I. Подготовительные упражнения
а) Решение примеров в 2 действия, где разность первых двух чисел равна 10.
Вопрос: 15 – 5 – 3 = 10 –?
Сколько всего вычли?
Как вычитали?
б) Повторение состава однозначных чисел и 10:
6 | 2 | 4 | ||
3 | 5 |
в) Повторение взаимосвязи между суммой и слагаемыми.
6 + 4 = 10
|
10 – 4 =
г) Повторение состава двузначных чисел в пределах 20 (табличные случаи).
|
|
II. Ознакомление с приемом вычитания:
1) по частям
Используется наборное полотно с двумя рядами по 10 кармашков. Вычисления сопровождаются вспомогательными записями:
15 – 8 = 7, т.к. 15 – 5 = 10
5 3 8 = 5 + 3
10 – 3 = 7
15 – 8 = 10 – 3 = 7 15 – 8 = 7
|
|
5 3 15 – 5 – 3 = 7
- Прочитайте выражение: 15 – 8.
- Изобразите на наборном полотне уменьшаемое.
- Сколько треугольников уберём с нижнего ряда полотна, чтобы получить 10? (5). (15 – 5 = 10).
- Сколько ещё осталось убрать треугольников с верхнего ряда наборного полотна? (3).
- Почему? (8 – это 5 да ещё 3).
- Сколько получилось? (7). (10 – 3 = 7).
- Итак, как из 15 вычли 8? (По частям: сначала вычли 5, чтобы получить 10, затем ещё 3, т.к. 8 – это 5 да ещё 3. 10 – 3 = 7).
Вывод: Чтобы вычесть по частям:
1. Сначала вычту, чтобы получилось 10.
2. Вспомню состав вычитаемого, чтобы узнать, сколько осталось вычесть.
3. Вычту из 10 остальные единицы вычитаемого.
Вычитать можно и по-другому.
2) на основе знания таблицы сложения и взаимосвязи между компонентами и результатом сложения
- Вспомните, 15 – это 8 и ещё сколько? (15 – это 8 да ещё 7).
- Значит, если из суммы 15 вычесть одно из слагаемых – 8, что получится? (Получится другое слагаемое – 7).
15 – 8
15 = 8 + 7
15 – 8 = 7
Вывод: Чтобы вычесть, зная таблицу сложения:
1. Вспомню, из каких двух слагаемых, одно из которых равно вычитаемому, состоит уменьшаемое.
2. Вычту одно из слагаемых, получу другое слагаемое.
– Сравните два способа вычитания. Какой рациональнее?
[Важно добиться понимания детьми того, что на основе знания таблицы сложения результат вычитания можно получить быстрее, а значит этот способ рациональнее, но для него необходимо прочно заучить таблицу сложения].
III. Закрепление
1. Знакомство с таблицей Пифагора.
2. Составьте 4 выражения на вычитание с ответом 9.
3) Составьте верные равенства и неравенства, используя следующие числа:
|
|
13, 8, 7; 15, 9, 6, 5.
4) Игры: «Засели домик» «Цепочка»
Задания для контроля и проверки сформированности вычислительного навыка
1. Решите с подробным объяснением (цель: проверить знание вычислительных приёмов и правильность вычислений):
8 + 6 7 + 5 15 – 8 13 – 6.
2. Найдите значения выражений (цель: проверить правильность и скорость вычислений):
7 + 7 | 9 + 6 | 16 – 7 |
12 – 5 | 14 – 8 | 6 + 8 |
3. Сравните выражения (цель: проверить правильность вычислений и умение сравнивать выражения): 16 – 9 * 8 8 + 5 * 8 + 7
9 + 2 * 10 15 – 6 * 16 – 9