Сравнительная характеристика Варвары и Катерины

В пьесе «Гроза» – самом значительном произведении первой половины своего творчества, Александр Николаевич Островский обратился к своей излюбленной тематике, изображению социально-бытового конфликта в его внутреннем драматическом развитии и вывел характеры более значительные, чем в предыдущих своих пьесах.

Первая из них – Катерина Кабанова. Эта героиня обладает особой нравственной силой, вытекающей из ее духовной незаурядности, а также из ее смутных и неосознанных романтических стремлений. Душа Катерины раскрывается в ее разговоре с Варварой: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Эти стремления Катерины получили развитие еще до замужества, в патриархально-купеческих условиях ее воспитания. Мать в Катерине «души не чаяла», «полон дом был странниц и богомолок», «цветов было много, много», часто в церковь ходили, дома «по бархату золотом» вышивали. Эта обстановка дала широкий простор мечтательности девушки, мечты ее окрашивались в тона религиозной экзальтации. Однако эти условия содействовали и тому, что в осознании Катерины прочно укладывались и укреплялись нормы патриархальной покорности, подкрепленной авторитетом религии. Разбудив в Катерине религиозно-романтическую мечтательность, патриархальная домостроевщина сыграла с ней злую шутку. Мать девушки была убеждена, что Катерина «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее без любви в семью Кабановых. Но эта семья совершенно иной закалки, здесь все выполняется не от души, а «из-под неволи».

Другая героиня этой пьесы Островского – Варвара – родная дочь Кабанихи. Тоже обладает незаурядным характером. Но она привыкла жить в атмосфере лжи и лицемерия. Она обманывает мать, не испытывая ни малейшего угрызения совести. Внешне Варвара подчиняется власти Кабанихи, но внутри – она протестует. Причем она не считает зазорной эту двойную жизнь – привыкла. «Ну, а ведь без этого (обмана) нельзя… у нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало», – учит она Катерину. Варвара прекрасно усвоила уроки матери-ханжи. Катерина же тяготиться той атмосферой, в которой вынуждена жить. Она не любит недалекого и слабовольного мужа, презирает злобную и сварливую свекровь. Неминуемо ее романтические устремления должны были найти выход: она страстно влюбилась в Бориса. Вначале она стремилась давить в себе греховное чувство, но, не сумев противостоять ему, тяжело и искренне переживает измену мужу. Катерина полна страха перед содеянным грехом, но никакого суда она не боится. Грозу Катерина воспринимает как Божью кару, поэтому ждет от нее смерти. И страшно вдвойне умереть без покаяния, поэтому «перед всем миром» признается, «мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь – вот что страшно! Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!»

Варвара же, в отличие от Катерины, умеет в своей любви к другу активно и смело обойти прямолинейные запреты домостроевского мира. Но она мелка в чувствах и запросах. Она боится одного – прозябать от скуки. У нее совершенно иная «философия»: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль тебя! Как же, дожидайся. Так какая же неволя себя мучить-то!» Она живет по своеобразным правилам, но ее судить трудно, мать вынуждает Варвару врать и скрываться. Ханжество Кабанихи, ее вечные запреты толкают Варвару на этот путь. Катерина сама кается Тихону в совершенном грехе, ее порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырваться из домостроевской тюрьмы оказывается сильнее чувства долга. Катерина готова бежать с Борисом, вот только он ее не берет. Оставленная возлюбленным, Катерина предпочитает смерть возвращению к мужу в семейную кабалу. Совершенно иная ситуация у Варвары. Она свободна от обязательств, ничего не связывает ее с семьей, кроме неприятных воспоминаний, нет родственной привязанности, чувства дочерней благодарности, поэтому она спокойно уходит с Кудряшом, не заботясь о последствиях.

В образах Катерины и Варвары А.Н.Островский вывел на сцену два противоположных характера, указав пути из «темного царства». Зрителю, скорее всего, ближе «бегство» Варвары, чем уход Катерины. Она избрала слишком суровый путь, но другого у нее не было.

Капранов Сергей, 1 курс, РЭМ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: