В философии выделяют диалектический и метафизический методы как противоположные способы познания и подходы к рассмотрению мира.
ДИАЛЕКТИКА – метод познания, нацеленный на изучение процессов изменения, движения и развития, происходящих в природе, обществе и человеческом мышлении. Поэтому диалектический подход исследует всеобщие соотношения, характеристики, взаимодействия, взаимосвязи, взаимопереходы, выявляет закономерности, в равной степени присущие всем этим сферам.
Движение, или изменение, бывает: 1) Качественное – прогрессивное (или развитие) и регрессивное (упадок, деструкция); 2) Количественное – (относительный) покой.
Диалектика считает, что всё в мире, и в первую очередь, сущность явлений и процессов, изменяется, развивается, движется, постоянно возникает нечто новое и исчезает или преобразуется старое. Причина этого – внутренняя противоположность и противоречивость всех явлений и процессов. Источник движения – последовательное разрешение противоречий, то есть преодоление противоположностей как основание для возникновения нового качества и отрицания того, что уже отжило.
МЕТАФИЗИКА как метод познания или просто и прямолинейно отрицает всякое развитие, движение и изменение, или же представляет их упрощённо, гораздо менее сложными, чем они являются в действительности, прежде всего лишь как количественные изменения.
Этот метод возник в ХVII–ХVIII вв. под влиянием успехов классической механики, когда изучались прежде всего так называемые малые (механические) системы, движущиеся под влиянием внешнего воздействия (толчка). Другие науки (биология, химия, геология, физиология, психология, социология) в это время только начинали формироваться и находились на стадии сбора фактического материала. В науке данного периода господствовал анализ – «разделение» явлений природы, их классификация, изучение в отдельности, временнáя изоляция. Утверждению метафизики как метода познания способствовало и развитие эксперимента. Так как эксперимент – это изоляция, анализ изучаемых явлений, то в научном знании того времени мало исследовались связи и взаимодействия (то есть синтез). Вещи мыслились не в их естественной целостности, а в разделении. Приёмы анализа (как одного из условий исследования) переносились на всю природу в целом. Природа рассматривалась как сумма независимых друг от друга элементов.
Иначе говоря, методы и представления классической механики распространились и за пределы механических процессов, где эти концепции были уместны, - а именно, в область живой природы, общества, человека, мышления. Была создана упрощённая картина мира и разработана методология (учение о методах познания), способная объяснить лишь отдельные, достаточно простые явления в их изоляции друг от друга, но непригодная для сложных явлений и систем, объединяющих разнородные развивающиеся процессы и явления.
Но тем не менее можно сказать, что метафизика – это не всегда антидиалектический метод. В определённом смысле она играет существенную роль и в современном научном познании, имея конкретную сферу своего распространения и использования. Пределы допустимости метафизики: 1) Ранние этапы процесса познания, когда ведётся сбор фактов, накопление информации и её первоначальная обработка; 2) Простые, так называемые малые (а не сложные), процессы и системы.
ВЫВОД: Диалектика и метафизика как способы отношения к миру и методы познания ставят различные задачи, но при этом метафизика является как бы составной частью диалектики и помогает ей, находясь с ней в отношениях взаимодействия и взаимодополнительности.
ДИАЛЕКТИКА МЕТАФИЗИКА
1. Цель изучения объекта или процесса – ис- 1. Цель изучения объекта или процесса – ис-
следование его сущности, причины, зако- следование сферы явлений (то есть началь-
нов развития. ная фаза изучения объекта – сбор фактов,
накопление информации).
2. Изучает, почему и откуда возникают пред- 2. Изучает внешние, поверхностные свойства
меты и процессы, а также тенденции их и характеристики предметов и процессов на
развития (то есть отвечает на вопрос «По- конкретной стадии их развития (то есть от-
чему происходит?»). вечает на вопрос «Что и как происходит?»
3. Рассматривает предметы, системы и свой- 3. Рассматривает предметы, системы и свой-
ства в динамике (как процесс). ства в статике (как завершённый, сложив-
шийся объект, феномен или состояние).
4. Изучает сложные саморегулирующиеся и 4. Изучает относительно простые, так назы-
саморазвивающиеся (эволюционирующие) ваемые малые, системы (источник движе-
системы (источник развития которых нахо- ния которых находится вне их, например,
дится в них самих, когда развитие=само- механические).
развитие).
5. Считает противоречие (то есть столкнове- 5. Отрицает противоречие. Считает его
ние внутренних противоположных свойств ошибкой человеческого разума, иллюзией
объекта) источником его развития. Проти- или дефектом самой вещи, предмета или
воречие здесь носит позитивный характер. процесса. Противоречие здесь носит нега-
тивный характер.
6. Свойства и стороны объекта изучаются во 6. Свойства и стороны объекта изучаются
взаимосвязи и взаимообратимости с выде- изолированно, вне отношений и связей друг
лением главных из них, то есть объект ис- с другом, даже может быть изучена только
следуется в целостности (это принцип одна сторона или свойство объекта (это
всесторонности рассмотрения). принцип односторонности рассмотрения).
7. Нацелена на синтез (принцип «и»). 7. Нацелена на анализ (принцип «или–или»).
8. Считает, что и сущность, и сфера явлений 8. Считает, что изменению и движению под-
развиваются. вержена только сфера явлений, тогда как
сущность вещей вечна, неизменна и не-
подвижна.
9. Рассматривает как качественные (про- 9. Рассматривает только количественные из-
грессивные и регрессивные) изменения, менения.
так и количественные.
10.Образно говоря, представляет себе разви- 10. Образно говоря, представляет себе разви-
тие как движение «по спирали». тие как движение «по кругу».