Качество и конкурентоспособность продукции

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени оп­ределяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрение инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции по сравнению с аналогами конкурентов.

Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более про­грессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества».

Количественная характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Общепризнанна классификация следующих 10 групп свойств и соответствующих показателей: назначение, надежность, технологичность, стандартизация и унификация, эргономические, эстетические, транспортабельность, патентно-правовые, экологические, безопасность.

Показатели назначения характеризуют основную функциональ­ную причину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Для продукции производственно-технического назначения таким показателем

может служить ее производительность.

Показатели надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей:

безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени. Безотказность

чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является самым основным показателем качества;

долговечность - это свойство изделия сохранять работоспособность

до разрушения или другого предельного состояния;

ремонтоспособность - это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического обслуживания и ремонта;

сохраняемость это способность объекта сохранять свои свойства определенных условиях. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений дляобеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насы­щенность продукции стандартными, унифицированными и оригиналь­ными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и уни­фицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для потребителя.

Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необхо­димые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.

Эстетические показатели характеризуют композиционное совер­шенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, ста­бильность товарного вида изделия, стиль и т.д.

Показатели транспортабельности отражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, из­лучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности определяют степень безопасности экс­плуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и по­треблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически приятным и радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено

Но помимо этих показателей важна и цена изделия. Именно с це­ной связан вопрос экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, соответствует ли цена из­делия набору свойств, которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, которое можно представить формулой

Копт = Q

С

где Q - качество изделия

С - затраты наприобретение и эксплуатацию изделия.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты на эксплуатацию, ремонт и утилизацию изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включа­ющее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука — квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы и количественной оценки качества продукции.

В условиях перехода к рыночной экономике решение проблемы качества продукции в России во многом зависит от формирования систем стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию «качественная продукция».

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативныхдокументах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

Главная задача стандартизации — создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Нормотворческая деятельность проявляется прежде всего в разработке и применении стандартов.

Стандарт - нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием). Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, правила и требования различного характера. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

С переходом к рынку в России изменился сам подход к организации и использованию системы стандартов. Организация работы стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применен стандартов по большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности, если это связано с безопасностью жизнии здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д

В настоящее время сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает пять основополагающих стандартов:

1)ГОСТ Р 1.0-92. Основные положения;

2) ГОСТ Р 1.2-92. Порядок разработки государственных стандартов;

3) ГОСТ Р 1.3-92. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

4) ГОСТ Р 1.4-92. Стандарты предприятия. Общие положения;

5) ГОСТ Р 1.5-92. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

В государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:

• обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

• обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

• обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;

• основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также к утилизации продукции;

• положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения. метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

В Российской Федерации нормативные документы по стандар­тизации подразделяются на следующие категории:

• государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ);

• отраслевые стандарты (ОСТ);

• технические условия (ТУ);

• стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, регио­нальных и других объединений) — СТП;

• стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).

Развитие внешнеэкономических связей привело к необходимо­сти выработки стандартного подхода к понятию «производство каче­ственной продукции». Международная организация по стандартиза­ции (ИСО) разработала требования к качеству на международном уровне. Основное назначение международных стандартов — это созда­ние на международном уровне единой методической основы для раз­работки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

В 1987 г. Международная организация по стандартизации при­няла стандарты ИСО серии 9000 по системам качества, которые были разработаны на основе советских (Львовской, Саратовской, Красно­дарской, Ярославской и др.), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции.

Международные стандарты ИСО серии 9000 ознаменовали вы­ход стандартизации на качественно новый уровень. Они установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стан­дарты ИСО четко ориентированы на потребителя при строгом со­блюдении культуры производства.

В 2000 г. были приняты новые стандарты ИСО Международной организацией по стандартизации серии 9000. Вместо термина «систе­ма качества» введен термин «система менеджмента качества», кото­рый подчеркивает системный характер управления организацией при­менительно к качеству.

В целом данный набор международных стандартов представляет собой совокупность организационной структуры методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Собран­ные в этом сборнике стандарты отображают те аспекты общей функ­ции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также реализуют ее с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение каче­ства и его улучшение.

В начале XXI в. в состав ИСО входило более 90 стран, на долю которых приходилось свыше 95% мирового промышленного производ­ства. Появление международных стандартов способствовало тому, что на их основе во многих регионах мира и странах (включая Российскую Федерацию) стали вырабатываться собственные единые требования и процедуры, способные обеспечить эффективный обмен товарами, услугами и рабочей силой.

Для получения высокого качества' продукции необходимо осуще­ствлять процесс управления качеством, под которым понимают посто­янный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

До недавнего времени при решении проблем качества предпри­ятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка.

Система качества, регламентированная международным стандар­том ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия — от проек­тирования до утилизации — и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание.

Системный подход к управлению качеством продукции предпо­лагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления пред­приятием.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, меро­приятий, методов и средств, направленных на установление, обеспе­чение и поддержание высокого уровня качества продукции.

В соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 выделяются политика в области качества и непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление каче­ством продукции.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусмат­ривать:

• улучшение экономического положения предприятия;

• расширение или завоевание новых рынков сбыта;

• достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;

• ориентацию на удовлетворение требований потребителей опре­деленных отраслей или регионов;

• освоение изделий, функциональные возможности которых ре­ализуются на новых принципах;

• улучшение важнейших показателей качества продукции;

• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции; ш увеличение сроков гарантии на продукцию;

• развитие сервиса.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который обозначается как петля качества, включает 11 этапов.

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изгото­вителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

Таким образом, обеспечение качества продукции — это совокуп­ность планируемых и систематически проводимых мероприятий, со­здающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям, предъявля­емым к ее качеству.

В условиях конкурентной борьбы предприятия смогут успешно развиваться, внедряя системное управление качеством продукции. В настоящее время растущая требовательность к улучшению качества изделий — одна из характерных черт развития мирового рынка.

Особое место в мировой практике управления качеством продук­ции занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки ка­чества впервые появились в Японии в 1962 г. и стали важным факто­ром повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число ли­деров на мировом рынке товаров. С конца 1970-х гг. движение по со­зданию кружков качества приняло массовый характер во многих стра­нах мира (Венгрия, США, Франция, ФРГ, Швеция, Югославия и др.). Их широкому распространению способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, устройство конференций и семинаров.

Кружок качества — это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения, ко­торые регулярно (один раз в неделю) собираются и в течение часа (в ра­бочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в рабо­те. Коллектив общими силами под руководством лидера находит пути решения производственных задач и претворяет их в жизнь самосто­ятельно или с помощью специалистов.

Основные цели кружков качества:

• содействие вкладу в рост и развитие компании;

• создание атмосферы, в которой проявляется уважение к каж­дому члену трудового коллектива;

• активизация использования человеческого фактора.

В последние годы в развитых странах усилилось влияние обще­ства на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать ин­тересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам качества с точки зрения за­щиты окружающей среды и безопасности продукции.

Одним из гарантов выпуска высококачественной продукции явля­ется ее сертификация. Сертификация — это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характери­стик продукции требованиям стандартов или технических условий.

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставля­ют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответ­ственность поставщика (производителя, продавца и др.) за ввод в об­ращение недоброкачественной продукции, а с другой стороны, устанавливать обязательные к выполнению требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение.

Переход на рыночные отношения, активизация внешнеэкономи­ческой деятельности настоятельно требуют проведения работ по серти­фикации продукции исходя из международных требований.

Сертификация основана на проведении испытаний и оценке усло­вий производства сертифицируемой продукции, на контроле за выпол­нением этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независимого органа. Сочетание всех этих операций позволяет уста­новить в нормативно-технической документации (НТД) и контроли­ровать любые важные для потребителя характеристики продукции. Поэтому сертификация — не только надежная гарантия строгого их соответствия установленным требованиям и источник достоверной информации о таком соответствии, но и эффективное средство и сти­мул повышения качества продукции.

Сертификация качества осуществляется органами, формируемы­ми Госстандартом и его институтами. Органы, осуществляющие серти­фикацию систем качества, не зависят ни от покупателя, ни от произ­водителя. Их задача — дать объективную и авторитетную оценку систем качества. Для этого независимо от вида сертификации (обязательной или по инициативе изготовителя) предусматривается проведение типо­вых испытаний и государственный надзор за качеством сертификации продукции.

Если результаты испытания оказались успешными и подтверди­ли соответствие продукции требованиям нормативного документа, то хозяйствующему субъекту-производителю выдается сертификат. Срок действия сертификата устанавливается с учетом срока, на который аттестовано производство или сертифицирована система качества, но не более чем на три года.

Важнейшим условием успешной работы предприятия в рыноч­ной экономике является конкурентоспособность его продукции.

Конкурентоспособность продукции — это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степе­ни соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удов­летворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — явля­ются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие как реклам­ная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслу­живания.

И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятель­ности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой явля­ются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности товара можно представить в следующем виде:

Конкуренто­способность товара = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью — значит обеспечивать опти­мальное соотношение названных составляющих и направлять основ­ные усилия на решение задач повышения качества продукции, сниже­ния издержек производства, повышения экономичности и уровня обслуживания.

Указанные составляющие конкурентоспособности являются много­факторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издер­жек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, элек­троэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персо­нала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня элементов, составляющих конкурентоспособность, определяется таки­ми базовыми производственными факторами, как технический уро­вень производства, уровень организации производства, труда и управ­ления, квалификация работающих.

По существу, основа современной «философии успеха» заключа­ется в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

Финансовые результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в современных условиях ведет к обеспечению стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потреби­тельских свойств продукции, ее конкурентоспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: