М.Вебер о типах социальных действий

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». В соответствии с ней действие становится социальным, когда оно:

  • является осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;
  • сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;
  • социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, это целерациональный тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (этот термин также был предложен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным, т. е. его действие будет определяться общественной нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными.

 

Понятие «социальный факт».

Понятие "социальный факт" было введено в социологию Эмилем Дюркгеймом. Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. Факты экономической жизни, социальной, политической, духовной - основа знаний об обществе, деятельности людей. Понятие "социальный факт" употребляется в двух значениях:

  • В обычном смысле социальные факты - это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях. Это то, что было, что произошло когда-либо в жизни общества. Имевшие место факты не зависят от того, наблюдал ли их субъект познавательной деятельности или нет, знает о них или не знает. Объективные факты, т.е. такие, которые не зависят от исследователя и вообще могут быть не зафиксированы путем описания их свойств.
  • В научном или более широком - познавательном смысле под социальным фактом имеется в виду знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Научные факты, т.е. о таких, которые включены в совокупные научные знания об обществе и отражены в книгах, рукописях, научных докладах или зафиксированы иным способом.

Наука различает три вида социальных фактов:

1. Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.

2. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

3. Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Когда некто сообщает о каком-либо факте, уместен вопрос: откуда он знает об этом? Возможно, что человек (исследователь) наблюдал то, о чем он говорит, или изучил документ, свидетельствующий об имевшем место событии. Ученые могут зафиксировать факты, изучая статистические данные (например: движение цен на товары, изменение уровня зарплаты и т.д.). А как, например, установить такой факт: какие передачи телевидения наиболее популярны? Сослаться на мнение одного - двух человек нельзя: оно может не совпадать с мнением большинства зрителей. Может быть, посчитать, в адрес какой передачи приходит наибольшее количество писем - откликов? Или определить, на повторение каких фильмов, конкретных номеров приходит более всего заявок? Или с помощью анкеты опросить большое количество (сотни или тысячи) телезрителей? Наблюдение, изучение документов, статистических данных, писем, массовые опросы - все это методы, позволяющие собирать и фиксировать социальные факты.

 

Понятие «микрогруппы».

В малой социальной группе существуют видимые (формальные) и невидимые посторонним (неформальные) взаимоотношения, которые можно определить социометрическими методами. Так, на неформальном уровне в группе отношения могут строиться по принципу симпатий (дружбы, привязанности, любви, общих интересов) или антипатий (ненависти, недоброжелательства, презрения, зависти) людей друг к другу. По принципу симпатий люди объединяются в микрогруппы, которые

могут быть диадами (два человека), триадами (три человека), квадратами (четыре человека) или колесо (пять человек). Шесть - объединение неустойчивое и практически не встречается. В каждой микрогруппе есть свой лидер. Это человек, способный оказывать наибольшее влияние на членов группы. Лидеры бывают автократические («Я» и все меня слушают) и демократические, или коллегиальные («Мы» все вместе все решаем). У микрогрупп может быть положительная или отрицательная направленность. Она определяется тем, идут ли интересы микрогруппы в разрез с интересами всего коллектива. Знание структуры малой группы позволяет руководителям своевременно регулировать взаимоотношения между людьми и влиять на создание благоприятного социально психологического климата. Лидеры микрогруппмогут как ладить между собой, что происходит в условиях, когда у каждого из них своя сфера лидерства, а могут и конкурировать, если их сферы совпадают. При конфликтах лидеров между собой втянуты в выяснение отношений бывают и их микрогруппы, что создает напряжение в коллективе. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: