Саратовский государственный технический университет
Кафедра архитектуры
Рабочая программа
Б 3.1.2.
по дисциплине «Композиционное моделирование»
Направление 270100 «Архитектура»
курс – 1 семестр – 1,2.
лекции – 36 экзамен — 2
практики - 108 зачет – 1
лаб. работа – нет
расчетно-графическая работа – нет
курсовой проект – 2
курсовая работа – нет
самостоятельная работа – 144
всего часов – 288
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «АРХ»
_____06 сентября______________2011 г. протокол № _1_________
Рабочая программа утверждена учебно-методической комиссией
по специальности _____________2011 г. протокол № _______________
Председатель УМКС _______________
Саратов - 2011
Композиционное моделирование
Содержание
1.Пояснительная записка 2. Программа дисциплины
|
|
3. Учебно-методический материал
3.1. Основная и дополнительная литература
3.2. Перечень наглядных и иных пособий
3.3. Перечень заданий по практикуму
4. Учебные модули
5. Контрольные тесты
6. Дополнения и изменения
Цели и задачи дисциплины
Цель преподавание дисциплины «Композиционное моделированияе(КМ) заключается в подготовке специалиста, владеющего творческим мировоззрением, методом и мышлением, а также композиционным мастерством и профессиональными знаниями. МКМ является существенной частью собственно теории архитектуры и призвана освещать вопросы методологической связи между теоретическими основами формообразования и композиционными закономерностями в архитек
Профессиональные компетенции.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
основные свойства архитектурно – пространственной формы;
отношение и пропорции;
метр и ритм;
фронтальную композицию;
объемную композицию;
пространственную композицию;
колористические закономерности;
архитектурное пространство;
Уметь:
применять в проектировании методы и средства архитектурно - пространственной композиции;
владеть художественно – композиционными навыками;
владеть приемами графического и макетного моделирования и выражения идей и замыслов.
Иметь представление об объективном характере композиционных принципов, развивающих чувство соразмерности и гармонии, а так же чувства масштабности при восприятии архитектурных форм.
1.3. Метод изучения: от анализа реальной архитектуры к теории композиции от абстрактных упражнений к композиционному моделированию.
|
|
Лекционный цикл представляет собой анализ произведений классической и современной архитектуры, теоретическое обобщение анализа в виде моделей и схем, анализ студенческих работ, тестирование.
Практические занятия включает в себя обсуждение заданий, поиск композиционного решения в рисунках, эскизах и макетах в соответствии с задачами упражнений и окончательное выполнение задания с помощью методов композиционного моделирования.
В конце каждого семестра предусматривается контрольная клаузура.
Отчетность по дисциплине предусматривается с использованием принципов модульно – рейтинговой системы.
Зачет выставляется на основании комплексной проверки уровня знаний каждого студента в ходе индивидуального обсуждения (защиты) выполненной работы (упражнения). Отчет проводится по мере выполнения заданий (упражнений) в соответствии с графиком практических занятий. Итоги работы в семестре подводятся на выставке всех работ перед экзаменом или фиксацией оценки по курсовому проекту. Общая оценка в графу «курсовое проектирование» выставляется на основании оценок, полученных в течение семестра.
В конце второго семестра проводится экзамен.
2. Содержание дисциплины
Распределение времени по темам и видам занятий
№ модуля | № темы | Наименование темы | Всего часов | Из них | Самост. работа | Примечание | |
Лекций | Практик | ||||||
1 | 1 | Композиционное моделирование | 36 | 4 | 8 | 22 | Упражнение |
2 | 2 | Объективные свойства формы | 30 | 6 | 12 | 12 | Упражнение |
3 | 3 | Средства архитектурной композиции | 44 | 8 | 16 | 20 | Прак. задание |
4 | 4 | Основные виды композиции | 78 | 6 | 36 | 36 | Прак. задание |
5 | 5 | Тектоника и архитектоническая организация | 62 | 2 | 24 | 36 | Реферат |
6 | 6 | Формообразование и комбинаторика | 40 | 10 | 12 | 18 | Прак. задание |
Итого: | 288 | 36 | 108 | 144 |
Содержание учебного процесса
№ недели | № модуля | Всего часов | Вопросы, изучаемые на практических занятиях | ТСО | СРС | Содержание СРС | Контроль | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 2 | 2 | Введение. Цель и задачи изучения композиционного моделирования Композиция в природе и искусстве. Определение.и терминология | слайды | |||||
3 4 | 6 | Понятия об основных свойствах объемно – пространственных форм. Геометрический вид формы. Формы линейные, плоскостные и объемные. Положение формы в пространстве…. Величина формы. Масса и массивность. Фактура и текстура. Светотень. Цвет. | слайды и таблицы | 6 | зарисовки | письменный опрос | ||
5 6 | 4 | Общее понятие о ритме. Ритм в природе и искусстве. Метр. Виды ритмических и метрических рядов и их сочетаний. Прогрессии.. Метр и ритм в построении фронтальной композиции. | - | 4 | - | |||
7 8 | 4 | Направление развития ритма. Метро - ритмический ря как закономерность. Ритм в зависимости от вида композиции. Ритм в объемной композиции. Пространственные формы ритма. Ритмы изогнутых линий и поверхностей. Появление пространственных форм в ритме и метре. | - | 4 | - | эскизирование | ||
9 10 | 4 | Пропорции. Понятие о пропорции в архитектуре. Виды пропорциональных отношений. «Золотое сечение». Пропорционирование как метод количественного согласование частей и целого. Система пропорционирования на основе квадрата, вписанных равносторонних треугольников. Построение ряда золотого сечения. Модульная и масштабная сетки. Основные направления использования пропорционирования в архитектуре. | - | 4 | - | письменный опрос | ||
11 12 | 2 | Масштаб и масштабность. Понятие масштабности в архитектуре. Человек как мера организуемого пространства. Относительность оценки масштабности. Антропоморность ордера. Эволюция представлений о масштабности. Зависимость масштабности архитектурной формы от характера ее членности. Эвритмия. Приемы и средства выражения масштабности. Архитектурный масштаб как средство художественной выразительности. | слайды | 2 | работа с литературой | зарисовки | ||
13 14 | 2 | Тождество, нюанс и контраст. Основные понятия. Тождество как принцип полного сходства элементов в архитектурной композиции. Модульность форм. Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы. Принцип организации формы как организма. Контраст как проявление различной в свойствах объемно – пространственных форм. Положение контрастных элементов в композиции. | - | 2 | - | - | ||
15 16 | 2 | Симметрия. Виды симметрии в архитектуре. Симметричные преобразования. Симметрия переносов. Понятие симметрии в архитектуре. Асимметрия. Антисимметрия. Дисимметрия. Проявление симметрии и асимметрии в композиции объемно - пространственных форм. Целостность асимметрических форм. | - | 22 | - | - | ||
17 | 6 | Закономерности зрительного восприятия. Объемно – пространственная композиция как программа восприятия. Теоретические принципы построения композиции. Восприятие различных геометрических форм и их элементов. Правило Мюллера. Факторы неожиданности и повторяемости. Оптические иллюзии и условия восприятия. Поле наилучшего зрения. | - | 6 | - | - | ||
1 2 | 2 | Тектоника. Тектоника как выражение структуры объемно – пространственных форм. Понятие тектоники в архитектуре. Ранние архитектурно – тектонические системы. Стеновая система. Стоечно – балочная система. Тектонические сооружения древности. | ||||||
3 4 | 2 | Современные тектонические системы. Тектоника куполов, сводов и оболочек. Цилиндрические и конические оболочки. Оболочки двойной кривизны. Комбинированные покрытия. Висячие покрытия, стержне – тросовые конструкции. Пневматические конструкции. | - | - | - | |||
5 6 | 6 | Средства архитектурной композиции и их роль в творческом процессе. Средства,способствующие структурной организации архитектурного произведения;средства,способствующие гармонизации формы;средства,способствующие эмоциональной выразительности произведения. Понятие о художественном образе в архитектуре. Диалектическая основа архитектурной композиции. | - | 6 | таблица | - | ||
7 8 | 2 | Понятия об основных видах композиции. Фронтальная композиция. Объемная композиция. Пространственная композиция. Виды фронтальной композиции. Приемы и средства построения. Выявление фронтальной композиции. | - | |||||
9 10 | 2 | Объемная композиция. Разновидность объемной композиции. Масса и пространство в объемной композиции. Объемная композиция как сочетание объемов. Межобъемное пространство. Приемы и средства построения объемной композиции соотношение как сочетание объемных элементов и внешнего менеобъемного пространства. Соотношение объемов между собой. Пластическая разработка поверхностей объемных элементов. | - | макет | ||||
11 12 | 2 | Пространственная композиция. Виды композиции пространства в архитектуре. Неограниченное архитектурное пространство. Ограниченное архитектурное пространство. Соотношение координат в пространстве. Форма плана в композиции сооружения. | - | макет | - | |||
13 14 | 2 | Построение и выявление ограниченного архитектурного пространства. Композиционные оси. Ось равновесия. Композиционные центры и доминанты. Приемы построения, использующие средства формы и возможности их изменения. Прием построения использующий величину как свойства элемента. Приемы расположения поверхности основания и перекрытия. Приемы членения пространства. | - | зарисовки | зарисовки | |||
15 16 | Объемно – пространственная композиция как модель проектирования. Морфологические особенности архитектурного объекта и объемной модели. Специфика творческой работы над ОПК. Объемное моделирование как метод проектного поиска. Комбинаторика в композиции. | - | - | - | ||||
1-2 | 2 | Практика I семестр Графическое упражнение. Линии. | 2 | эскизирование | оценка | |||
3-4 | 2 | Плоские формы. | 2 | - | - | |||
5-6 | 2 | Объемные формы. | 2 | - | - | |||
7-8 | 2 | Модульный куб. | 2 | - | - | |||
9-10 | 2 | Плоские решетки. | 2 | - | - | |||
11-12 | 2 | Цветовой треугольник. | 2 | - | - | |||
13-14 | 2 | Цветовой круг. | 4 | - | - | |||
15-16 | 2 | Контрольная клаузура. | 2 | - | - | |||
1 | 1 | I семестр Композиция на плоскости. | 2 | эски-зирование | оценка | |||
2 3 | 2 | Изучение закономерностей метро –ритмических рядов | 4 | - | - | |||
4-9 | 6 | Композиционное решение фронтальной поверхности и выявление ее плоскости. | 8 | макет | - | |||
10-16 | 7 | Диалектическая взаимосвязь основных видов композиции. Контрасты. | 10 | макет | - | |||
17 | 1 | Контрольная клаузура. | оценка | |||||
1-6 | 6 | I1 семестр Композиционное упражнение на конструктивное взаимодействие объемно – пространственных форм. | 6 | макет | оценка | |||
7-11 | 5 | Композиционное сопоставление закрытых контрастных пространств. | 5 | макет | оценка | |||
12-16 | 5 | Взаимосвязь внутреннего пространства с его объемной формой и окружающей средой. | 5 | макет |
|
|
|
|