Занятие 9. Культурогенез.
План:
- Проблема происхождения человека и культуры.
- Первобытная культура: образ жизни, характер деятельности, свойства сознания первобытного человека.
- Первобытное искусство.
- Миф и мифологическое сознание.
- Первобытные религиозные верования.
Понятия и термины:
Гомогенность, синкретизм, миф, анимизм, магия, тотемизм, фетишизм.
Проблемные вопросы для самоподготовки.
- В чём отличия мировосприятия современного человека от первобытного?
- Какие функции, на ваш взгляд, выполняло первобытное искусство?
- Можно ли говорить о существовании современной мифологии? В чём её отличия от мифологии первобытной, от мифологии древних народов?
- Элементы (следы) каких первобытных религиозных верований сохранились до наших дней? Почему?
Творческие задания.
1. Проведите виртуальную экскурсию в одном из музеев, где содержатся артефакты первобытной культуры или образцы первобытного искусства.
2. Сделайте подборку слайдов на тему «Первобытное искусство».
Занятие10. История отечественной культуры.
План.
- Исторические особенности русской культуры.
- Древнерусская культура.
- Средневековая русская культура.
- Век Просвещения в России.
- XIX век – «золотой век» русской культуры.
- «Серебряный век» русской культуры.
- Советский период в истории отечественной культуры.
- Культура современной России.
Понятия и термины:
Мессианское сознание, соборность, опричнина, секуляризация, европеизация, декаданс, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, культурная революция, диссидентство, вестернизация.
Проблемные вопросы.
- Какую роль в определении самосознания русского народа сыграла православная церковь?
- Назовите черты культуры России, иллюстрирующие её близость к восточному и западному типу.
- Какую роль сыграла русская литература в формировании русской национальной культуры?
- Проведите параллели между «золотым веком» отечественной и античной культуры, сравнив достижения обеих эпох.
- В чём своеобразие русской культуры «серебряного века»?
- Каковы главные достижения и утраты советского периода?
- В чём, по вашему мнению, может сегодня состоять русская идея?
Творческие задания.
- Сделайте коллаж, показывающий своеобразие принятия христианства на Руси (идея великого исторического выбора, шаг к Западу, заимствование элементов культуры Византии, тесная связь с язычеством).
- Обсудите идейно-тематическую направленность и систему образов одного из произведений древнерусской литературы.
- Подготовьте и проиллюстрируйте схему «Пантеон славянских богов».
- Подготовьте презентацию, посвящённую творчеству одного из великих русских иконописцев.
- Подготовьте обобщающую таблицу, отражающую позитивные и негативные результаты реформ Петра I.
- Подготовьте для выразительного чтения стихи любимых русских поэтов.
- Подготовьте и проведите творческий вечер «Мой «серебряный век».
- Посмотрите записи спектаклей советского режиссёра Е. Вахтангова и спектакль современного театра. В чём своеобразие творческой манеры художников прошлого и современности?
- Проведите заседание дискуссионного клуба на тему «преодоление кризиса современной отечественно культуры».