Генеральная и выборочная совокупность

Генеральная совокупность - вся совокупность людей, которая исследуется. Выборочная совокупность - отобранная на основании ряда показателей часть генеральной совокупности, которая будет опрашиваться.

Выборка – это специальный социологический термин, которым определяют количество респондентов, которые должны участвовать в исследовании. Это количество называют выборочной совокупностью, в отличие от генеральной совокупности, куда входят все возможные потенциальные участники исследования и из которой по специальным формулам рассчитывается выборочная совокупность, которая по своим признакам полностью отражает генеральную и ее тенденции. Если все сделано правильно, то исследование обеспечит репрезентативность получаемой информации.

Выделяют следующие типы выборок (отбора):

− стихийную, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Основной недостаток подобного отбора – невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, случайная выборка используется довольно часто, особенно в почтовых и прессовых опросах («Назовите лучшего спортсмена года»), а также применяется там, где по-другому просто невозможно;

− вероятностную (случайную) – являющуюся одной из основных, используемых в СИ. Главный принцип подобного отбора –обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор. (Рабочая книга социолога).

− квотную (стратифицированную) – в ее основе лежит построение модели генеральной совокупности, из которой отбирают единицы

наблюдения в выборочную по слоям населения (по полу, возрасту, образованию и т.п.).

По видам выборок выделяют:

− одноступенчатую – простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную;

− серийную (гнездовую), когда в качестве единиц наблюдения выступают «гнезда» (семья, бригада, студенческая группа и т.п.), а в них уже опрашиваются все члены данных групп;

− многоступенчатую, когда отбор производится в несколько этапов. Сначала, к примеру, выбирается в городе вуз, в нем факультет, на факультете курс, в курсе группа, в которой опрашиваются все студенты.

− выборка «снежный ком», когда первый респондент ведет ко второму, тот у третьему и т.д. Эта выборка используется, например, при изучении девиантного поведения я(влений наркомании, СПИДа, проституции), а также среди респондентов, которые не желают афишировать свои доходы, профессии и.т.п. (коллекционеры, антиквары, ювелиры и т.п.). В программе разъясняется, в какой форме будет выдан конечный результат: в форме описательного отчета, аналитического отчета, докладной записки в руководящие органы. Методы социологического исследования.

Общественный прогресс в социологии К.Маркса.

Для Маркса(1818–1883) европейское общество представлялось старческим организмом, он не видел ресурсов его развития. Назревшие противоречия капитализма, по мнению Маркса, не могли быть разрешены в рамках его собственного бытия. Отсюда теоретическое обоснование краха капитализма, поиски путей перехода к новому, коммунистическому обществу.

К.Маркс был основоположником объективизма. На первое место в своих исследованиях он ставил общество и большие массы людей – классы. К.Маркс, как и многие другие исследователи, стремился построить объективную, базирующуюся на обобщении конкретных социальных фактах теорию развития общества. Он выделял в истории развития общества пять формаций: первобытное общество, рабовладельческую формацию, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Этот подход называется формационным. 

Маркс выделял в каждом обществе два основных антагонистических класса: угнетатели и угнетенные. В рабовладельческом обществе это рабовладельцы и рабы. В феодальном – феодалы и крестьяне, в капиталистическом –капиталисты и рабочие. Между ними идет ожесточенная классовая борьба, так как их интересы противоположны. Разрешить этот социальный конфликт может только социальная революция, которую он считал неизбежной, а пролетариату отводил роль гегемона в этой революции. Таким образом, К. Маркс заложил и основы науки конфликтологии.

Марксу принадлежит и заслуга введения в обиход таких категорий социологии, как социальный тип, социальные интересы, социальные потребности, социальный конфликт и др. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: