Метод калькуляции затрат на качество

Затраты на качество (ЗК) в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности (Ву) и внешних работ (Вш).

Составляющие затрат по внутренней хозяйственной деятельности анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, а затраты на устранение дефектов - убыточными.

К составляющим затрат относят:

  • профилактику - деятельность по предотвращению и недопущению дефектов, например, метрологическое обеспечение производства, обучение персонала и т.д.;
  • оценивание - контроль, испытание и обследование с целью оценки выполнения требований к качеству;
  • внутренние затраты - следствие дефектов, выявленных до поставки продукции, например, повторная обработка, переделка, брак, повторное предоставление услуги, повторное проведение испытаний.
  • внешние затраты - следствие дефектов, проявившихся после поставки продукции, когда продукция не отвечает требованиям, предъявляемым к качеству. Например, затраты на ремонт продукции, ее возврат, гарантийное обслуживание, прямые затраты и скидки, связанные с изъятием продукции, издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции.

Метод калькуляции затрат, связанных с процессами

Данный метод оперирует понятиями стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса:

а) стоимость соответствия - затраты на удовлетворение всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса;

б) стоимость несоответствия - затраты, возникшие вследствие нарушения существующего процесса.

Как стоимость соответствия, так и стоимость несоответствия могут быть источником экономии средств.

Метод определения потерь из-за низкого качества

Здесь основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям из-за низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичный пример внутренних нематериальных потерь - снижение производительности труда вследствие переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Типичные внешние нематериальные потери - сокращение в будущем объема сбыта вследствие неудовлетворенности потребителей. Материальные потери - внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

Экономическая эффективность улучшения качества

Эффективность является одним из наиболее общих и важнейших экономических понятий.

В данном курсе мы рассматриваем прежде всего влияние качества на эффективность изготовления и эксплуатации продукции.

В рекомендациях, приводящих оценку эффективности мероприятий научно-технического прогресса, под эффективностью понимается характеристика способности системы производить экономический эффект (Э), равный разности между результатом экономической деятельности (Р) и затратам (З), произведенными для его получения (Зп) и использования или эксплуатации (Зэ).

З - Система - Р

Э = Р - З = Р - (Зп + Зэ).

Существует экономический механизм зависимости экономической эффективности от улучшения качества.

При улучшении качества продукции изготовителем, как правило, увеличивается и объем финансирования (затраты на качество). Увеличение затрат повышает продажную цену продукции. Для приобретения продукции потребителем по более высокой цене необходимо, чтобы процесс ее совершенствования вел к увеличению экономического эффекта потребителя.

В свою очередь изготовитель за счет увеличения продажной цены рассчитывает компенсировать увеличение затрат на совершенствование продукции, а также повысить свой экономический эффект для расширения (развития) производства. В то же время изготовитель повышает экономический эффект потребителя прежде всего за счет сокращения затрат на эксплуатацию, исключив до минимума или снизив дефекты при использовании продукции.

Главное, если изготовитель желает увеличить прибыль за счет совершенствования качества выпускаемой продукции, ему необходимо количественно и качественно учесть интерес потребителя, т. е. иметь (производить) продукцию с меньшей ценой потребления. В данном случае продукция изготовителя будет реализована, и он не только получит, но и увеличит прибыль.

При таком подходе совершенно очевидно, что выгоду получают как изготовитель, так и потребитель, в результате растет общий экономический эффект, движется научно-технический прогресс за счет совершенствования качества продукции, развития производства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: