Риск – это вероятность не осуществление ожидаемого, планируемого события или состояние в заданное время и с требуемыми целевыми нормативами. Под неопределённости понимается неполнота или неточность в информации об условиях реализации проекта или нововведения. В том числе связанные с оценкой затраты и результаты реализации. Неопределённость связанные с возможностью возникновения неблагоприятных ситуации и последствий, в ходе реализации проекта, характеризуется понятием риска.
Методы определения и назначения величины рисков.
Систематизация прежнего исторического, производственного и иного опыта; Построение рейтинга рисков; Корректирования расчетных нормативов проектов, программ с учётом фактора риска; Вероятностный расчёты.
В чем причины затухания относительного эффекта при использовании технически однородных решений.
Какова связь возможности устаревания и неудачи при разработке и реализации нововведений. Приведите примеры.
При планировании и финансировании поисковых и фундаментальных работ, являющихся основой принципиально новых решений, следует учитывать фактор риска и невозможность абсолютно точного определения технико-экономического эффекта нововведений. Правило №21. В реальных системах сосуществуют и одновременно функционируют элементы (изделия, услуги, технологии) разных поколений и уровней, причем во времени их удельный вес и влияние на эффективность самой системы меняются.
Последовательность обновления и определенная консервативность и инер- ционность больших систем чрезвычайно важны, так как создает условия их ста- бильного функционирования и развития, предсказуемости, а также защиты систе- мы в случае неудачи и ошибок при принятии решений.
Методы принятия инженерных и управленческих решений.
Процесс принятия решения – это выбор варианта решения из нескольких возможных. Методы принятия решений классифицируются в зависимости от способа принятия решений, имеющейся информации, применяемого аппарата. В зависимости от способа принятия решений они подразделяется на стандартные и нестандартные. Стандартные решения применяются в часто повторяющихся производственных ситуаций. Они содержится в законах, стандартах, правилах, нормативах и другой действующей документации.
Интеграция мнения специалистов или экспертиза при принятии управленческих и инженерных решений.
Методы коллективной работы экспертов при принятии решений: метод комиссий, мозговая атака и метод суда.
Коллективная работа экспертов. К этой группе относится совещание то есть метод открытого обсуждения и принятия решений – Метод комиссий; Метод мозговой атаки – в процессе которого внимание участников концентрируется на выдвижение идеи возможных путей решения одной конкретной задачи; метод суда – воспроизводит правила ведения судебного процесса, причём рассматриваемое решение выступает в качестве подсудимого, а группы экспертов исполняет роли прокурора и защиты.
Методы индивидуальной работы экспертов при принятии решений: априорное ранжирование и метод Дельфи.
Наиболее простым является метод априорного ранжирование, основанные на экспертной оценке факторов группы специалистов, компетентных в исследуемой области. Априори означает, что эксперт оценивает новое явление, факт на основе своего прошлого опыта. Метод Дельфи- это итерационная процедура, позволяющая подвергнуть мнение каждого эксперта критическому анализу со стороны всех остальных. Преимущества данного метода – анонимность, оперативность, управляемая обратная связь, возможность оценки мотивации при изменении мнение эксперта.
Опросы и интервью при принятии решений.
Особенности этих методов состоят в том что первичные оценки производят не специально Выбранные эксперты а участники Процесса, например, потребители продукции услуг или персонал предприятия и организации.
В чем преимущества и недостатки стандартных решений, применяемых при управлении технической эксплуатацией автомобилей.
ртные и нестандартные. Стандартные решения применяются в часто повторяющихся производст- венных ситуациях. Они содержатся в законах, стандартах, правилах, нормативах и другой действующей документации, опыте других специалистов и организаций. Например, при тормозном пути больше допустимого (правила дорожного движе- ния) автомобиль не допускается к эксплуатации; после определенного пробега ав- томобиль направляется на соответствующий вид ТО (Положение о ТО и ремонте) и др. В инженерно-технической службе 60-65% всех решений (у инженера АТП - 80-83%, у главного инженера - 45-55%) приходится на подобные повторяющиеся производственные ситуации. Решения при этом принимаются по следующей схе- ме: анализ рыночной или производственной ситуации -> ее идентификация с од- ной из стандартных -> принятие решения по правилам или аналогии со стандарт- ным. Правило №25. Знание и использование стандартных правил свидетель- ствуют не об отсутствии творческой инициативы, а о высокой квалифика- ции инженерно- управленческого персонала. Что даёт специалисту владение стандартными методами принятия решений? Во-первых, сокращает время на принятие решения, разработку и реализа- цию соответствующих мероприятий; во-вторых, уменьшает вероятность принятия ошибочных решений; в-третьих, у специалиста высвобождается время для приня- тия решений в нестандартных, новых или сложных производственных и рыноч- ных ситуациях, требующих сбора информации, ее анализа, расчетов, разработки новых способов достижения поставленных целей или разрешения возникших проблем.
Какие группы факторов используются в целевой функции.






