Содержание учебного процесса

Саратовский государственный технический университет

Кафедра архитектуры

 

Рабочая программа

Б 3.1.2.

по дисциплине «Композиционное моделирование»

 

Направление 270100 «Архитектура»

 

курс – 1                            семестр – 1,2.

лекции – 36                       экзамен — 2       

практики - 108        зачет – 1                          

лаб. работа – нет

расчетно-графическая работа – нет

курсовой проект – 2

курсовая работа – нет

самостоятельная работа – 144

всего часов – 288

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «АРХ»

_____06 сентября______________2011 г. протокол № _1_________

 

 

Рабочая программа утверждена учебно-методической комиссией

 по специальности _____________2011 г. протокол № _______________

                                          Председатель УМКС _______________

 

Саратов - 2011

 

 Композиционное моделирование

 

Содержание

 

 

1.Пояснительная записка                                                                              2. Программа дисциплины

3. Учебно-методический материал

 3.1. Основная и дополнительная литература

3.2. Перечень наглядных и иных пособий

3.3. Перечень заданий по практикуму

4. Учебные модули

5. Контрольные тесты

6. Дополнения и изменения

 

Цели и задачи дисциплины

Цель преподавание дисциплины «Композиционное моделированияе(КМ) заключается в подготовке специалиста, владеющего творческим мировоззрением, методом и мышлением, а также композиционным мастерством и профессиональными знаниями. МКМ является существенной частью собственно теории архитектуры и призвана освещать вопросы методологической связи между теоретическими основами формообразования и композиционными закономерностями в архитек

Профессиональные компетенции.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

основные свойства архитектурно – пространственной формы;

отношение и пропорции;

метр и ритм;

фронтальную композицию;

объемную композицию;

пространственную композицию;

колористические закономерности;

архитектурное пространство; 

      

Уметь:

применять в проектировании методы и средства архитектурно - пространственной композиции;

владеть художественно – композиционными навыками;

владеть приемами графического и макетного моделирования и выражения идей и замыслов.

Иметь представление об объективном характере композиционных принципов, развивающих чувство соразмерности и гармонии, а так же чувства масштабности при восприятии архитектурных форм.

1.3. Метод изучения: от анализа реальной архитектуры к теории композиции от абстрактных упражнений к композиционному моделированию.

Лекционный цикл представляет собой анализ произведений классической и современной архитектуры, теоретическое обобщение анализа в виде моделей и схем, анализ студенческих работ, тестирование.

Практические занятия включает в себя обсуждение заданий, поиск композиционного решения в рисунках, эскизах и макетах в соответствии с задачами упражнений и окончательное выполнение задания с помощью методов композиционного моделирования.

В конце каждого семестра предусматривается контрольная клаузура.

Отчетность по дисциплине предусматривается с использованием принципов модульно – рейтинговой системы.

Зачет выставляется на основании комплексной проверки уровня знаний каждого студента в ходе индивидуального обсуждения (защиты) выполненной работы (упражнения). Отчет проводится по мере выполнения заданий (упражнений) в соответствии с графиком практических занятий. Итоги работы в семестре подводятся на выставке всех работ перед экзаменом или фиксацией оценки по курсовому проекту. Общая оценка в графу «курсовое проектирование» выставляется на основании оценок, полученных в течение семестра.

В конце второго семестра проводится экзамен.

 

2. Содержание дисциплины

Распределение времени по темам и видам занятий

модуля

темы

Наименование темы

Всего часов

Из них

Самост. работа

Примечание

Лекций Практик
1 1  Композиционное моделирование 36 4 8 22 Упражнение
2 2 Объективные свойства формы 30 6 12 12 Упражнение
3 3 Средства архитектурной композиции 44 8 16 20 Прак. задание
4 4 Основные виды композиции 78 6 36 36 Прак. задание
5 5 Тектоника и архитектоническая организация 62 2 24 36 Реферат
6 6 Формообразование и комбинаторика 40 10 12 18 Прак. задание
    Итого: 288 36 108 144  

 

Содержание учебного процесса

 

№ недели № модуля Всего часов   Вопросы, изучаемые на практических занятиях ТСО СРС Содержание СРС Контроль
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1   2   2   Введение. Цель и задачи изучения композиционного моделирования Композиция в природе и искусстве. Определение.и терминология слайды      
3   4   6   Понятия об основных свойствах объемно – пространственных форм. Геометрический вид формы. Формы линейные, плоскостные и объемные. Положение формы в пространстве…. Величина формы. Масса и массивность. Фактура и текстура. Светотень. Цвет. слайды и таблицы 6 зарисовки письменный опрос
5 6   4   Общее понятие о ритме. Ритм в природе и искусстве. Метр. Виды ритмических и метрических рядов и их сочетаний. Прогрессии.. Метр и ритм в построении фронтальной композиции. - 4 -  
7 8   4   Направление развития ритма. Метро - ритмический ря как закономерность. Ритм в зависимости от вида композиции. Ритм в объемной композиции. Пространственные формы ритма.  Ритмы изогнутых линий и поверхностей. Появление пространственных форм в ритме и метре. - 4 - эскизирование
9 10   4   Пропорции. Понятие о пропорции в архитектуре. Виды пропорциональных отношений. «Золотое сечение». Пропорционирование как метод количественного согласование частей и целого. Система пропорционирования на основе квадрата, вписанных равносторонних треугольников. Построение ряда золотого сечения. Модульная и масштабная сетки. Основные направления использования пропорционирования в архитектуре. - 4 - письменный опрос
11 12   2   Масштаб и масштабность. Понятие масштабности в архитектуре. Человек как мера организуемого пространства. Относительность оценки масштабности. Антропоморность ордера. Эволюция представлений о масштабности. Зависимость масштабности архитектурной формы от характера ее членности. Эвритмия. Приемы и средства выражения масштабности. Архитектурный масштаб как средство художественной выразительности. слайды 2 работа с литературой зарисовки
13 14   2   Тождество, нюанс и контраст. Основные понятия. Тождество как принцип полного сходства элементов в архитектурной композиции. Модульность форм. Нюанс как отношение близких состояний свойств элементов архитектурной формы. Принцип организации формы как организма. Контраст как проявление различной в свойствах объемно – пространственных форм. Положение контрастных элементов в композиции. - 2 - -
15 16   2   Симметрия. Виды симметрии в архитектуре. Симметричные преобразования. Симметрия переносов. Понятие симметрии в архитектуре. Асимметрия. Антисимметрия. Дисимметрия. Проявление симметрии и асимметрии в композиции объемно - пространственных форм. Целостность асимметрических форм. - 22 - -
17   6   Закономерности зрительного восприятия. Объемно – пространственная композиция как программа восприятия. Теоретические принципы построения композиции. Восприятие различных геометрических форм и их элементов. Правило Мюллера. Факторы неожиданности и повторяемости. Оптические иллюзии и условия восприятия. Поле наилучшего зрения. - 6 - -
1 2   2   Тектоника. Тектоника как выражение структуры объемно – пространственных форм. Понятие тектоники в архитектуре. Ранние архитектурно – тектонические системы. Стеновая система. Стоечно – балочная система. Тектонические сооружения древности.        
3 4   2   Современные тектонические системы. Тектоника куполов, сводов и оболочек. Цилиндрические и конические оболочки. Оболочки двойной кривизны. Комбинированные покрытия. Висячие покрытия, стержне – тросовые конструкции. Пневматические конструкции.   -   - -
5   6   6   Средства архитектурной композиции и их роль в творческом процессе. Средства,способствующие структурной организации архитектурного произведения;средства,способствующие гармонизации формы;средства,способствующие эмоциональной выразительности произведения. Понятие о художественном образе в архитектуре. Диалектическая основа архитектурной композиции. - 6 таблица -
7   8   2   Понятия об основных видах композиции. Фронтальная композиция. Объемная композиция. Пространственная композиция. Виды фронтальной композиции. Приемы и средства построения. Выявление фронтальной композиции. -      
9 10   2   Объемная композиция. Разновидность объемной композиции. Масса и пространство в объемной композиции. Объемная композиция как сочетание объемов. Межобъемное пространство. Приемы и средства построения объемной композиции соотношение как сочетание объемных элементов и внешнего менеобъемного пространства. Соотношение объемов между собой. Пластическая разработка поверхностей объемных элементов. -   макет  
11 12   2   Пространственная композиция. Виды композиции пространства в архитектуре. Неограниченное архитектурное пространство. Ограниченное архитектурное пространство. Соотношение координат в пространстве. Форма плана в композиции сооружения. -   макет -
13   14   2   Построение и выявление ограниченного архитектурного пространства. Композиционные оси. Ось равновесия. Композиционные центры и доминанты. Приемы построения, использующие средства формы и возможности их изменения. Прием построения использующий величину как свойства элемента. Приемы расположения поверхности основания и перекрытия. Приемы членения пространства. -   зарисовки зарисовки
15   16       Объемно – пространственная композиция как модель проектирования. Морфологические особенности архитектурного объекта и объемной модели. Специфика творческой работы над ОПК. Объемное моделирование как метод проектного поиска. Комбинаторика в композиции. -   - -
1-2     2 Практика I семестр Графическое упражнение. Линии.     2 эскизирование оценка
3-4     2 Плоские формы.   2 - -
5-6     2 Объемные формы.   2 - -
7-8     2 Модульный куб.   2 - -
9-10     2 Плоские решетки.   2 - -
11-12     2 Цветовой треугольник.   2 - -
13-14     2 Цветовой круг.   4 - -
15-16     2 Контрольная клаузура.   2 - -
  1       1 I семестр Композиция на плоскости.   2 эски-зирование оценка
2 3     2 Изучение закономерностей метро –ритмических рядов   4 - -
4-9     6 Композиционное решение фронтальной поверхности и выявление ее плоскости.   8 макет -
10-16       7 Диалектическая взаимосвязь основных видов композиции. Контрасты.   10 макет -
17     1 Контрольная клаузура.       оценка
1-6     6 I1 семестр Композиционное упражнение на конструктивное взаимодействие объемно – пространственных форм.   6 макет оценка
7-11     5 Композиционное сопоставление закрытых контрастных пространств.   5 макет оценка
12-16     5 Взаимосвязь внутреннего пространства с его объемной формой и окружающей средой.   5 макет  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: