Критерии оценки работы

ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Анализ эпизода

Анализ эпизода – это разбор значимого отрывка прозаического литературного произведения с точки зрения взаимодействия героев, их поступков, а также влияния этого эпизода на развитие сюжета всего произведения. Например, «письмо матери Родиона Раскольникова» или «первый бал Наташи Ростовой».

Анализ монолога

Анализ монолога – это оценка монологической речи героя драматического произведения с точки зрения характеристики героя, его эмоциональных и психологических качеств, а также значения этого монолога для всей пьесы в целом. Например, монолог Лопахина «Я купил» из пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».

Анализ стиха

Анализ стиха – это разбор лирического произведения с точки зрения его стилистических и жанровых особенностей, его художественных элементов, значимости данного стиха для всего творчества поэта. Например, анализ стиха С.Есенина «Письмо к матери».

Характеристика литературного героя

Характеристика литературного героя предполагает развернутый анализ образа героя литературного произведения в различных аспектах: его социального положения, философских взглядов, нравственных качеств, его поступков и высказываний, а также значимости этого героя в контексте эпохи, т.е. времени написания произведения, а равно как и актуальности его в современных реалиях. Например, образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Сравнительная характеристика героев

Сравнительная характеристика героев – это развернутый анализ сразу двух или даже нескольких персонажей литературного произведения. В ходе этого анализа герои не только рассматриваются с различных точек зрения, но и сравниваются между собой. Подобный анализ делается с целью выяснения наиболее актуальной для современности философской концепции, поддерживаемой героями данного произведения. Например, сравнительная характеристика Е. Базарова и П. Кирсанова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Анализ произведения

Анализ литературного произведения – это анализ прозаического или драматического произведения в целом, его темы и идеи, проблематики, поднятой автором, стилистических и жанровых особенностей, новаторств, примененных в данном произведении, своеобразия композиции, компоновки художественных средств, актуальности данного произведения в контексте современности. Например, анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ

Основному тексту письменной работы должно предшествовать название темы, отражающей вид производимого анализа, название произведения, фамилию его автора.

Письменная работа должна представлять собой связный текст, т.е. развернутое сочинение.

План производимого анализа не пишется в основной работе, он существует только в черновиках и дает возможность студенту логически правильно выстроить свою работу.

Объем предполагаемой работы не менее 1 (одного) листа, но не более 3-х листов.

Работа должна содержать поля для комментариев преподавателя.

Письменной работе также может (хотя и необязательно) предшествовать эпиграф, оформленный без кавычек с указанием автора цитаты и отражающий суть всей работы.

 

Композиционно любая работа должна содержать вступление, основную часть и заключение.

Во вступлении учащийся должен идентифицировать тему. Если, к примеру, предложена тема «Образ Базарова», то во вступлении необходимо обязательно обозначить, что «Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», т.е нужно назвать литературное произведение, в котором выступает этот герой, его автора, а также место, занимаемое этим героем в произведении. Если в качестве темы дан «Анализ монолога Лопахина «Я купил», то нужно обозначить место монолога в пьесе, название самой пьесы, ее автора и того, кто произносит монолог. «Монолог «Я купил» в конце третьего действия пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Его произносит купец Лопахин после приобретения вишневого сада на аукционе». Объем вступительной части сочинения 1-1,5 часть всего объема сочинения.

В основной части работы дается собственно разбор произведения, героя или героев. В сочинении нет необходимости слепо следовать предложенному типовому плану. Учащийся высказывает свою точку зрения по предложенному вопросу, но план поможет ему придерживаться логики построения текста, а также основных критериев анализа. Так, например, если в процессе сравнительной характеристики Сатина и Луки вы не можете дать портретных описаний героев, то нет необходимости выдумывать их из головы, сравнивайте то, что можете сравнить: их поведение, высказывания, философские позиции и т.п.

Основная часть делится на несколько подпунктов, их может быть три или четыре. Но, так или иначе, объем основной части составляет 2/3 вашего сочинения.

Заключение – этот вывод, сделанный вами в ходе работы. Он не должен слово в слово повторять вступление. А также нет необходимости заканчивать свою работу дежурными, клишированными фразами, типа: «Таким образом, можно сказать, что роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» величайшее произведение 19 века». А вот если вы обозначите то, в чем видите гениальность романа или насколько современны поднятые Достоевским вопросы сегодня, это будет правильнее и интереснее. На заключение отводится небольшой объем, не более 0,5 объема вступительной части сочинения.

Ваши идеи и выводы должны подтверждаться цитатами из текста. Помните, цитаты  не подменяют вашу мысль, а подтверждают ее. Следите также за тем, чтобы не перегрузить сочинение цитатами, или не давать в тексте цитаты слишком большого объема – учитесь выбирать главное.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ

Письменная практическая работа учащегося оценивается по 5-балльной системе.

Оценка «5 баллов» выставляется работе, полностью удовлетворяющей всем требованиям к содержанию и оформлению. В ней должно четко прослеживаться наличие всех составных композиционных частей. Содержание должно соответствовать теме и раскрывать ее суть. Мнение учащегося должно подтверждаться определенным количеством уместных цитат. Учащийся в свободной форме владеет теоретико-литературными понятиями.

Оценка «4 балла» выставляется практической работе, в которой раскрыто содержание заданной темы, но недостаточно приводится доводов (цитат), либо они использованы неуместно и необоснованно. Вступление к работе может быть нечетко сформулировано или недостаточно аргументированы выводы в заключении. Учащийся в достаточном объеме владеет литературно-теоретическими понятиями.

Оценка «3 балла» выставляется работе, в которой отсутствует одна из составных композиционных частей. Содержание темы раскрыто неполно. Цитирование текста источника производится некорректно или не производится вовсе. Учащийся плохо владеет литературно-теоретическими понятиями, допускает фактические ошибки.

Оценка «2 балла» выставляется работе, в которой не раскрыта предложенная тема, допущены фактические ошибки. Логика изложения нарушена, отсутствуют цитаты.

 

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

План анализа эпизода

1. Определить место эпизода в произведении,его границы.

2. Описать участников этого эпизода.

3. Выразить основную мысль данного эпизода.

4. Проследить смену настроений действующих лиц эпизода, их поступки.

5. Определить авторское отношение к героям эпизода.

6. Перечислить художественные приемы, использованные автором в данном эпизоде (портрет, пейзаж, интерьер, диалог, речевая характеристика героя, художественная деталь, психологическое состояние героя). Привести примеры.

7. Определить роль данного эпизода для понимания сущности происходящего.

 

План анализа монолога

1. Определить место монолога в пьесе (назвать действие/акт,явление).

2. Назвать, кто и по какому поводу его произносит.

3. Дать краткую охарактеристику этого героя.

4. Описать эмоциональную окраску монолога, определить, чем она выражена (речь героя, авторские ремарки, паузы).

5. Сформулировать основную мысль этого монолога.

6. Выписать из текста реплики героя, которые вы считаете наиболее важными.

7.Определить значение этого монолога в дальнейшем действии пьесы.

План характеристики образа героя

1. Определить место характеризуемого героя в произведении.

2. Дать его портретное описание (внешность, социальный статус, характер, речь).

3. Привести примеры выражения позиции героя, его философские взгляды.

4. Привести примеры выражения позиции героя в отношениях с женщинами, с друзьями.

5. Перечислить наиболее значимые, по вашему мнению, поступки героя.

6. Описать отношение автора к своему герою.

7. Ответить на вопрос: «Нравится ли вам этот герой и чем?».

План сравнительной характеристики героев

1. Определить значимость сравниваемых героев в произведении, их место.

2. Дать их портретное описание (внешность, социальный статус, характер, речь).

3. Сформулировать философские позиции героев. Привести примеры

поступков данных персонажей, которые подтверждают их жизненное кредо.

4. Определить, в чем проявляется сходство и различие героев.

5. Обозначить авторскую позицию в отношении этих героев.

6. Ответить на вопрос: «Кто из сравниваемых персонажей наиболее симпатичен вам и почему?».

 

План анализа стиха

1. Описать время и исторические условия создания этого стиха.

2. Определить тематический жанр стиха.

2. Описать его лирического героя.

3. Определить, какие чувства и переживания лирического героя выражены в стихе.

4.Сформулировать идею стиха (выписать строки, в которых, по-вашему, она выражается).

5. Перечислить художественные средства, использованные поэтом. Привести примеры.

5. Определите, если это возможно, размер стиха.

6. Ответить на вопрос: «Какова актуальность стиха в наше время?».

 

План анализа произведения

1. Указать название анализируемого произведения и его автора.

2. Описать исторический контекст в период создания анализируемого произведения.

3. Определить какое место анализируемое произведение занимает в творчестве писателя.

4. Обозначить тему произведения.

5. Определить его жанр.

6. Указать особенности композиции произведения, уделяя внимание композиционным приемам (обрамление, полифонизм, рассказ в рассказе и т.п.), обозначьте детали композиции: завязку, кульминацию и развязку.

7. Определить идею данного литературного произведения, в чем она выражена (система персонажей, сюжет, композиция, художественные средства).

8. Выделить проблематику произведения, определить как автор решает поставленные проблемы.

9. Описать язык произведения (речь персонажей, художественные детали, лирические отступления и т.д.).

10 Ответить на вопрос: «Каково значение произведения в русской и мировой литературе?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: