Вычитание чисел в пределах 20

 

I. Подготовительные упражнения

 а) Решение примеров в 2 действия, где разность первых двух чисел равна 10.

Вопрос: 15 – 5 – 3 = 10 ?

Сколько всего вычли?

Как вычитали?

 б) Повторение состава однозначных чисел и 10:

                                                                                           

                                                                                                    

6

2   4  
  3   5

 

 в) Повторение взаимосвязи между суммой и слагаемыми.

6 + 4 = 10         

 
10 – 6 = 

10 – 4 =

 г) Повторение состава двузначных чисел в пределах 20 (табличные случаи).

 
 
15 =    +        

II. Ознакомление с приемом вычитания:

1) по частям

Используется наборное полотно с двумя рядами по 10 кармашков. Вычисления сопровождаются вспомогательными записями:

         

 

15 – 8 = 7, т.к. 15 – 5 = 10

  5  3      8 = 5 + 3

                        10 – 3 = 7

15 – 8 = 10 – 3 = 7      15 – 8 = 7

5  3                      15 – 5 – 3 = 7

- Прочитайте выражение: 15 – 8.

- Изобразите на наборном полотне уменьшаемое.

- Сколько треугольников уберём с нижнего ряда полотна, чтобы получить 10? (5). (15 – 5 = 10).

- Сколько ещё осталось убрать треугольников с верхнего ряда наборного полотна? (3).

- Почему? (8 – это 5 да ещё 3).

- Сколько получилось? (7). (10 – 3 = 7).

- Итак, как из 15 вычли 8? (По частям: сначала вычли 5, чтобы получить 10, затем ещё 3, т.к. 8 – это 5 да ещё 3. 10 – 3 = 7).

Вывод: Чтобы вычесть по частям:

1. Сначала вычту, чтобы получилось 10.

2. Вспомню состав вычитаемого, чтобы узнать, сколько осталось вычесть.

3. Вычту из 10 остальные единицы вычитаемого.

Вычитать можно и по-другому.

2) на основе знания таблицы сложения и взаимосвязи между компонентами и результатом сложения

- Вспомните, 15 – это 8 и ещё сколько? (15 – это 8 да ещё 7).

- Значит, если из суммы 15 вычесть одно из слагаемых – 8, что получится? (Получится другое слагаемое – 7).

15 – 8

15 = 8 + 7

15 – 8 = 7

Вывод: Чтобы вычесть, зная таблицу сложения:

1. Вспомню, из каких двух слагаемых, одно из которых равно вычитаемому, состоит уменьшаемое.

2. Вычту одно из слагаемых, получу другое слагаемое.

– Сравните два способа вычитания. Какой рациональнее?

 [Важно добиться понимания детьми того, что на основе знания таблицы сложения результат вычитания можно получить быстрее, а значит этот способ рациональнее, но для него необходимо прочно заучить таблицу сложения].

III. Закрепление

1. Знакомство с таблицей Пифагора.

2. Составьте 4 выражения на вычитание с ответом 9.

3) Составьте верные равенства и неравенства, используя следующие числа:

13, 8, 7; 15, 9, 6, 5.

 

4) Игры: «Засели домик»                                «Цепочка»

                         

Задания для контроля и проверки сформированности вычислительного навыка

1. Решите с подробным объяснением (цель: проверить знание вычислительных приёмов и правильность вычислений):

8 + 6           7 + 5           15 – 8           13 – 6.

2. Найдите значения выражений (цель: проверить правильность и скорость вычислений):

7 + 7 9 + 6 16 – 7
12 – 5 14 – 8 6 + 8

3. Сравните выражения (цель: проверить правильность вычислений и умение сравнивать выражения): 16 – 9 * 8     8 + 5 * 8 + 7

9 + 2 * 10     15 – 6 * 16 – 9



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: