Подбор литературы по теме курсовой работы

Написанию курсовой работы предшествует глубокое изучение литературных источников по теме исследования. Для этого рационально использовать справочно-поисковый аппарат библиотеки (каталоги и картотеки).

Следует отметить, что для написания курсовой работы необходим также материал, напечатанный в журналах «Радио», «Радиолюбитель», «Ремонт и сервис». Так же, не маловажную роль играют материалы, размещенные в Интернет и сервисные инструкции на электронную технику. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах.

 

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности:

• учебники и учебные пособия,

• периодические издания (журналы),

• интернет.

При этом вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем — более ранние.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертации на соискание ученых степеней, отчеты по НИР и т.д.).

Одним из основных аспектов работы с литературой является определение главного в данном источнике, не читая его целиком. В издании изучается заглавие, фамилия автора, наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу), время издания, аннотация, оглавление, введение или предисловие, справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т.д.).

При изучении заглавия следует сопоставить его с темой курсовой работы. Если заглавие совпадает с темой или уже ее, то интерес представляет весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то будет интересна только часть издания.

Известность автора важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации известных ученых, поскольку малоизвестные авторы – это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения.

Аннотация помещается в начале книги и содержит, как правило, цель издания и характеристику потенциального круга читателей. На основе этих данных имеется возможность оценить, насколько близка книга к исследованиям по теме курсовой работы.

Оглавление раскрывает структуру издания, позволяет получить информацию о поставленных проблемах. На основе изучения оглавления можно определить, какая часть издания будет особенно полезна при выполнении курсовой работы.

Во введении или предисловии издания указываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги.

Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других авторов. Следует просмотреть список литературы, приводимый в конце издания, а также библиографические ссылки в тексте. Изучение списка литературы позволит получить информацию о степени изученности проблем темы курсовой работы.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Описание всех типов документов унифицировано и приведено в 4 разделе.

                    3 СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями. Для данного стиля характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа.

Предполагается использовать:

• неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят проверку работоспособности, а затем устанавливают ручки регуляторов…);

• формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»);

• предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»).

В научном тексте не следует использовать разговорную лексику, нужно использовать терминологические названия.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:

• последовательность изложения мыслей — вначале; прежде всего; затем; во-первых, во-вторых; значит; итак;

• переход от одной мысли к другой - прежде чем перейти к...,

обратимся к...; рассмотрим; остановимся на...; рассмотрев...,

перейдем к...; необходимо остановиться на...; необходимо рассмотреть...;

• противоречивые отношения — однако; между тем...; в то время как..; тем не менее;

• причинно-следственные отношения — следовательно; поэтому; благодаря этому; сообразно с этим; вследствие этого; отсюда следует, что...;

• отношение — конечно; разумеется; действительно; видимо; надо полагать; возможно; вероятно; по сообщению; по сведениям...; по мнению...; по данным...;

• итог, вывод - итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим.

для выражения логической последовательности используют:

• сложные союзы - благодаря тому что...; между тем как...; так как; вместо того чтобы...; ввиду того что...; оттого что..; вследствие того что...; после того как..; в то время как...;

• производные предлоги - в течение; в соответствии с...; в результате; в отличие от...; наряду с...; в связи с...; в следствие;

В качестве средств связи используют местоимения, прилагательные и причастия - данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше.

В научной речи очень распространены указательные местоимения “этот”, “тот”, “такой”, и напротив, такие местоимения, как “что-то”, “кое- что”, “что-нибудь” в тексте научной работы не используют.

Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное “следующие”, синонимичное местоимению “такие”, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, - Рассмотрим следующие факторы, влияющие на ремонтнопригодность устройства…).

Главы основной части работы должны иметь логическую взаимосвязь. Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности.

В конце каждого параграфа следует формулировать выводы (1-2 абзаца). Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.

Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы - “рассмотрено”, “проанализировано”, “изучено” и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: