1. а) 8 + 6 = 8 + 3 + 3 = 11 + 3 = 14 (вычисления правильные. Ошибка в применении вычислительного приёма. Ученик не учёл, что удобнее сначала дополнить до 10).
б)
(ученик знает вычислительный приём. Ошибка вычислительная. Не знает состав числа 6. Не усвоена таблица сложения чисел в пределах 10).
в)
, т.к.
(ученик знает вычислительный приём. Ошибка вычислительная. Не усвоена таблица сложения чисел в пределах 20 (состав числа 15)).
г)
(ученик не знает вычислительный приём, допускает вычислительную ошибку. Не умеет выделить число разрядных единиц двузначного числа. Не усвоена таблица сложения чисел в пределах 20 (состав числа 11)).
д)
(ученик знает вычислительный приём. Ошибка вычислительная. Не усвоена таблица сложения чисел в пределах 10).
2. Во втором и третьем заданиях ошибки могут быть те же. Во втором задании ученик может не успеть записать решение последнего выражения из-за низкой скорости вычислений, что может быть связано с непрочным знанием таблиц сложения чисел в пределах 10 или 20 и с незнанием вычислительных приёмов. В третьем задании ученик может поставить неправильно знак сравнения из-за допущенной вычислительной ошибки.
Урок работы над ошибками
(фрагмент урока)
Цель: Создать условия для формирования у учащихся функции самоконтроля (умения осуществлять проверку, выявлять причину ошибки).
I. Анализ ошибок
Внимательно рассмотрите записи. Найдите ошибки.
8 + 6 = 8 + 3 + 3 = 11 + 3 = 14
8 + 6 = 8 + 2 + 3 = 10 + 3 = 13
15 – 8 = 6, т.к. 15 = 8 + 6
15 – 8 = 15 – 4 – 4 = 11 – 4 = 6
15 – 8 = 15 – 5 – 2 = 8
Какие знания и умения надо закрепить, чтобы не допускать такие ошибки? (повторить способы сложения и вычитания чисел, таблицу сложения, десятичный состав чисел в пределах 20).
II. Работа над ошибками
1. Назовите десятичный состав чисел. При помощи карточек покажите, сколько в числе единиц? Сколько десятков?
2. Сколько надо вычесть из чисел 12, 15, 17, 11, 19, 14, чтобы получилось 10? Покажите при помощи карточек.
3. Каждое из чисел данного ряда: 7, 9, 6, 5, 8 дополните до 10.
4. Из каких однозначных чисел состоит число: 13, 18, 16, 11.
5. Пользуясь памяткой, объясните решение:
17 – 9 = 17 – 7 – … 13 – 7 = 13 – … 8 + 5 = 8 + 2 + … 7 + 4 = 7 + … | 17 – 8 = 17 = 8 + … 14 – 6 = 14 = … + … |