Основные философские методы

        В философии выделяют диалектический и метафизический методы как противоположные способы познания и подходы к рассмотрению мира.

       ДИАЛЕКТИКА – метод познания, нацеленный на изучение процессов изменения, движения и развития, происходящих в природе, обществе и человеческом мышлении. Поэтому диалектический подход исследует всеобщие соотношения, характеристики, взаимодействия, взаимосвязи, взаимопереходы, выявляет закономерности, в равной степени присущие всем этим сферам.

Движение, или изменение, бывает: 1) Качественное – прогрессивное  (или   развитие)   и  регрессивное   (упадок,   деструкция);  2) Количественное – (относительный) покой.

Диалектика считает, что всё в мире, и в первую очередь, сущность явлений и процессов, изменяется, развивается, движется, постоянно возникает нечто новое и исчезает или преобразуется старое. Причина этого – внутренняя противоположность и противоречивость всех явлений и процессов. Источник движения  – последовательное разрешение противоречий, то есть преодоление противоположностей как основание для возникновения нового качества и отрицания того, что уже отжило.

 

       МЕТАФИЗИКА как метод познания или просто и прямолинейно отрицает всякое развитие, движение и изменение, или же представляет их упрощённо, гораздо менее сложными, чем они являются в действительности, прежде всего лишь как количественные изменения. 

        Этот метод возник в ХVII–ХVIII вв. под влиянием успехов классической механики, когда изучались прежде всего так называемые малые (механические) системы, движущиеся под влиянием внешнего воздействия (толчка). Другие науки (биология, химия, геология, физиология, психология, социология) в это время только начинали формироваться и находились на стадии сбора фактического материала. В науке данного периода господствовал анализ – «разделение» явлений природы, их классификация, изучение в отдельности, временнáя изоляция. Утверждению метафизики как метода познания способствовало и развитие эксперимента. Так как эксперимент – это изоляция, анализ изучаемых явлений, то в научном знании того времени мало исследовались связи и взаимодействия (то есть синтез). Вещи мыслились не в их естественной целостности, а в разделении. Приёмы анализа (как одного из условий исследования) переносились на всю природу в целом. Природа рассматривалась как сумма независимых друг от друга элементов.

Иначе говоря, методы и представления классической механики распространились и за пределы механических процессов, где эти концепции были уместны, - а именно, в область живой природы, общества, человека, мышления. Была создана упрощённая картина мира и разработана методология (учение о методах познания), способная объяснить лишь отдельные, достаточно простые явления  в их изоляции друг от друга, но непригодная для сложных явлений и  систем, объединяющих разнородные развивающиеся  процессы и явления.

 Но тем не менее можно сказать, что метафизика – это не всегда антидиалектический метод. В определённом смысле она играет существенную роль и в современном научном познании, имея конкретную сферу своего распространения и использования. Пределы допустимости метафизики: 1) Ранние этапы процесса познания, когда ведётся   сбор фактов, накопление информации   и  её первоначальная обработка; 2) Простые, так называемые малые (а не сложные), процессы и системы.

 

ВЫВОД: Диалектика и метафизика как способы отношения к миру и методы познания ставят различные задачи, но при этом метафизика является как бы составной частью диалектики и помогает ей, находясь с ней в отношениях   взаимодействия  и   взаимодополнительности.

 

 

           

                   ДИАЛЕКТИКА                                                    МЕТАФИЗИКА

1. Цель изучения объекта или процесса – ис-     1. Цель   изучения  объекта или процесса – ис-

 следование его сущности, причины, зако-        следование сферы   явлений (то есть началь-

 нов  развития.                                                     ная  фаза изучения  объекта – сбор фактов,

                                                                                 накопление информации).

 

2. Изучает, почему и откуда возникают пред-     2. Изучает внешние, поверхностные свойства

 меты и процессы,  а также  тенденции их          и характеристики предметов и процессов на

  развития (то есть отвечает на  вопрос «По-           конкретной стадии их развития (то есть от-

   чему происходит?»).                                         вечает на вопрос «Что и как  происходит?»

                                                                                     

 

3. Рассматривает предметы, системы и свой-     3. Рассматривает  предметы, системы и свой-

 ства в динамике (как процесс).                        ства в статике (как завершённый, сложив-

                                                                                  шийся объект, феномен  или  состояние).                                 

                                                        

4. Изучает сложные саморегулирующиеся  и     4. Изучает относительно   простые, так  назы-

 саморазвивающиеся (эволюционирующие)          ваемые  малые, системы  (источник  движе-

  системы (источник развития которых нахо-     ния  которых находится  вне  их,  например,

  дится  в  них самих, когда развитие=само-       механические).

  развитие).

  

5. Считает противоречие  (то есть столкнове-    5. Отрицает   противоречие.    Считает  его

 ние внутренних противоположных свойств     ошибкой  человеческого разума, иллюзией

 объекта) источником его развития. Проти-      или  дефектом  самой вещи,  предмета или

  воречие здесь носит позитивный характер.       процесса. Противоречие здесь носит   нега-

                                                                                    тивный характер.                                                                                                                                                                                              

    

6. Свойства и стороны объекта изучаются во       6. Свойства   и  стороны  объекта   изучаются

  взаимосвязи и взаимообратимости с выде-        изолированно, вне отношений и связей друг

    лением  главных  из них,  то есть объект ис-       с другом, даже может быть изучена только

 следуется в целостности   (это   принцип           одна сторона или свойство объекта (это

   всесторонности  рассмотрения).                        принцип односторонности  рассмотрения).

                                                                            

7. Нацелена на синтез (принцип «и»).             7. Нацелена на анализ (принцип «или–или»).

 

8. Считает, что и   сущность, и сфера   явлений     8. Считает, что изменению и движению под-                                                                                                                              

 развиваются.                                                           вержена   только сфера явлений,  тогда как

                                                                                    сущность вещей   вечна,  неизменна и  не-

                                                                                     подвижна.

 

9. Рассматривает   как   качественные   (про-       9. Рассматривает  только   количественные  из-

 грессивные  и регрессивные) изменения,        менения.

 так и количественные.

 

10.Образно  говоря, представляет себе разви-    10. Образно говоря, представляет себе разви-

 тие  как  движение   «по спирали».                      тие  как  движение   «по кругу».

 

                                           


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: