Происхождение слова галерея не известно. Словари фиксируют это слово с 17 века в архитектурном значении, затем галереями стали обозначать место экспонирования произведений искусства. Сложилось несколько понятий галереи.
Галерея - архитектурный элемент в виде длинного зала с рядом окон, колонн
Галерея — основной элемент структуры рынка современного искусства, которое творится здесь и сейчас, в контексте данной эпохи. Галерея, как и многие слова в русском языке, имеет несколько значений. Первое определяет ее как объект архитектуры. Второе звучит как «специальное устроенное помещение для обозрения произведений искусства; государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства.
Как любое учреждение СКС имеет определенные функции.
ü репрезентативная — галерея демонстрирует произведения «своих мастеров», организует выставки и проекты;
ü коммерческая — осуществляет продажи экспонируемых пространстве г. работ,
ü просветительская — публикует каталоги и буклеты проводимых выставок, выставляя «своих мастеров», пропагандирует и актуализирует современное искусство;
ü коммуникативная — посредник между художником и потребителем, музеем, критикой;
ü экспертная — оценивает эстетические качества произведений современного искусства в контексте экономических критериев, препятствует проникновению на рынок непрофессиональных работ и выступает своеобразным гарантом качества.
Итак, «галерея скупает, хранит, выставляет, продает и публикует произведения художника в среде публики». Как видно, функции галерей во многом сходны с теми, которые реализует в социуме музей. Однако, в отличие от музея, экспонируя и собирая новейшее искусство, в галереях, как правило, не осуществляется его научное изучение и систематизация. Среди основных задач арт-галереи можно выделить:
— организацию и реализацию художественных проектов и проведение выставок;
— участие в ярмарках и фестивалях искусства;
— торговлю произведениями искусства;
— продвижение художников на арт-рынок;
— актуализацию современного искусства;
— составление собственной коллекции.
Т.О, галерея представляет собой социальный институт художественного рынка, сочетающий культурно-просветительные и экономические функции.
Каждая галерея разрабатывает собственную программу деятельности (менеджмент), тактику и стратегию своего развития. Однако общим для всех галерей является стремление оптимально сочетать экономическую и культурно-просветительскую деятельность и другие функции. Такая программа должна учитывать, что каждый слой общества является носителем своих ценностей. В свою очередь, система галерейного дела, заинтересованная в своем развитии, стремится удовлетворить потребности каждого субъекта, включенного в систему галерей.
Возникновение художественных галерей современного искусства России в конце 80-х годов XX века, их бурное развитие было вызвано устойчивым интересом публики к искусству андеграунда и новым творческим тенденциям и свидетельствует о качественных изменениях в восприятии искусства современным зрителем. Именно современный зритель с его тонким психологическим строем и стремлением к индивидуальным формам сопереживания творчеству вызвал к жизни и утвердил художественные галереи в культурном пространстве России.
Аукцион в системе арт-менеджмента.
Мировой художественный рынок представляет особую систему художественных образований: галереи, выставочные павильоны, художественные аукционы, салоны, фестивали, ярмарки, которые регулируются культурными, историческими, торгово-экономическими и политическими отношениями.
Аукцион (от лат. auction — продажа с публичного торга) - способ продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами, с публичного торга в заранее установленное время и в назначенном месте.
Аукционы используются для того чтобы продавать товары, начиная с недвижимости и произведений искусства и заканчивая правами на добычу минеральных ресурсов и вырубку леса.
Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе или конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе или конкурсе участвуют только лица, приглашенные для этой цели.
Международные товарные аукционы - специально организованные, периодически действующие в определенных местах, рынки. Здесь путем проведения публичных торгов в заранее обговоренное время и в специально назначенном месте осуществляется продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, которые переходят в собственность покупателя, предложившего наибольшую цену. Аукционные торги — вид рыночной торговли, при которой продавец, желая получить максимальную прибыль, использует прямую конкуренцию нескольких покупателей, присутствующих при продаже. При этом продавец назначает стартовую цену товара, которая увеличивается в ходе аукциона до предельного уровня, исходя из платежеспособности присутствующих при продаже покупателей.
Аукционы организуются предприятиями (фирмами), специализирующимися на их проведении, например акционерными обществами, кооперативами, ассоциациями. Аукционы могут проводиться и предприятиями, для которых торги не являются основным видом деятельности, однако уставом предусмотрено право на их проведение. К этой организационной форме относят аукционы, проводимые биржами, салонами художников, музеями, постоянно действующими выставками, торговыми организациями и предприятиями.
Художественный аукцион - является важнейшим образованием в системе мирового художественного рынка. Занимает лидирующую позицию в мире арт-рынка. Особенности художественного аукциона:
Свобода выбора произведений искусства, как при покупке, так и при продаже.
Полная открытость аукционных торгов - каждый желающий имеет право участвовать в них и при соблюдении правил аукциона может приобрести любой необходимый ему предмет без всяких ограничений, такую демократичность не встретить в крупных галереях, не говоря уж о частных закрытых салонах, где клиентура проходит тщательный отбор.