских традиций с учетом местных особенностей, как технических, так и художественных. Выделяются основные архитектурные школы – приднепровская, или киево-черниговская, полоцкая, смоленская, гродненская, галицкая, владимиро-суздальская, новгородская. Подробно рассматривается одна из наиболее ранних – приднепровская архитектурная школа на примере построек Киева, Чернигова, а также влияния этой школы на соседние регионы (на примере Рязани).Возрождение рус. А. связано с возвышением Москвы. Итальянские и др. зап.-европ. мастера принесли на Русь новые архитектурные формы и новые строит. приемы. Эта новая архитектура — ренессансная — питалась теми же источниками, что и русская домонгольская, она черпала из византийского наследия, оставившего в Италии множество памятников.В 16 в. в Москве и Центр. России архит. школа, получившая сильнейший внешний импульс, развивалась самостоятельно, строительным и художественным открытием этого века было появление шатра и применение кирпича в строит.технике. Вершинами А. этого века стали шатровая церковь Вознесения в с. Коломенском (1532) и храм Василия Блаженного арх. Бармы-Постника (1555—61).В 17 в. многочисл. постройки Москвы, Ярославля и др. крупных культурных центров продолжили традиции нац. А. Новым словом в А. стало строительство шатровых башен Московского Кремля, соединивших черты национ. стиля с барокко, принесенным строившими их западными мастерами; образцом этого сплава традиций стала Спасская башня (арх. Х. Галоуэй, 1625). Завершением эпохи стал стиль конца века, известный как "московское" или "нарышкинское" барокко: церковь Покрова в Филях, 1690—93, Успенский собор в Рязани, арх. Я. Г. Бухвостов, 1693—99. К началу 18 в. барокко было стилем жизни и мышления верхов общества, и сильнейшее зап. влияние в А. 18 в. создало подобающее этому мировоззрению пространство, в свою очередь распространившее новое мировоззрение во всё более широкие круги населения. В 18 в. в А. ведущую роль вновь играют иностранные зодчие, и на два столетия утверждается традиция направлять молодых талантливых людей учиться за границей. Появляются новые типы культовых, административных и частных зданий, загородные резиденции с парками и т. д., решаются крупные градостроит. задачи в связи со стр-вом новых городов (градостр-во) — в первую очередь С.-Петербурга. Стиль барокко, представленный творчеством Д. Трезини, М. Г. Земцова, В. В. де Растрелли, С. И. Чевакинского и др., вызвал подъем всех видов иск-в (декор.-прикладного, живописи, скульптуры, графики). Со 2-й пол. 18 в. ведется регулярная перепланировка старых городов, расцветает русская усадьба. Получает распространение классицизм (В. И. Баженов, Ж.-Б. Баллен-Деламот, М. Ф. Казаков, Ю. М. Фельтен, Ч. Камерон, И. Е. Старов.), сосуществовавший на первых порах с рококо, псевдоготикой и др. стилевыми течениями, прошедший в своем развитии ряд стадий и завершившийся ампиром в творчестве А. Н. Воронихина, Ж. Тома де Томона, А. Д. Захарова, О. И. Бове, К. И. Росси, Д. И. Жилярди, В. П. Стасова.В 1830-х гг. с развитием романтизма классицизм сменяется поисками более широкого круга традиций, на которые начинает опираться рус. А., рождается историзм, принимающий формы неоготики, помпейского стиля, неоренессанса, русско-византийского стиля. Принципом А. этого времени была эклектика: выбор стиля в зависимости от ситуации: соединение элементов разных стилей в одном произведении (арх. А. Менелас, А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, К. А. Тон, О. Монферран, Н. Л. Бенуа и др.). 2-я пол. 19 в. выдвигает новые задачи перед А.: рост городов, стр-во нового типа жилища — доходных домов, интенсивное стр-во заводов, фабрик, банков, учебных заведений, больниц, появление железных дорог, стр-во вокзалов и т. д. Эклектика и историзм пережили эпоху романтизма и стали принципом худож. форм позитивистской эпохи. А. России кон. 19 — нач. 20 в. — эпоха модерна, сходного в своих проявлениях с А. Запада этого времени, но и отмеченного нац. чертами (Ф. О. Шехтель, бр.Косяковы и др.).Неоретроспективное направление в нач. 20 в. в России связано с именами И. А. Фомина, ориентировавшегося на классицизм, И. В. Жолтовского — поклонников Ренессанса, и др. В 1920-е гг. отчетливо определились новые искания в А. рационалистов (Н. А. Ладовский и др.) и конструктивистов (бр.Веснины, М. Я. Гинзбург, К. С. Мельников и др.), сменившиеся в нач. 1930-х гг. "сталинским ампиром". Тоталитарные формы государственности определили специфику. Для "сталинского ампира" характерны преувеличенный масштаб, увлечение колоссальным ордером (во всю высоту здания), нарушение классических пропорций при классическом декоре, обилие тяжелых декоративных элементов. Много проектируют и строят в это время И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: