double arrow

Г.Спенсер и его теория общества

Английский мыслитель Г. Спенсер (1820–1903) наряду с О. Контом также разрабатывал подходы к изучению общества, находясь под влиянием идей эволюционизма Ч. Дарвина. Он считается основателем «школы органисцистов», то есть тех, кто рассматривал общества как живой биологический организм и уподоблял его человеческому телу. Он считал, что в обществе, как и в организме, в процессе эволюции происходит специализация составляющих его структур. Но если в организме часть существует для целого, то в обществе –целое существует ради своих членов (общество для человека!). Г. Спенсер ввел в обиход категорию «социальный институт», под которым понимал объединение людей для удовлетворения своих потребностей, а само общество рассматривал как взаимодействие социальных институтов. Это была попытка системного рассмотрения общества и его структуры. К социальныминститутам он относил семейно-бытовые (домашние-религиозные, церемониальные (традиции, обычаи, этикет), профессиональные. В отличие от Конта, Спенсер выделял два типа обществ, в зависимости от добровольного сотрудничества в них людей для достижения общей цели или принудительного. Так он называл общество, основанное на принуждении – военным, а на добровольном сотрудничестве – промышленным. Основное отличие марксизма от других направлений социологической мысли ХIХ века было связано с решением вопроса об исторических судьбах западноевропейского общества. Реформаторские усилия  Конта, Спенсера и других известных социологов ХIХ века были направлены на совершенствование существующей системы общественных отношений. Маркс и Энгельс же отвергали эту систему в целом.

 

Э.Дюркгейм и его вклад в социологию.

Французскому мыслителю Эмилю Дюркгейму (1858–1917) принадлежит разработка принципов социологии и введения в мировую социологию «социологизма», т.е. методологии, на которую опирается социология. Суть социально-политической позиции Дюркгейма – поиски  третьего пути между монархическо-клерикальной реакцией и революционным социалистическим движением, обоснование буржуазного реформаторства. Дюркгейм подходил к обществу, с одной стороны, как части природного мира, «живому организму» (таких социологов называют органисцистами), а с другой – видел в нем специфику социального объекта, несводимого к природному плану.

 Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, элементами которой являются социальные факты, в совокупности создающие общество.

Дюркгеймупринадлежит разработка категории «социального факта», к которому он относил следующие его признаки:

а) социальные факты внешние для индивида;

б) они могут быть объектами в том смысле, что материальны, то есть строго наблюдаемы и безличны;

в) факты связаны между собой отношением причинности.

Источник социального факта находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида. Изучать факты необходимо беспристрастно, освободясь от собственных предубеждений. Следуя своим теоретическим принципам, Э. Дюркгейм на примере исследования самоубийств показал, как нужно изучать социальные явления. Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода является психологическое направление.

 

О.Конт – основоположник социологии.

Основоположник позитивизма французский философ Огюст Конт (1798–1857), реформируя систему научного знания, предложил новую науку об обществе, которую назвал «социологией». Развиваться она должна была как и естественные науки, опираясь  на «эмпирические опыты», то есть на уже проверенные, достоверные факты. Но у самого Конта она развивалась еще в рамках социальной философии. Наиболее близкой и родственной социологии наукой, по мнению Конта, является биология. Сообщество животных или людей – это не механический агрегат индивидов, а нечто цельное, обобщенное. Эта целостность существует самостоятельно и определяет свойства составляющих ее частей. Соответственно движение познания должно идти от целого к части. Идеи системности обществавысказывались задолго до Конта, но он первым детально разработал и применил эту систему для обоснования социологии как самостоятельной науки. Им высказана идея о законе трех стадий развития общества: теологической (господство религиозных представлений), метафизической (господство философских идей) и позитивной (господство конкретного научного знания). Он ввел в социологию две важные категории: «социальную статику» и «социальную динамику».

Предложил использовать такие научные методы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический подход. Высказал идею о законе трех стадий развития общества: теологическая (господство религиозных представлений), метафизическая, позитивная (господство конкретных научных идей).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: