Занятие 1. Культурология как наука.
План:
1.Возникновение и становление культурологи как самостоятельной науки.
2.Многозначность понятия «культура». Сущность и функции культуры.
3. Историческое развитие представлений о культуре.
4. Культура и цивилизация: соотношение понятий.
Понятия и термины:
культурология, аксиология, семиотика, герменевтика, культура, цивилизация, менталитет, культурная картина мира, метод, философия культуры, история культуры, культурная антропология, социология культуры, прикладная культурология, история культурологических учений.
Проблемные вопросы для самоподготовки.
- Роль культуры в жизни общества и личности.
- Профессионализм и профессиональная культура.
- Проблема идентификации отечественной культуры: какой цивилизации она принадлежит.
- Рассмотрите схему 7 в Приложении 2 и, опираясь на содержание схемы и свои знания, сформулируйте разницу между культурным и интеллигентным человеком.
- Место культурологии в системе с/х (инженерного, экономического и др.) образования.
- Культура и нравственный мир личности.
- Проблемы транснационализации культуры: плюсы и минусы.
- Культура земледелия и животноводства центральной полосы России вчера и сегодня.
- Новые технологии сельскохозяйственного производства. Отечественный и мировой опыт.
- Роль и ответственность культуры в борьбе за мир и выживание человечества.
- Грамотность – пережиток прошлого?
- Интернет как субкультура.
- Виртуальный мир разрушает человека?
|
|
Творческие задания.
1.Эссе на тему:1) Культура: благо или зло? 2) Природа и культура в человеке. 3) Культурный человек – это? 4) Особенности развития современной культуры в Западной Европе. 5) Различные подходы к определению понятия "культура".
2.Составьте кроссворд на тему: «Культура как социальное явление».
3.Сделайте коллаж на тему: «Портрет современной цивилизации». Обсудите их в группе.
Занятие 2. Морфология культуры.
План:
1. Особенности современной культуры: глобализация, урбанизация и образование субкультур как причины многомерности современной культуры.
2. Структура культуры:
· Виды культуры (элитарная, массовая, классическая, национальная и этническая), их отличительные черты и взаимосвязь.
· Сферы современной культуры: экономическая, политическая, художественная, педагогическая, производственная (корпоративная).
3. Феномены культуры (религия, мораль, техника, наука, искусство), их особенности и взаимовлияние.
Понятия и термины:
морфология культуры, урбанизация, глобализация, универсализация, субкультура, контркультура, виды культуры: элитарная, массовая, классическая, национальная, этническая, художественный стиль, феномен культуры.
|
|
Проблемные вопросы для самоподготовки.
1. Рассмотрите схему 3 в Приложении 2. Какие изменения и дополнения вы можете в неё внести? К каким последствиям приводит появление множества субкультур?
2. Каковы позитивные и негативные последствия урбанизации?
3. Рассмотрите схему 4 в Приложении 2.Каковы свойства массовой культуры?
4. Опираясь на схему 6 в Приложении 2, ответьте, в чём достоинства элитарной культуры и кто является представителем элиты общества?
5. Почему общество стремится к сохранению образцов классической культуры?
6. Существует ли взаимосвязь между отдельными видами культуры?
7. В чём состоит взаимосвязь и взаимовлияние разных феноменов культуры?
8. Какие сходные функции выполняют искусство и религия?
Творческие задания.
1.Подготовьтесь к проведению регламентированной дискуссии на тему: «Роль религии в жизни современного общества: за и против».
2.Пригласите на занятие представителей разных субкультур или подготовьте сообщения о заинтересовавшей вас субкультуре.
Занятие 3. Динамика культуры.
План:
1. Понятие динамики культуры и ее модели.
2. Механизмы, типы, факторы культурной динамики.
3. Прогресс и его критерии в культуре.
Понятия и термины:
Динамика культуры, модели динамики культуры: циклическая, инверсия, линеарная, девиантная, волновая, синергетическая, постмодернистская; культурный застой, упадок культуры, деградация культуры, кризис культуры, традиция, культурный лаг, культурное запаздывание, культурная трансмиссия, источники (механизмы) культурной динамики: инновации, культурное наследие, культурное заимствование, культурная диффузия, синтез, прогресс, регресс.
Проблемные вопросы для самоподготовки.
1. Устойчивое и изменчивое в культуре.
2. Социодинамика художественных стилей в европейской культуре.
3. Рассмотрите схему 5 в Приложении 2. Проиллюстрируйте её конкретными примерами из истории искусства, образования, моды и т.д.
Творческие задания.
1. Эссе на тему: «Традиции народов России». «Традиционное и современное в культуре России». «Не пожелаю и врагу жить в эпоху перемен» (Конфуций).
2. Напишите современный сценарий будущего и роль в нём традиционной культуры.
Занятие 4. Культура и личность.
План:
1. Человек как объект и субъект культуры.
2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
3. Инкультурация и социализация как процессы формирования личности.
4. Культурные нормы и ценности.
Понятия и термины:
Индивид, индивидуальность, личность, инкультурация, социализация, норма, ценность.
Проблемные вопросы.
- Какие качества и особенности позволяют индивиду успешно пройти социализацию в условиях современной культуры?
- Рассмотрите схему 1 в Приложении 2. Какие факторы социализации являются наиболее значимыми? Какие структуры участвуют в процессе социализации?
- Изменяется ли интенсивность инкультурации и социализации с возрастом? Если да, то как и почему?
- Какие проблемы (материальные, морально-этические, поведенческие и т.д.) наиболее трудны для решения в современном обществе?
- В чём отличие человека цивилизованного от культурного?
- Могут ли процессы инкультурации и социализации противоречить друг другу?
Творческие задания.
Подготовьте и оформите сообщения о деятелях отечественной культуры, которых Вы считаете разносторонними, уникальными личностями.
Занятие 5. Язык и символический характер культуры.
План:
- Сущность и виды языков культуры.
- Типы знаков и знаковых систем.
- Знаки и символы, их роль в развитии культуры.
- Понятие и особенности информационного общества.
- Понятие и виды коммуникации.
|
|
Понятия и термины:
Язык, текст, знак, символ, коммуникация (межкультурная и межличностная, вербальная и невербальная), культурная идентификация.
Проблемные вопросы.
- Какие культурные коды вы знаете? В чём особенности этих знаковых систем?
- Почему религия, мифология, искусство играют особую роль в сохранении социокультурной информации?
- Какой вид межличностной коммуникации (вербальная или невербальная) сегодня наиболее востребован? Почему?
- Какие условия, по вашему мнению, необходимы для того, чтобы межкультурная коммуникация была результативной?
- В чём особенность межкультурной коммуникации в эпоху глобализации?
Творческие задания.
1. Подготовьте сообщения и презентацию о каком-либо культурном коде.
2. Подготовьте сообщения о символике разных народов.
3. Подготовьте и проведите викторину о государственной символике.
4. Нарисуйте и предложите для обсуждения символ (логотип, эмблему, герб) вашей учебной группы или специальности (будущей профессии).
Занятие 6. Культура и природа.
План:
1. Культура и природа: соотношение понятий и реалий. Культура природопользования.
2. Биосферная концепция культуры.
3. Преемственность в культуре: понятие традиции, новаторства и культурной самобытности.
Понятия и термины:
Традиция, новаторство, преемственность, ноосфера, экология культуры, культура природопользования.
Проблемные вопросы.
- В чём, по вашему мнению, состоит «экология личности»?
- Какова роль культуры в решении экологических проблем?
- В чём суть противопоставления природного и культурного, естественного и искусственного?
- Согласны ли вы с утверждением, что культура является одной из подсистем природы?
Творческие задания.
- Предложите и обсудите со своими однокурсниками проект формирования экологического сознания у студентов сельскохозяйственных вузов.
- Предложите и проведите разовую акцию экологической направленности со своими однокурсниками или друзьями по общежитию.
- Съездите или сходите на экскурсию в любую природную зону и напишите творческий отчёт.
- Разработайте собственный проект преодоления экологического кризиса ХХ в.
|
|