Модуль 1. Теория культуры

 

Занятие 1. Культурология как наука.

 

План:

1.Возникновение и становление культурологи как самостоятельной науки.

2.Многозначность понятия «культура». Сущность и функции культуры.

3. Историческое развитие представлений о культуре.

4. Культура и цивилизация: соотношение понятий.

 

Понятия и термины:

культурология, аксиология, семиотика, герменевтика, культура, цивилизация, менталитет, культурная картина мира, метод, философия культуры, история культуры, культурная антропология, социология культуры, прикладная культурология, история культурологических учений.

 

Проблемные вопросы для самоподготовки.

  1. Роль культуры в жизни общества и личности.
  2. Профессионализм и профессиональная культура.
  3. Проблема идентификации отечественной культуры: какой цивилизации она принадлежит.
  4. Рассмотрите схему 7 в Приложении 2 и, опираясь на содержание схемы и свои знания, сформулируйте разницу между культурным и интеллигентным человеком.
  5. Место культурологии в системе с/х (инженерного, экономического и др.) образования.
  6. Культура и нравственный мир личности.
  7. Проблемы транснационализации культуры: плюсы и минусы.
  8. Культура земледелия и животноводства центральной полосы России вчера и сегодня.
  9. Новые технологии сельскохозяйственного производства. Отечественный и мировой опыт.
  10. Роль и ответственность культуры в борьбе за мир и выживание человечества.
  11. Грамотность – пережиток прошлого?
  12. Интернет как субкультура.
  13. Виртуальный мир разрушает человека?

 

Творческие задания.

1.Эссе на тему:1) Культура: благо или зло? 2) Природа и культура в человеке. 3) Культурный человек – это? 4) Особенности развития современной культуры в Западной Европе. 5) Различные подходы к определению понятия "культура".

2.Составьте кроссворд на тему: «Культура как социальное явление».

3.Сделайте коллаж на тему: «Портрет современной цивилизации». Обсудите их в группе.

 

Занятие 2. Морфология культуры.

План:

1. Особенности современной культуры: глобализация, урбанизация и образование субкультур как причины многомерности современной культуры.

2. Структура культуры:

· Виды культуры (элитарная, массовая, классическая, национальная и этническая), их отличительные черты и взаимосвязь.

· Сферы современной культуры: экономическая, политическая, художественная, педагогическая, производственная (корпоративная).

3. Феномены культуры (религия, мораль, техника, наука, искусство), их особенности и взаимовлияние.

Понятия и термины:

морфология культуры, урбанизация, глобализация, универсализация, субкультура, контркультура, виды культуры: элитарная, массовая, классическая, национальная, этническая, художественный стиль, феномен культуры.

 

Проблемные вопросы для самоподготовки.

1. Рассмотрите схему 3 в Приложении 2. Какие изменения и дополнения вы можете в неё внести? К каким последствиям приводит появление множества субкультур?

2. Каковы позитивные и негативные последствия урбанизации?

3. Рассмотрите схему 4 в Приложении 2.Каковы свойства массовой культуры?

4. Опираясь на схему 6 в Приложении 2, ответьте, в чём достоинства элитарной культуры и кто является представителем элиты общества?

5. Почему общество стремится к сохранению образцов классической культуры?

6. Существует ли взаимосвязь между отдельными видами культуры?

7. В чём состоит взаимосвязь и взаимовлияние разных феноменов культуры?

8. Какие сходные функции выполняют искусство и религия?

Творческие задания.

1.Подготовьтесь к проведению регламентированной дискуссии на тему: «Роль религии в жизни современного общества: за и против».

2.Пригласите на занятие представителей разных субкультур или подготовьте сообщения о заинтересовавшей вас субкультуре.

Занятие 3. Динамика культуры.

 

План:

1. Понятие динамики культуры и ее модели.

2. Механизмы, типы, факторы культурной динамики.

3. Прогресс и его критерии в культуре.

 

Понятия и термины:

Динамика культуры, модели динамики культуры: циклическая, инверсия, линеарная, девиантная, волновая, синергетическая, постмодернистская; культурный застой, упадок культуры, деградация культуры, кризис культуры, традиция, культурный лаг, культурное запаздывание, культурная трансмиссия, источники (механизмы) культурной динамики: инновации, культурное наследие, культурное заимствование, культурная диффузия, синтез, прогресс, регресс.

 

Проблемные вопросы для самоподготовки.

1. Устойчивое и изменчивое в культуре.

2. Социодинамика художественных стилей в европейской культуре.

3. Рассмотрите схему 5 в Приложении 2. Проиллюстрируйте её конкретными примерами из истории искусства, образования, моды и т.д.

 

 

Творческие задания.

1. Эссе на тему: «Традиции народов России». «Традиционное и современное в культуре России». «Не пожелаю и врагу жить в эпоху перемен» (Конфуций).

2. Напишите современный сценарий будущего и роль в нём традиционной культуры.

 

Занятие 4. Культура и личность.

План:

1. Человек как объект и субъект культуры.

2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

3. Инкультурация и социализация как процессы формирования личности.

4. Культурные нормы и ценности.

 

Понятия и термины:

Индивид, индивидуальность, личность, инкультурация, социализация, норма, ценность.

 

Проблемные вопросы.

  1. Какие качества и особенности позволяют индивиду успешно пройти социализацию в условиях современной культуры?
  2. Рассмотрите схему 1 в Приложении 2. Какие факторы социализации являются наиболее значимыми? Какие структуры участвуют в процессе социализации?
  3. Изменяется ли интенсивность инкультурации и социализации с возрастом? Если да, то как и почему?
  4. Какие проблемы (материальные, морально-этические, поведенческие и т.д.) наиболее трудны для решения в современном обществе?
  5. В чём отличие человека цивилизованного от культурного?
  6. Могут ли процессы инкультурации и социализации противоречить друг другу?

 

Творческие задания.

Подготовьте и оформите сообщения о деятелях отечественной культуры, которых Вы считаете разносторонними, уникальными личностями.

 

Занятие 5. Язык и символический характер культуры.

План:

  1. Сущность и виды языков культуры.
  2. Типы знаков и знаковых систем.
  3. Знаки и символы, их роль в развитии культуры.
  4. Понятие и особенности информационного общества.
  5. Понятие и виды коммуникации.

 

Понятия и термины:

Язык, текст, знак, символ, коммуникация (межкультурная и межличностная, вербальная и невербальная), культурная идентификация.

 

Проблемные вопросы.

  1. Какие культурные коды вы знаете? В чём особенности этих знаковых систем?
  2. Почему религия, мифология, искусство играют особую роль в сохранении социокультурной информации?
  3. Какой вид межличностной коммуникации (вербальная или невербальная) сегодня наиболее востребован? Почему?
  4. Какие условия, по вашему мнению, необходимы для того, чтобы межкультурная коммуникация была результативной?
  5. В чём особенность межкультурной коммуникации в эпоху глобализации?

 

Творческие задания.

1. Подготовьте сообщения и презентацию о каком-либо культурном коде.

2. Подготовьте сообщения о символике разных народов.

3. Подготовьте и проведите викторину о государственной символике.

4. Нарисуйте и предложите для обсуждения символ (логотип, эмблему, герб) вашей учебной группы или специальности (будущей профессии).

 

Занятие 6. Культура и природа.

План:

1. Культура и природа: соотношение понятий и реалий. Культура природопользования.

2. Биосферная концепция культуры.

3. Преемственность в культуре: понятие традиции, новаторства и культурной самобытности.

Понятия и термины:

Традиция, новаторство, преемственность, ноосфера, экология культуры, культура природопользования.

 

Проблемные вопросы.

  1. В чём, по вашему мнению, состоит «экология личности»?
  2. Какова роль культуры в решении экологических проблем?
  3. В чём суть противопоставления природного и культурного, естественного и искусственного?
  4. Согласны ли вы с утверждением, что культура является одной из подсистем природы?

 

Творческие задания.

  1. Предложите и обсудите со своими однокурсниками проект формирования экологического сознания у студентов сельскохозяйственных вузов.
  2. Предложите и проведите разовую акцию экологической направленности со своими однокурсниками или друзьями по общежитию.
  3. Съездите или сходите на экскурсию в любую природную зону и напишите творческий отчёт.
  4. Разработайте собственный проект преодоления экологического кризиса ХХ в.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: