Задание 4. Орфоэпический диктант-кроссворд

1) Деятельность правительства по осуществлению внешней, международной политики государства.

2) Специальное слово.

3) Наука о звуковой системе языка.

4) Доставляющий наслаждение, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный (в простой форме сравнительной степени).

5) Притязание, заявление права на обладание кем-нибудь, чем-нибудь, получение чего-нибудь.

6) Медицинское учреждение, занимающееся не только лечением, но и предупреждением болезней.

7) Прилагательное, образованное от существительного в значении «восьмой месяц календарного года».

8) Форменное пальто со складкой на спине и хлястиком.

9) Предположение сделать что-нибудь, желание, замысел.

10) Большое роскошное помещение.

11) Основываться на чем-нибудь.

12) Предоставление достаточных материальных средств к жизни.

Например: 1) Деятельность правительства по осуществлению внешней, международной политики государства. Диплом а тия.

Задание 5. Прочитайте правильно.

Балов а ться. Я бал у юсь, ты бал у ешься, он бал у ется. То же самое со словом балов а ть. Я бал у ю свою дочь, ты бал у ешь своего сына, а они бал у ют всех своих детей. А потом мы удивляемся, что дети получаются бал о ванные. Чему тут удивляться? Сами избалов а ли… (По М. Королевой)

                                     Блок тренировочных заданий

1. Поставьте в словах ударение.

Алфавит, аргумент, верба, гастрономия, дефис, диспансер, добыча, заговор, каталог, квартал, медикамент, паралич, партер, приговор, ракушка, свекла, статуя, таможня, фарфор, хозяева, щавель, эксперт, вероисповедание, христианин.

2.Поставьте существительные женского рода сначала в форму винительного падежа единственного числа, а затем в форму множественного числа именительного падежа. Расставьте ударение.

Весна — ________________________ Роса —__________________________

Струна — _______________________ Земля —________________________

Стена — ________________________

3. Поставьте существительные в форму множественного числа именительного, родительного падежей. Расставьте ударение.

Местность — ____________________ Ветвь — ________________________

Сеть — _________________________ Повесть — ______________________

Роль — _________________________ Прибыль—______________________

4. Распределите данные ниже слова в три столбика.

Слова с ударением на первом слоге

Слова с ударением на втором слоге

Слова с ударением на третьем слоге

Баржа, танцовщица, заговор, гастрономия, цемент, таможня, верба, каталог, статуя, изваяние, хозяева, диспансер.

5. Образуйте от прилагательных краткую форму мужского, женского и среднего рода, а также краткую форму множественного числа. Поставьте ударение.

Образец: Молодоймолод, молода, молодо, молоды.

Гордый — ___________________________________________________

Хороший —__________________________________________________

Холодный —_________________________________________________

Радостный —_________________________________________________

Голодный —__________________________________________________

6. Поставьте сочетание существительных и прилагательных в форму множественного числа. Расставьте ударение над существительными.

Пышный бант — _______________________

Марлевый бинт —______________________

Вкусный торт — _______________________

Тяжелый пласт —_______________________

Милицейский жезл —____________________

7. Образуйте от глаголов все возможные формы прошедшего времени. Поставьте ударение.

Образец: братьбрал, брала, брало, брали.

Класть —____________________________________________

Бить —______________________________________________

Быть —______________________________________________

Положить —_________________________________________

Отнять —___________________________________________

8. В данных ниже словах допустимо двойное ударение. Один из вариантов является архаичным, а другой — современным. Распределите слова в две группы по данному признаку. Поставьте ударение.

Архаичное ударение

Современное ударение

Дарит, кружит, варит, солит, грузит, манит.

9. Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Поставьте ударение.

Образец: гравироватьгравированный.

Гримировать —______________________________________

Премировать —______________________________________

Пломбировать —_____________________________________

Диагностировать — __________________________________

Рецензировать —_____________________________________

10. В русском языке ударение обычно не падает на предлог. Исключением бывают цельные выражения. Прочитайте данные ниже выражения и распределите в две группы.

С ударением на предлоге: …

С ударением на самостоятельной части речи: …

С глазу на глаз, час от часу не легче, за душу берет, бросать слова на ветер, взять себя в руки, со дня на день будет, встать на ноги, дуть на воду, взяться за руки, купить за гроши.

11. Выберите правильный вариант ударения. Запишите его.

Жалюз и — ж а люзи, зв о нишь — звон и шь, т у фля —- туфл я, опт о выи — о птовый, укра и нский — укр а инский, ходат а йство — ход а тайство, крас и вейший — красив е йший, углуб и ть — угл у бить, набр а ла — набрал а, л и лась — лил а сь, б а ловать — балов а ть.

12. Составьте предложения, используя наречия в простой сравнительной степени. Поставьте ударение в этих словах.

1. Портрет выглядит (красиво), чем прежде — ____________________________________________________________________________

2. Живут они (счастливо), чем прежде —_____________________________________________________________________________

3. Списывай (медленно) и (аккуратно) —_____________________________________________________________________________

4. Старайтесь вести себя (культурно) —_____________________________________________________________________________

5. Будет (правильно), если ты вернешься —_____________________________________________________________________________

13. Укажите слова, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

А. 1) вобр а ла, 2) зн а чимый, 3) дов е рху, 4) воздухопр о вод,5) нужн о, 6) звон я т.

Б. 1) прин я та, 2) над о лго, 3) допил а, 4) доктор а, 5) инженер а,6) позв а ла.

В. 1) соз ы в, 2) стр е льну, 3) газопр о вод, 4) вкл ю чит.

Г. 1) зимовщ и к, 2) д о суха, 3) н а верх, 4) б а ловать.

Д. 1) кр е мень, 2) обзв о нит, 3) кор ы сть, 4) с и роты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: