Музей в системе арт-менеджмента

Точное число музеев России никому не известно. В структуре музейной сети выделяется несколько групп, различающихся "по собственнику" - по тому, кому принадлежит и подчиняется музей: государственные, муниципальные, ведомственные, общественные, частные. С самого начала развития музейного дела России, когда в 1714 г. по указу Петра Великого и на основе его коллекций был открыт первый российский публичный музей - Петербургская Кунсткамера - особенностью этого развития стала определяющая роль государства. Пожалуй, ни в одной другой стране мира государство не имело такого влияния на формирование облика и направления деятельности музеев. И сегодня самой представительной группой музеев, в которых сосредоточены основные национальные ценности, является группа государственных музеев, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации и финансируемых государством. По этой группе музеев имеются достаточно точные статистические данные. В начале третьего тысячелетия общее число музеев этой группы приблизилось к двум тысячам, в 2002 году составило 2027; они хранят 57,5 миллионов движимых памятников истории, культуры и природы. Этот список открывают крупнейшие национальные музеи, название которых всегда предваряется термином "государственный": Государственный исторический музей, Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный политехнический музей, Государственный Русский музей. Все они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Среди национальных музеев России нет музея естественной истории и до сих пор нет музея современного искусства. Последнее связано с тем, что в России длительное время плюрализм в искусстве был под запретом, партийное руководство запрещало иные кроме "социалистического реализма" направления в искусстве. Значительную группу составляют краеведческие музеи - музеи местного края. В России 89 регионов и каждый из них имеет свой республиканский, краевой или областной музей, отражающий местную историю и историю культуры, а также естественную историю. В условиях постоянной недостаточности финансирования в среднем на один музей местного подчинения приходится в 35 раз меньше финансовых средств, выделяемых государством, чем на один музей федерального подчинения. Однако во многих из них хранятся уникальные памятники истории и культуры, зачастую еще не введенные в научный оборот, в их фондах то и дело делаются поразительные открытия. Распределение музейной сети по территории Российской Федерации неравномерно. В республике Саха (Якутия) числится 72 музея, в Московской области - 81, а в Мурманской области - всего 10. В целом музеев в большинстве регионов не хватает. Есть районы, где на обширных территориях нет ни одного музея. Нехватку государственных музеев отчасти восполняли музеи ведомственные и общественные - школьные, музеи предприятий, учреждений, воинских частей и т.д. Однако в целом действует закономерность: общественные и частные музеи чаще всего возникают в регионах с развитой государственной музейной сетью. В селах, где функционируют музеи, отмечается значительно более высокий уровень самосознания общества. Как правило, сельский музей становится единственным и весьма активным центром социокультурной жизни, центром культурной коммуникации. Формирование музеев на селе - одна из актуальных задач развития музейной сети. Мемориальные музеи занимают совершенно особое место в структуре музейной сети РФ. Исследователи отмечали, что каждый пятый-шестой музей России - мемориальный. А среди мемориальных больше всего литературно-мемориальных - посвященных памяти писателей и поэтов. Такое положение связано с особым местом литературы, которое она заняла в общественной жизни России в XIX веке. Одних музеев А.С. Пушкина у нас девять. В усадьбу Л.Н. Толстого Ясную поляну люди идут нескончаемым потоком. Как только с перестройкой стало возможным произносить вслух ранее запрещенные имена, общественность настоятельно потребовала создания музеев В. Набокова, В. Высоцкого, М. Булгакова, М. Цветаевой и многих других "властителей дум". Музеи-усадьбы начали складываться "изнутри" усадебной жизни еще в XVIII-XIX вв.: российское дворянство концентрировало в своих родовых гнездах коллекции, создавало дворцы и парки, рассчитанные на "музейное" восприятие посетителями-гостями, иногда открывало их ворота для рядовой публики по определенным дням. Особо успешно такая "средовая музеефикация" проведена в Музее-заповеднике М. Лермонтова "Тарханы" Пензенской обл., музее-усадьбе Н. Жуковского в деревне Орехово Владимирской обл. и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: